Устькаменогорцы имеют вопросы к работе школьных медиков

16 марта 2024, 7:28
Сейчас читают:
Устькаменогорцы имеют вопросы к работе школьных медиков Устькаменогорцы имеют вопросы к работе школьных медиков
Устькаменогорцы имеют вопросы к работе школьных медиков

Ребёнок получил травму на занятиях в школе. Классный руководитель вызвал родителей и отправил пострадавшего не в больницу, а домой. Вокруг достаточно обычной ситуации разгорелись споры в соцсетях. Как должен действовать школьный фельдшер, если к нему обращается ребёнок с жалобами на недомогание или травму? Почему медик не всегда оказывается на своём посту? В каком случае школа обязана вызвать к пострадавшему "скорую"? Ответы на эти и другие вопросы искал корреспондент YK-news.kz.

"Вызывайте маму!"

Полтора месяца назад много шума наделал пост в соцсетях от женщины, чья дочь пострадала во время занятий в одной из усть-каменогорских школ (здесь и далее орфография и пунк­туация авторов сохранены):

"Моя дочь упала в школе, ударилась головой, медик школы не вызвала скорую и отправила домой, классный руководитель позвонила и сказала что ребёнку плохо и чтоб я её забрала. Дома ей стало плохо, она рассказала что упала и ударилась головой об пол, очнулась в кабинете медика. Вызвали скорую и её увезли и положили с сотрясением в ЦМиР. Написала заявление на медика, а его оставили без рассмотрения так как нет состава преступления, а как же инструкция по которой медик обязана вызвать родителей и скорую помощь? Что за беспредел у нас происходит?"

Эта тема не оставила равнодушным никого. Многие устькаменогорцы в комментариях рассказали ситуации, с которыми пришлось столкнуться лично им. А те, чьим чадам пока не случалось заболеть или травмироваться в школе, волнуются наперёд. Дети есть дети. Они активно двигаются и получают травмы значительно чаще взрослых. Большинство пишущих выказали неудовольствие тем, что школьные медики в подобных случаях прежде звонят родителям, а не в экстренную медицинскую службу.

А если по правилам?

Из комментариев, оставленных устькаменогорцами под нашумевшим постом, становится ясно, что люди по-разному представляют себе алгоритм поведения школьного медика в подобной ситуации. Одни недовольны, если помощь ребёнку оказывается без их согласия. Другие, напротив, в любой ситуации требуют вызова бригады экстренной помощи.

— Школьная медсестра оказывает неотложную медицинскую помощь обучающимся, педагогическому и техническому персоналу в случаях внезапных острых заболеваний и состояний, обострении хронических заболеваний, не представляющих явной угрозы жизни пациента, травм (неотложная доврачебная помощь, направление в медицинскую организацию по месту прикрепления, вызов бригады скорой медицинской помощи), — поясняет заместитель руководителя управления здравоохранения ВКО Шолпан Макашева. — Медицинский работник организации среднего образования обязан проинформировать классного руководителя и родителей пострадавшего. И обязательно вызвать взрослых членов семьи для сопровождения ребенка в травмпункт, домой или в больницу, если туда ребёнка отправляют на "скорой".

К сожалению, из поста мамы не совсем понятно, поставили ли её в известность о том, что девочка получила травму головы. Также остаётся неясным, почему сама родительница приняла решение везти ребёнка не в больницу, а домой. Тяжесть травмы преуменьшила школа или недооценила сама мама?

Формально школьный медик действовал по алгоритму. Классного руководителя и родителей проинформировали. Девочку отдали маме. При этом медик должен был заподозрить черепно-мозговую травму на том основании, что ребёнок потерял сознание. Должен ли он был звонить в "скорую"?

Мы попросили прокомментировать эту ситуацию опытного фельдшера, много лет работающего в одной из школ Усть-Каменогорска.

— Сейчас учителя страхуются и отправляют ко мне детей при любом недомогании, — рассказывает наш источник. — Голова заболела, вырвало, живот болит, упал. Каждого ребёнка я записываю в амбулаторный журнал. Обязательно при любой жалобе измеряю температуру, давление, пульс. Даже если все показатели нормальные, но ребёнок жалуется, всё равно звоню маме. С любой травмой, считаю я её опасной или не считаю, мы отправляем в ЦМиР. Если ситуация такова, что отправлять надо срочно, а родители говорят, что не могут подъехать, отправляем с учителем. Если есть потеря сознания и подозрение на черепно-мозговую травму, моментально вызываем "скорую". Это даже не обсуждается. Но вообще дожидаемся родителей. Я по телефону спрашиваю, вызываем мы "скорую", чтобы организовать перевозку, либо они сами довезут. В той ситуации, возможно, дело было в недостаточной квалификации медработника. Должны быть фельдшеры, но их не хватает.

По словам нашей собеседницы, все травмы, по поводу которых есть обращение в экстренные службы, проходят через канал 102. Следовательно, разбираться с обстоятельствами их получения будет полиция. Мы не можем строить предположения, по какой причине школьный медик в ситуации, описанной в посте, не стал вызывать "скорую". Было ли это проявлением халатности, непрофессионализма или нежелания портить статистику детского травматизма в школе? Думается, родители девочки имеют право добиваться ответа на этот вопрос.

В комментариях промелькнуло сообщение, что в некоторых учебных заведениях решение об обращении в экстренную медицинскую службу поставили в зависимость от решения родителей.

"Нам в школе сказали, если с ребенком что случись, ни учитель, ни медик не имеют права вызывать скорую без согласия родителей", — пишет kucherenkoevgeniya1977.

В облздраве опровергли существование таких правил у школьных медиков.

— При наличии экстренных показаний или угрозы жизни обучающихся неотложная медицинская помощь оказывается без согласия родителей (законных представителей) с последующим обязательным информированием родителей (законных представителей) об оказанной медицинской помощи согласно пунктам 1 и 3 статьи 137 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения", — комментирует Шолпан Макашева.

Иными словами, советоваться с родителями о вызове "скорой" школьный врач может только при обсуждении способа транспортировки ребёнка в больницу.

Временно недоступен?

При обсуждении этой истории многие устькаменогорцы выказали недовольство тем, что медик не всегда находится на рабочем месте.

"У меня сегодня ребёнок пошёл в школу, в школе заболела голова медика на месте не оказалось отправили домой. Ребенок пришёл домой с температурой 39,5",  — пишет qwertyiiopzxcvb8.

"У меня дочь недавно в школе запнулась и упала, рассекла подбородок, — рассказывает elenaotstavnova6. — Кл. рук.позвонила, сказала сможете забрать ребёнка, медика нет она работает до 16.30, произошло все в 17. 30, так вот тоже интересно, почему медик не работает тогда вторую смену тоже, а мало ли что может случиться. В итоге забрали ребёнка и повезли в цмир зашивать рану. Мне кажется медики должна работать в две смены. Это школа, это дети, всякое может случиться".

"Хорошо что вообще есть медик в школе и он находился на рабочем месте. В нашей школе постоянно отсутствует, на обед домой уходит. Работает до 17.00 последний урок в начале 20.00 заканчивается.. Не график а сказка", — возмущается n_a_di_.

"Какой график установлен, так медик и работает, как и все люди", — возражает miller_zinaida.

Большинство школ Усть-Каменогорска имеют двухсменный режим работы. Занятия начинаются в восемь утра и заканчиваются в восьмом часу вечера. Очевидно, что один человек не может трудиться ежедневно по 12 часов в сутки. Это было бы грубейшим нарушением трудового законодательства. Но и сменщик школьному медработнику в большинстве наших школ не полагается.

— Минимальные штатные нормативы медсестер формируются из расчета одна штатная единица на 700 обучающихся, но не менее двух штатных единиц в организациях среднего образования с двух- и трехсменным режимом обучения и не более четырёх штатных единиц в организациях среднего образования с количеством обучающихся свыше 2800, — уточняет Шолпан Макашева.

Большинство школьных медиков работают с 8.00 до 17.00. Но бывают ситуации, когда они отсутствуют на рабочем месте в положенное время.

— Мы же работаем от поликлиники, — констатирует школьный фельдшер. — Иногда у нас бывают совещания, семинары. Нас и дёргают из школы.

Отсутствие медика в определённые часы, безусловно, увеличивает риски неоказания своевременной помощи. Вопрос с семинарами и совещаниями теоретически можно решить, была бы на то добрая воля руководства поликлиник. Но что делать с тем, что двухсменный режим работы школы по факту превышает установленную законом продолжительность рабочего дня и рабочей недели?

Если нет врача

Свои инструкции о порядке оказания помощи заболевшим или травмированным детям имеются не только у медиков, но и у педагогов.

— В случае если ребенку понадобилась медицинская помощь, после ее оказания школьным медиком классный руководитель ставит в известность родителей ребенка, — поясняет заместитель руководителя управления образования ВКО Алима Акылбек. — При необходимости, по рекомендации медработника, если ребенку предписан покой или дообследование в лечебном учреждении, классный руководитель уведомляет об этом законных представителей и отправляет ребенка домой только в сопровождении родителей или заменяющих их лиц.

Но как быть, если школьного фельдшера вызвали на совещание или симптомы заболевания обнаружились у ребёнка на последних уроках второй смены? В этих обстоятельствах решение об оказании помощи придётся принимать учителю. И правильность этого решения иногда зависит от уровня профессиональной подготовки, которую он получил в вузе.

— Однажды иду по коридору школы, а навстречу мне девочка из одиннадцатого класса, — рассказывает учитель одной из усть-каменогорских школ. — Лицо серое, за живот держится. Две подружки её поддерживают. Врача нет. Мама на работе. Классный руководитель отпустила домой. Девочкам приказала проводить. А я по лицу вижу, что ученице плохо совсем. Сделала, как учили на лекциях по медицине в пединституте: нажала на живот, потом резко отпустила. Если скопление газов, боль будет при нажатии. Если при отпускании, может быть аппендицит. Спрашиваю: "Как больнее?" Говорит, что при отпускании. Ну, я и вызвала "скорую". Увезли в больницу, прооперировали в тот же день. Страшно подумать, что могло случиться, если бы она дома осталась одна!

Следует отметить, что героиня этой истории получала профессиональное образование ещё в Усть-Каменогорском педагогическом институте. Тогда в программу обучения педагогов в обязательном порядке входили основы медицинских знаний. Благодаря им учительница смогла принять правильное решение в ситуации, когда школьного медика не оказалось под рукой.

К сожалению, сегодня специалистов с таким уровнем подготовки в школах становится всё меньше. А в профессиональном стандарте педагога, утверждённом Министерством просвещения РК в декабре 2022 года, медицинские знания вообще не значатся. Согласно этим стандартам, педагог обязан обладать только предметными, методическими и психолого-педагогическими знаниями.

Школьная жизнь разно­образна и непредсказуема. И дети в любой момент могут оказаться в ситуации, когда им понадобится экстренная медпомощь. Однако, как мы видим, на сегодняшний день работа школьных медиков организована не лучшим образом. Существуют прописанные алгоритмы и инструкции, но не всегда хватает кадров нужной квалификации. А режим работы школьного фельдшера, похоже, рассчитан на добрую волю мироздания, которое не допустит несчастных случаев в то время, когда медик уже закончил свой рабочий день. Так себе надежда, если честно. Конечно, можно переложить ответственность за принятие решения на папу с мамой. Но если промедление окажется равным жизни ребёнка? Станет ли для нас достаточным оправданием несовершенство режима работы медика или профессиональной подготовки учителя? Очевидно, что проблема существует. Её необходимо решать.

Ирина Плотникова

Также читайте