Что будут делать власти Усть-Каменогорска, если завтра встанут трамваи и автобусы?

27 января 2018, 5:22
Сейчас читают:
Что будут делать власти Усть-Каменогорска, если завтра встанут трамваи и автобусы? Что будут делать власти Усть-Каменогорска, если завтра встанут трамваи и автобусы?
Что будут делать власти Усть-Каменогорска, если завтра встанут трамваи и автобусы?
Фото Виктор Абакумов

Общественный транспорт Усть-Каменогорска в одном шаге от коллапса. Многомиллионные долги и разногласия с налоговиками в любой момент могут обернуться остановкой трамваев и автобусов. В такой ситуации городская администрация вынуждена не только искать срочный выход из ситуации, но и пересматривать всю систему взаимоотношений с транспортными компаниями. Один из вариантов "реанимационных мероприятий" — создание государственного предприятия, которое займется пассажирскими перевозками.

Пациент скорее мёртв, чем жив

Сегодняшнее состояние трамвайного парка Усть-Каменогорска не внушает оптимизма. ТОО "Шыгысэнерготрейд" держит руку на рубильнике, грозясь обесточить трамвайные линии за хронические долги. Городской электротранспорт работает "под честное слово", а энергетики идут на уступки все неохотнее. Их можно понять — долги надо отдавать.

Об этом же твердят в областном департаменте госдоходов (ДГД ВКО), обвиняя предприятие в уклонении от налогов. Речь идет о сомнительной схеме с привлечением индивидуальных предпринимателей, из-за которой бюджет недосчитался около 100 миллионов тенге.

Тяжба длится более пяти лет, и все это время счета трамвайного парка заблокированы. В такой ситуации компании затруднительно вести расчет за электроэнергию. Однако терпение энергетиков не безгранично — 23 января трамваи не встали, но это может произойти в любой день.

Судьба собратьев по транспортному цеху не стала предостережением для автобусных компаний Усть-Каменогорска, где тоже в ходу схемы с привлечением ИП. В конце концов и их настиг злой рок. В 2016 году четырем основным автоперевозчикам города — ТОО "РОСТ", "Вебас", "АТЦ "БЭСТ" и "Vosca" — ДГД ВКО доначислил недоимку: свыше четырех миллиардов тенге.

Начались ожидаемые разбирательства. В данный момент вопрос рассматривается Комитетом госдоходов РК и, если претензии ДГД признают правомерными, автобусные компании ждет судьба трамвайного парка. Уже в начале февраля их счета могут быть арестованы. И тогда только чудо позволит перевозчикам выполнять свои обязательства. Навряд ли какая-то топливная компания согласится, по примеру Шыгысэнерготрейда, пять лет заправлять автобусы в долг.

Пытаемся откачать

Что будет, если одновременно встанут автобусы и трамваи, объяснять не надо. Власти города отчаянно стремятся отсрочить подобную развязку.

Так, на последних переговорах с Шыгысэнерготрейдом акимат уговаривал перенести дату отключения трамваев с 23 января на 16 февраля. Энергетики не дали согласия, но пока напряжение подается в полном объеме.

Проблема с автобусами гораздо сложнее. Власти не имеют полномочий вмешиваться в сферу деятельности налоговиков. Хотя, как сообщил заместитель руководителя отдела экономики и бюджетного планирования акимата Усть-Каменогорска Ринат Бутажанов, союзником акимата в этом вопросе выступает прокуратура ВКО. В данный момент действия по заморозке счетов приостановлены в связи с протестом генеральной прокуратуры, внесенным в Комитет госдоходов.

Потуги властей оспорить решения ДГД вполне понятны. Ведь речь идет не о просрочке с уплатой налогов. Транспортников Усть-Каменогорска обвиняют в использовании сомнительных схем для сокрытия доходов, а это уже налоговое правонарушение. Если окажется, что из года в год обслуживание социально важной сферы доверяли компаниям, нарушающим законодательство, это ощутимо пошатнет репутацию акимата.

Не добавляет оптимизма и перспектива тотальной остановки общественного транспорта.

В такой ситуации власти Усть-Каменогорска просто обязаны искать резервные выходы.

— Хочу успокоить горожан: без общественного транспорта их не оставят, — сообщил на недавней пресс-конференции заместитель акима города Ержан Конырбаев. — Чтобы снять социальную напряженность, могу заявить, что с проблемой мы знакомы, ищем пути ее решения.

Достаточно проанализировать некоторые факты, чтобы стало понятно — в акимате Усть-Каменогорска на полном серьезе рассматривают возможность передачи трамваев и автобусов в муниципальную собственность.

Своя игра

Второго мая 2017 года акиматом Усть-Каменогорска принято постановление "О создании ТОО "Автобусный парк города Усть-Каменогорска". То есть муниципальный перевозчик может стать вполне реальным субъектом. Правда, пока не ясно, есть ли у города на это деньги?

По сведениям городского акимата, ТОО "Автобусный парк города Усть-Каменогорска" сейчас находится на этапе формирования уставного капитала. Принимая во внимание, что постановление о его создании приняли еще в мае, затраты на содержание вполне могли заложить в бюджет 2018 года. Но точной информации об этом нет.

Кроме того, в 2018 году у крупных автоперевозчиков истекает срок действия договоров на обслуживание маршрутов. Не исключено, что создаваемый госавтопарк обретет очертания аккурат к предстоящему тендеру. Кстати, при таком раскладе может быть положительно решен вопрос о субсидировании пассажирских перевозок.

— Я не против, чтобы город субсидировал общественный транспорт. Но, на мой взгляд, это возможно только в отношении муниципальных предприятий, — публично обозначил свою позицию Ержан Конырбаев. — В такой ситуации мы будем уверены, что вкладываемся именно в развитие отрасли.

Комплекс мер по выкупу активов трамвайного парка уже разработан СПК "Ертис" и управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО. Но, как отметил заместитель руководителя управления Асет Султанов, прежде чем принимать окончательное решение, надо дождаться результатов судебных тяжб предприятия с ДГД ВКО и АО "Банк ЦентрКредит".

Потянет ли город содержание муниципальных трамваев — вопрос открытый. Сумма понадобится внушительная, даже если нынешний владелец готов с ними расстаться за копейки. К тому же трамвайный парк нуждается в обновлении. Хотя, учитывая, что Асет Султанов с уверенностью заявляет о подготовленном комплексе мер по выкупу парка, высока вероятность, что финансы для этого также предусмотрены.

То, что государственное управление транспортом — не самая плохая идея, демонстрирует пример соседнего Павлодара. С 2006 года трамвайное управление здесь находится в собственности СПК "Павлодар". Как рассказал председатель "Союза транспортников Павлодарской области" Василий Рудаков сайту total.kz, ежедневно в Павлодаре на линию выходят 77 трамваев на девять маршрутов. Цена проезда в минувшем декабре поднялась до 80 тенге (до этого была 70), льготы предусмотрены для 15 социальных групп.

Конечно, не обходится и без проблем. В частности, весь последний год павлодарцы не могут дождаться новых трамваев от недобросовестных белорусских поставщиков. Но есть и плюсы. И главный из них — финансовая отчетность предприятия предельно прозрачна, чего не скажешь о перевозчиках Усть-Каменогорска.

Смутные сомнения

Именно непрозрачность финансов частных компаний вызвала претензии налоговой. Она же является камнем преткновения в диалоге перевозчиков с властями Усть-Каменогорска. Каждый раз, когда речь заходит о повышении тарифа, бизнесмены не устают повторять, что чуть ли не во всем остальном Казахстане перевозки дотируются из бюджета. Вот и акимату нашего города предлагают доплачивать владельцам автобусов за каждый проданный билет. Идея имела бы право на существование, если бы не одно "но". Количество проданных билетов в настоящий момент невозможно проверить.

— Данные о реализованных билетах предоставляются перевозчиком. И никакой гарантии достоверности у нас нет. Приходится верить на слово, — говорит председатель Общественного совета города Станислав Каримов.

Субсидирование перевозок сейчас ведется лишь в Астане и Алматы. Там продажа билетов производится в электронном формате, а значит, сведения прозрачны для государства. Вводить электронное билетирование, может быть, сложно технически, но ведь есть и другие способы навести порядок с учетом.

Во многих странах для учета проданных билетов применяются так называемые правила билетного хозяйства. Они регламентируют весь путь талонов — от изготовления в типографии до кармана пассажира. Контроль печати, продажи и утилизации нереализованных единиц позволяет в любой момент точно определить, какой доход получен той или иной компанией. В Казахстане нет утвержденного государством стандарта билетного хозяйства, но вводить такие процедуры на месте не запрещено.

В Астане и Алматы попытка посчитать доходы автобусных парков вызвала тяжелую реакцию. Доходило до того, что сотрудники компаний не выезжали на маршрут, намеренно разбивали терминалы в автобусах. И не мудрено. В интервью сайту 365info.kz аким Алматы Бауыржан Байбек заявил, что система позволила обнаружить неучтенную прибыль перевозчиков: около шести миллиардов тенге в год.

На этом фоне много вопросов вызывает тот факт, что усть-каменогорские компании манкируют учетом и продолжают просить субсидии, предлагая поверить им на слово.

***

Описанное выше заставляет думать, что этот клубок противоречий пора не распутывать, а разрубать. Но власти города справедливо отмечают всю сложность проблемы.

— С одной стороны, бизнес не вправе требовать субсидий своей деятельности и должен достигать поставленных задач с помощью имеющихся ресурсов, — говорит заместитель акима Усть-Каменогорска Ержан Конырбаев. — Но и мы не намерены ставить палки в колеса предпринимателям, оказавшимся в неприятной ситуации. Не можем, к примеру, просто взять и забрать трамваи в госсобственность. Все эти вопросы требуют планомерных решений в силу большой социальной значимости этой сферы.

О социальной значимости своей работы неустанно напоминают и сами транспортные компании. Вот только, как справедливо отметил заместитель акима, забота о социально важной сфере не означает финансовой и административной поддержки отдельных компаний, занятых в ней.

Муниципальный транспорт — не единственный из вариантов развития событий. Возможно, найдутся новые поставщики услуг, а возможно, старые согласятся работать по-новому. При любом исходе ясно одно: общество и власти постепенно осознают, что идти на уступки бизнесу, прощая невыполненные обязательства, — путь в никуда.

Владимир Землянский

Также читайте