Чудеса тургусунского Фаберже (+фото)
Деревянные фигуры вдоль республиканской трассы в районе села Тургусун привлекают внимание всех проезжающих. Люди фотографируются возле резных исполинов, а жители села с гордостью рассказывают об их авторе - своем земляке, однофамильце российского шоумена. Олег Якубович, может, и не претендует на славу Леонида Аркадьевича, но известен он уже далеко за пределами района.
Найти себя
Самобытному мастеру 38 лет. Его творчество давно перестало быть только лишь занятием, что называется, для души. Сейчас это и способ зарабатывания денег.
В детстве Олег даже не предполагал, что когда-то станет уникальным резчиком по дереву. Да, баловался, вырезал вещички, но большого значения этому занятию не придавал.
Никто специально не обучал Олега ремеслу, в их роду ни у кого не было такого увлечения. Отец был простым железнодорожником, мать – поварихой. После школы Олег выучился на механизатора, вот только работать по специальности так и не смог - душа была против. Он чувствовал, что это не для него, жалел потраченное на учебу время.
В 1996 году судьба забросила Олега в Ростов, где он познакомился с одним священником. Тот способного юношу оценил и решил подучить. При храме организовали мастерскую. Священник приставил Олега к иконописцам, которые начали обучать его азам изготовления икон. Первая его работа - деревянный нательный крестик с распятием и строчкой молитвы на старославянском языке. Вещица получилась блестяще.
Признание Олег заслужил после того, как отреставрировал престольное евангелие в одном из храмов Ростова. Нужно было вместо металлических миниатюрных икон вырезать деревянные. Церковные учителя были поражены тем, как хорошо юноше удаются все эти мелкие тонкие детали. Тогда-то мастера и прозвали Фаберже.
Но самое главное, по словам самого Олега, случилось позже – молодой человек получил церковное благословение на изготовление православной символики из дерева. Для такой работы мало быть просто талантливым мастером и выполнять работу в строгом соответствии с канонами. Нужно и образ жизни вести благопристойный.
Потянуло Олега к религии неспроста. Его прадед был церковным старостой в Омском приходе. В годы репрессий его отправили в лагерь якобы за террористическую настроенность и религиозную пропаганду. С тех пор никаких сведений о нем родственникам разыскать не удалось.
Олег считает себя верующим. Впрочем, ему интересно не только православие, но и ислам.
Иконы, аналои, распятия или церковная утварь, изготовленные Якубовичем, есть практически в каждом храме нашей области. Церковное благословение на изготовление православных символов дает мастеру определенное преимущество.
- 90 процентов икон, продаваемых через интернет, изготовлены лицами, имеющими за плечами тюремный срок, - считает Олег.
Вообще существует стереотип - тот, кто вырезает из дерева, побывал в местах заключения.
- Частенько бывало, заказчик придет, сделает заказ на изготовление какой-нибудь иконы, а потом так осторожненько спрашивает: "А вы в какой зоне сидели?" А я ему говорю: "Не сидел и не собираюсь!" - смеется мастер. - Сейчас уже реже спрашивают.
Секреты мастерства
Первое, что ощущаешь на пороге большой мастерской - аромат свежего дерева. Как рождается настоящее чудо - из простой чурки появляется произведение искусства?
- Как психологи подходят к человеку, так я - к дереву, - раскрывает свои маленькие секреты Олег. - Главное - с ним договориться, тогда все получится. Очень важно состояние души. Если настроение хорошее, на сердце радость, тогда можно за неделю управиться, а если что-то не так, то месяц провозишься. Как вдохновение ко мне приходит? Выйду на улицу, подышу свежим воздухом, порадуюсь, что сам, дети и жена здоровы и счастливы, - работать хочется.
Олег живет в Тургусуне с женой и младшим сыном, одиннадцатилетним Илларионом. Старший, Эдуард, живет и работает в Зыряновске. Младший сын, похоже, может пойти по стопам отца - интересуется всем, что делает Олег, сам пытается вырезать. Только пока усидчивости не хватает, как и большинству мальчишек.
Впрочем, это проблема и для взрослых. Из тех, кто хотел научиться у Олега резьбе по дереву, больше месяца никто не выдерживал.
- Со стороны, конечно, кажется - ничего сложного, на деле же очень трудно, - объясняет мастер. - Идей нет, усидчивости нет, посидел-посидел и уходит. Надо не один год заниматься и иметь большое терпение, чтобы войти в колею.
По готовому эскизу работать сложнее, рассказывает Олег. Легче, когда образ сам приходит.
- Взял кусок дерева, посмотрел - оно же тебе само подсказывает, что из него выйдет, - делится мастер. - Вырезать можно из любого дерева. Идеальная древесина - это кедр. Говорят, из пихты нельзя резать. Ничего подобного. Еще какие скульптуры получаются!
Готовое изделие нужно покрыть защитным слоем. Олег пользуется особой старинной технологией - термообработкой воском. Такая технология чаще всего используется при изготовлении икон, мелких изделий или посуды. Готовое изделие варится в воске. После этого ему не страшны ни влага, ни время. Нательные крестики после такой обработки можно даже в бане не снимать, уверяет Олег.
Творчество, оно же работа
Уже 14 лет Олег профессионально занимается резьбой по дереву. С улыбкой вспоминает, как у него появился первый станок.
- Деньги последние наскребли, купил станок в Усть-Каменогорске за 36 тысяч тенге, привез. Настоящее событие для нас было, - рассказывает мастер. - Сейчас у меня уже большая мастерская. Под нее выкупил соседний дом. За эти годы я собрал все, что мне нужно для работы.
Так как резьба по дереву - ремесло, которым Олег кормит семью, приходится ориентироваться на спрос.
- Раньше все больше с церквями работал. Сейчас туризм начал развиваться, я перешел на парковую скульптуру, - продолжает мастер. - Поступают заказы для баз отдыха, для придомовых территорий. Вот заказали сделать фигуру собаки - будет во дворе стоять и дом охранять. Могу из дерева сделать все: мебель, посуду, скульптуры от миниатюрных до монолитных.
Это же ремесло держит Олега в наших краях. Переезжать из Тургусуна мастер пока не планирует.
- Уехать? Были мысли, но не могу - к этим местам сердцем прикипел. Здесь очень много возможностей для реализации моего дела. Главное в моей жизни - это моя семья, любимая работа. Это неразделимо. Если что-то нарушится, тогда и в изделии будет видно, в каком настроении я был, когда его делал. Если бы были средства для существования, тогда можно было шедевры делать, а пока работаю на заказ. Мне предлагали сделать персональную выставку. Но пока не набирается работ: времени мало, и руки не доходят. Что делаю, то сразу продаю. Ко мне стали приезжать отовсюду. Вот недавно группа телевизионщиков была из Астаны. Они про Восточный Казахстан фильм снимали и заехали ко мне. На следующий год обещали презентовать этот фильм.
Надежда Яковлева