Время, запечатленное в дереве (+фото)
Экспонаты этого домашнего музея можно разглядывать часами. Рассматривать каждую их деталь. Особенно когда понимаешь что вот этот букет в вазе вырезан из дерева. Каждый стебелек, каждая травинка, каждый лепесток цветов. Вот два волка нападают на лошадь. Копыта, готовые к удару, обнаженные клыки хищников. Вот казахская семья, родился первый внук. Возле люльки, где лежит будущий джигит, - дед в чопане. Рядом - счастливая бабушка. Картинки из жизни, время, запечатленное в дереве.
Трудно поверить, но своим мастерством Михаил Иванович не обязан ни маститым учителям, ни «художественным» генам. Таких называют самородками. Не было художников и у него в роду. Отец у Михаила Ивановича был водителем, мать - телефонисткой. Миша - единственный сын. Его любили, но не баловали. Семья жила тогда в Алма-Ате.
Чувство прекрасного у Михаила было, похоже, врожденным. В 13 лет он увлекся фотографией и до сих пор он хранит фотоаппарат «Смена», с которым долгие годы не расставался. После школы поступил в техникум советской торговли, откуда после первого курса его забрали в армию.
- Вернулся со службы с медалью за воинскую доблесть, с погонами и язвой желудка, - шутит Михаил Иванович.
В армии он сломал левую руку. Для левши это серьезное испытание. Пришлось на время превратиться в правшу. С тех пор прошло много времени, перелом давно сросся, всю привычную работу Михаил Иванович вновь стал выполнять левой рукой, а вот рисует до сих пор правой.
После армии, заканчивая учебу в техникуме, он встретил красавицу Валентину. Любовь, возникшую между молодыми людьми, им удалось пронести через годы. И когда Михаил всерьез увлекся творчеством, любимая жена стала для него музой.
Период, когда Михаил начал заниматься искусством, связан у него с не самыми приятными воспоминаниями. Молодая семья тогда только переехала из Алматы в Зыряновск.
Город Михаилу хоть и понравился, но всё же долгое время оставался чужим. Здесь было все другое, непривычное. Иные люди, нравы, образ жизни. Михаил скучал по родным и друзьям, оставшимся в Алматы. Тогда, чтобы отвлечься от неприятных переживаний, Михаил и обратился к творчеству - начал писать маслом.
В журнале «Огонек» был вкладыш - произведения знаменитых художников. Вот ради этого вкладыша Михаил подписался на журнал. Покупал книги по искусству и самостоятельно учился, как мог.
- Вижу красивое место. А как его выхватить и передать, не знаю, - рассказывает Михаил Иванович. - Мучаюсь, ищу разные варианты. Сначала рисовал натюрморты, виды природы. Рисовал как с натуры, так и с фотографий. Сюжетов для картин хватало, благо природа у нас красивейшая.
Потом перешел к более сложному жанру - портретам.
Сейчас в его мастерской висят портреты родителей, выполненные маслом. Мама, Анна Николаевна. Видно, с каким трепетом художник относится к матери, - портрет будто светится изнутри. Отец, Иван Иванович, видать, был очень сильным человеком. Эту силу его сыну удалось передать на полотне. Портрет отца, кстати, - одна из тех работ, которые особенно высоко оценивают коллеги-художники.
Есть в этих работах какая-то мистика. Все, кто впервые видит портреты его родителей, удивляются - они будто наблюдают за гостем. Из какой бы части комнаты ты ни взглянул на картину, обязательно встретишься глазами с ее персонажем. Как удалось создать такой эффект? Михаил Иванович только загадочно пожимает плечами.
Освоив живопись масляными красками, Михаил Иванович, как говорит он сам, "подсел" на резьбу по дереву. На свет стали появляться деревянные фигуры и фигурки, композиции и даже картины. Все сделаны вручную, без специальных приспособлений.
Узенький стол возле окна, нож-резак, кусок дерева. Вот, пожалуй, и всё, что нужно, чтобы дерево «заговорило», превратилось в целую историю.
- Пока изделие оживет, заготовку приходиться крутить в руках, наверное, чаще, чем луна за год вокруг земли крутится, - делится Михаил Иванович. - Иногда на изготовление одного изделия месяц уходит, а то и больше.
Порой художнику удается совместить живопись и резьбу по дереву. В иконописи. Какие-то из святых ликов, украшающих стены и полки его квартиры-мастерской, Михаил Вернигор написал сам, какие-то - реставрировал. Однажды мастер смог отреставрировать старую икону, которая досталась ему от родителей, и очень гордится, что смог выполнить такую тонкую работу.
Все работы мастера достойны выставляться не только в местных, но и, пожалуй, в столичном музее. Между тем увидеть эти шедевры «вживую» могут только друзья семьи, те, кто приходит в гости к Михаилу. На то у автора свои причины.
Было время, когда его творения появлялись на выставке района, побывали в областном музее, в Астане. Вот после этого он и не хочет больше отдавать свои работы в чужие руки. С одной из таких выставок некоторые его экспонаты вернулись «покалеченными».
- Было такое, что я отдал свои работы, а когда забрал, некоторые экспонаты были со сломанными частями, - с горечью делится художник. - Или в другом случае: забрать мои работы нашли транспорт, а чтобы вернуть их на место, мне пришлось самому брать машину. Когда приехал, коробки на полу стояли, как ненужные.
Уж лучше пусть они «поживут» в домашнем музее, решил Михаил Иванович, сохраннее будут. И с тех пор, хоть и неоднократно получал приглашения от областного музея, не выставляется.
Надежда Яковлева