Механики усть-каменогорского автозавода примерили на себя роль фронтовых водителей

9 мая 2019, 15:20
Сейчас читают:

Колонна раритетной военной техники, восстановленной мастерами Группы компаний БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО, пришла на мемориал Славы своих ходом, передаёт корреспондент YK-news.kz.

Вели машины те, кто их восстановил своими руками. Только танки доставили на платформах. Гусеницы могли повредить мостовую. Да и двигаться с такой же скоростью, как остальные машины, танки не смогли бы. Поэтому гвоздь нынешней экспозиции — Танк Победы Т-34-85, его собрат — танк Т-26 и американский тягач DIAMOND T приехали на Стрелку ещё в шесть часов утра.

В половине восьмого на площадке автозавода полным ходом идут приготовления к шествию. Водители вначале заводят и прогревают свои машины, и лишь потом приводят в порядок обмундирование.

С утра неожиданно закапризничала «дебютантка» нынешнего года — легендарная «Катюша», реактивная установка БМ-13 на базе грузовика ЗИС-6. Двигатель оглушительно стрелял и не желал работать ровно. Механики поспешно принялись устранять неполадку. Они в полной мере ощутили на себе, каково приходилось в этой техникой на фронте их предкам. Оказалось, что за ночь у машины отсырели свечи. Свечи и топливо — это были две основные проблемы ЗИС-6.

А вот другой новичок — средний советский бронеавтомобиль БА-10 нравится своему водителю:

— Проблемы только в видимости. А так ведёт себя нормально. Манёвренный и управляемый.

Владимир тоже уважает свой аппарат — автомобиль спецсвязи ЗИС-8.

— Проверен временем, до Берлина дошёл!

Советский грузовик ГАЗ АА — главный трудяга войны, фронтовая «полуторка» с деревянной кабиной. Именно такие машины ходили по легендарной Дороге Жизни, проложенной по льду Ладожского озера, снабжая умирающий от города Ленинград.

— Сейчас таких двигателей не делают, — рассказывает водитель ГАС АА Леонид. — Но если ей пробить дырку в блоке, то она дальше поедет. Вполне на уровне современных грузовых машин, ничем не отличается. У предков есть чему поучиться!

На фронте у Леонида был дед — служил в мотопехоте. Он дошёл до Берлина и вернулся живым.

В кузове «полуторки» сегодня установлен пулемёт «максим». На выставку она транспортирует пушку-«сорокапятку». Артиллеристы «сорокапяток» считались на фронте смертниками. Пушка могла стрелять картечью и даже химическими снарядами. Но скромный щит «сорокапятки» делал расчет практически беззащитным. Огромной смелостью обладали солдаты, сражавшиеся таким оружием.

Около девяти часов утра колонна стартует с площадки автозавода. Возглавляют колонну три мотоцикла «Урал» с пулемётами и легковой ГАЗ-67 со Знаменем Победы. Нашего корреспондента приглашают занять место в идущем вслед за знаменем автомобиле спецсвязи. Он тоже играет в шествии немалую роль. Из динамиков старенького автобуса над городом разносится марш «Прощание славянки».

Колонна движется со скоростью 20 километров в час. Встречные машины сигналят ей, люди машут руками. Полицейские, стоящие в оцеплении, отдают честь Знамени Победы. На набережную имени Славского военная техника въезжает под звуки «Священной войны».

Разместить прибывшую колонну — задача не из лёгких. Старые автомобили не имеют гидроусилителей руля. Нужно немалое усилие, чтобы повернуть баранку.

— Крепкие люди были в те времена! — признаёт Сергей, пригнавший на выставку ГАЗ АА.

Много сил понадобилось Владимиру, чтобы запарковать на положенном месте наш автомобиль спецсвязи. Кстати, это тот самый автобус, который прозвали «Фердинандом» московские милиционеры из фильма «Место встречи изменить нельзя». В кино машина с сотрудниками угро гонялась за американским «Студебеккером», в котором сидели бандиты. Мы поинтересовались, могло ли такое быть в действительности. Владимир в этом усомнился. Скорость ЗИС-8 — примерно 50 километров в час. «Студер» даёт километров на двадцать больше. Кстати, он тоже есть на выставке. На базе этого американского грузовика установлена вторая «Катюша».

— Хорошая машина, — признаёт начальник ремонтного участка по восстановлению техники Иван, управлявший «Студебеккером». — На малых оборотах не греется, скорость держит. Фронтовые водители его не зря его любили.

Водители признают, что опасались, как бы двигатели не стали греться на малых оборотах. Но железные фронтовики словно забыли все свои болячки и дошли до места без проблем. Оставила свои капризы и «Катюша» на грузовике ЗИС-6, доставившая столько хлопот механикам вначале.

— У неё просто не было выхода, — наконец улыбается водитель. — Надо — значит надо!

Ирина Плотникова
Фото автора

Нравится
Смешно
Вау!
Печалька
Кошмарно
Не нравится

Также читайте