В Усть-Каменогорске всё чаще наблюдаются признаки дислексии и дисграфии у школьников

18 декабря 2021, 3:25
Сейчас читают:
В Усть-Каменогорске всё чаще наблюдаются  признаки дислексии и дисграфии у школьников В Усть-Каменогорске всё чаще наблюдаются  признаки дислексии и дисграфии у школьников
В Усть-Каменогорске всё чаще наблюдаются признаки дислексии и дисграфии у школьников

В последнее время преподаватели школ и родители учащихся отмечают тревожную тенденцию возникновения проблем с письмом и чтением у детей. Задержки развития речи разного уровня у дошколят и первоклассников заставляют многих мам и пап обращаться к медикам. Однако немало и тех, кто не считает речевые нарушения проблемой. Стоит ли беспокоиться, если у ребенка появляются труднос­ти в освоении речевых и графических навыков и кто может помочь подкорректировать особенности современных школьников, узнавал корреспондент YK-news.kz.

Тревожный звонок

Многие родители, услышав впервые термины "дисграфия" и "дислексия", чувствуют растерянность и тревогу. Понятия, известные в узком кругу логопедов и психологов, все чаще звучат на школьных собраниях и обсуждаются в родительских чатах. Но лишь немногие из родителей видят в особенностях развития собственных детей какую-то проблему. Еще меньше тех, кто решается обратиться в подобных случаях к специалистам.

Жительница областного центра Алена столкнулась с проблемами речевых навыков у ребенка, когда ее сыну исполнилось четыре года.

— Я заметила, что сын некоторые звуки произносит не совсем правильно, а кое-какие и вовсе "проглатывает", — делится горожанка. — Я поговорила со своими знакомыми, друзьями, и оказалось, что у многих подобные проблемы с детьми-первоклассниками. Мне посоветовали записать сына на занятия к логопеду. А потом в саду нам сказали обратиться за консультацией в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК).

На приеме в комиссии сыну Алены дали задание сложить из палочек определенную фигуру. Он сложил ее в точности так, как было показано на примере. Но с той лишь разницей, что его изображение конструкции получилось зеркальным отражением начального образца. После осмотра ребенка специалисты ПМПК пришли к выводу, что у мальчика общее недоразвитие речи (ОНР) второй степени. И порекомендовали подумать над тем, чтобы перевести малыша в речевой сад, поскольку ОНР является заболеванием центральной нервной системы и может стать причиной дисграфии и дислексии в будущем.

— Я сначала, честно говоря, испугалась, — признается Алена. — В логопедическом саду были дети, у которых наблюдались еще более сложные нарушения. Мне казалось, что в таком коллективе сын еще больше начнет отставать в развитии. Но этого не произошло. Он выбирал себе друзей по своему интеллекту, и все было в порядке. В саду каждый день в индивидуальном порядке с детьми работал логопед. Все занятия проходили под контролем медика. Раз в полгода нам необходимо было посещать невропатолога.

Прежде всего стоит разобраться, что же означают понятия "дисграфия" и "дислексия". Если объяснять вкратце, то дисграфия — это частичное нарушение у детей процесса письма. Дислексия — нарушение способности ребенка к овладению навыками чтения и письма. При этом у ребенка может сохраняться общая способность к обучению. А вот тот факт, что обучение вызовет некоторые трудности, вопрос иной. И как оказалось, такие особенности  требуют серьезного внимания со стороны родителей и педагогов.

В областном управлении образования подтвердили, что в последнее время действительно наблюдается тенденция к отклонениям речевого развития у дошкольников и детей младшего школьного возраста.

— Распространенность нарушений письменной речи среди детей в мире довольно велика, — комментируют специалисты управления. — В европейских странах, например, отмечается, по данным различных авторов, до десяти процентов детей с дислексией, имеющих нормальный интеллект. На сегодняшний день в организациях образования Усть-Каменогорска у 139 учащихся в возрасте от шести до 13 лет имеются выраженные признаки дисграфии и дислексии. Причем у мальчиков дислексия встречается в 4,5 раза чаще, чем у девочек.

Проявите бдительность!

Признаками речевых отклонений в управлении образования называют неправильное произношение звуков, особый характер ошибок на письме, которые повторяются в разных видах работ (искажение в написании букв, пропуски, перестановки, добавление букв и слогов), смешивание парных согласных в устной и письменной речи, неспособность строить или понимать грамматические конструкции (предложения, словосочетания).

— Родителей и учителей должно насторожить, если у ребенка наблюдается запоздалое развитие речи, проблемы в общении со сверстниками, плохая память, — перечисляют специалисты ведомства. — Нарушение поведения, снижение работспособности. Трудности в изучении и произношении звуков, слов и случаи, когда ребенок путает расположение букв в слове или слов в предложении. Все это может указывать на серьезные проблемы.

Вопреки тому, что многие родители склонны снисходительно относиться к невнятной речи или неуклюжему почерку своих детей (оправдывая это возрастом и надеясь, что все само собой настроится, когда ребенок подрастет), специалисты считают, что в этом случае небрежность неуместна.

— Дисграфия и дислексия — серьёзные речевые расстройства, имеющие разнообразный и сложный патогенез, — объясняют в управлении образования. — Эти диагнозы редко единственные и возникают как следствие различных расстройств центральной нервной системы. В целом группу риска составляют дети с различными речевыми нарушениями (дислалия, алалия, дизартрия, афазия и др.) и дети с ЗПРР (задержка психо-речевого развития), ОНР, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) и так далее.

В управлении добавили, что такие заболевания, в свою очередь, могут быть вызваны инфекциями, травмами, поражением мозга в младенчестве (например, при сложном родоразрешении), а иногда еще во время внутриутробного развития.

— В будущем, если не корректировать эти нарушения речи, то у ученика будут трудности в написании диктантов, медленное чтение и проблемы с пониманием текстов и заданий. Весь процесс обучения будет доставлять неудобства ребенку, — отметили в управлении.

Особый подход

Коррекция дислексии и дисграфии нуждается в специальном подходе. Организовать его могут помочь логопед, дефектолог и психолог. По информации управления образования, в настоящее время в школах Усть-Каменогорска работают 19 логопедов и 23 дефектолога.

— Часто проблемы дисграфии и дислексии неочевидны, — комментирует логопед-дефектолог, логопед-афазиолог Елизавета Кошкина. — Они могут неявно проявиться у вполне на вид здорового школьника. И учитель в школе предполагает, что плохая успеваемость идет от лени или нежелания учиться. И ставит бесконечные двойки нерадивому ученику. Хотя ребенок отстает просто по причине того, что он не успевает прочитывать задания, вникать в них. Ведь сейчас почти все задания, тесты в школе строятся по схеме: прочитай — дай ответ, прочти — запиши. Правда, в некоторых случаях несерьезное отношение к учебе также может привести к определенному диагнозу. Помимо коррекционной работы с дефектологом, рекомендуется медикаментозная коррекция и наблюдение у невролога.

Как уточнила логопед, коррекция речевых расстройств — дело очень индивидуальное. Но среди общих рекомендаций Елизавета выделила следующие:

— С целью профилактики нарушений чтения и письма стоит применять некоторые приемы. Важно при изучении азбуки обращать внимание, чтобы ребенок произносил буквы не "Бэ", "Вэ", "Гэ", "Дэ", а говорил вслух звук — "Б", "В", "Г", "Д". Ребенок будет проще складывать буквы в слова. Он быстрее поймет, что читать слог из букв Б и А нужно не "БэА", а "БА". Важна артикуляционная и дыхательная гимнастики. Активизации работы мозга может способствовать прослушивание классической музыки (но только мелодий позитивного характера). Вибрации музыкальных инструментов (это научно доказано) действительно оказывают положительное влияние на развитие мозга.

По мнению школьного логопеда Галины Гузий, многие проблемы детей связаны с ранним обучением в школе.

— На мой взгляд, многие школьники-шестилетки в настоящее время просто не готовы к обучению, — считает Галина Михайловна. — Возраст для обучения в школе еще неподходящий. Эта неподготовленность тоже может стать причиной проблем в школе. Кроме того, дефицит общения с родителями, которые вынуждены много работать, также дает свои неблагоприятные плоды...

Сейчас в семье Алены все хорошо. Ее сын без дополнительных занятий у репетиторов, без кружков-развивашек поступил в гимназию и радует родителей успехами в учебе.

— Наряду с тем, что причиной нашей проблемы могли стать какие-то врожденные особенности, специалисты логопедического сада отмечали, что современные мамы и папы редко читают детям вслух сказки, мало с ними разговаривают, — делится Алена. — И это тоже негативно сказывается на развитии детей. Кроме того, почти у каждого современного ребенка есть в распоряжении какой-нибудь гаджет (телефон, компьютер, планшет). Дети чаще отдают предпочтение виртуальным играм и не берут в руки игрушки, карандаши, крас­ки. Это приводит к тому, что у детей не развивается мелкая моторика. А ведь она напрямую влияет на формирование речи.

В управлении образования еще раз подчеркнули важность своевременного обращения к специалистам при подозрении на дислексию и дисграфию у детей.

— Если у ребенка есть предрасположенность к дисграфии и дислексии, то родителям нужно быть внимательными. Самостоятельно или с возрастом эти нарушения не проходят. Желательно как можно раньше начать коррекционную работу, — заострили внимание в управлении образования. — При обнаружени нарушений в дошкольном возрасте шансы на полное восстановление составляют 85 процентов. После с каждым годом этот процент становится меньше. К примеру, по окончании младшей школы шанс на полную корректировку нежелательных состояний — 30 процентов. В зависимости от своевременности восстановление может занимать от шести месяцев до нескольких лет.

Лилия Дроздова

Также читайте