Дачники мечтают о круглогодичном автобусном сообщении

8 мая 2021, 3:29
Сейчас читают:
Дачники мечтают о круглогодичном автобусном сообщении Дачники мечтают о круглогодичном автобусном сообщении
Дачники мечтают о круглогодичном автобусном сообщении
Ученический рюкзак весит около семи килограммов. Нелегко нести его за спиной полтора километра по пустырю и бездорожью
Фото Ирина Плотникова

Немалое количество дачников живут в своих домиках зимой и летом. Кто-то хочет быть поближе к земле, а кому-то просто некуда податься. Дачи за Понтонным мостом находятся в непосредственной близости от города. Но транспортное сообщение с ними представляет проблему большую часть года. Ведь некоторые автобусные маршруты ходят сюда только летом.

Есть ли жизнь на дачах?

Вначале это была просто дача. Вера Надеждина (имя изменено) купила участок с добротным кирпичным домиком в 2008 году для того, чтобы её мать могла в своё удовольствие заниматься садоводством. Кооператив женщина выбирала поближе к городу, ведь машины в семье не было. Но со временем материальное положение семьи сильно ухудшилось. Оглянуться не успела, как садовый домик в дачном кооперативе за Понтонным мостом остался единственным жильём не только для неё самой, но и для её десятилетней дочери.

— В 2015 году мама тяжело заболела, — рассказывает свою историю Вера. — Долго возила её на обследования, но диагноз так и не поставили. Написали просто: "Органическое поражение мозга". За ней надо ухаживать, а у меня ещё и сын учился, и дочь маленькая. Деньги на обследования и лечение нужны. У меня выхода иного не было, только заложить квартиру.

В окрестностях расположено 12 садоводческих обществ. Людей, постоянно проживающих на дачах, немало. По данным председателя с/о "Урал" Леонида Орлова, в кооперативе круглогодично живут восемь хозяев. По версии Веры, их в три раза больше. Участки "зимников" опознаются по наличию печных труб над добротными, тёплыми домиками. Зимой из этих труб идёт дым.

— Здесь нет бомжей и наркоманов, все жители — добропорядочные люди, у которых просто нет иного выхода, — делится наша собеседница. — Многие из нас хотели бы взять арендное жильё и жить в благоустроенной квартире без лишних хлопот, не возиться с печкой. Но мне, например, его никто не даст. Я обращалась в "электронное правительство" на egov.kz, предоставила документы об отсутствии жилья. Мне пришёл ответ с отказом. Съёмную квартиру я себе позволить не могу — денег не хватает. Кредит мне с моими доходами никто не даст. Можно было бы сменить жильё и уехать, скажем, в район. Я не настолько привязана к городу. Но дочь ходит в музыкальную школу, ей это нравится. Ради этого мы и терпим.

Конец пути

Главной проблемой для "зимников" из района Понтонного моста является транспорт. Летом дачные кооперативы, расположенные по правую сторону от улицы Тогас, если ехать из города, обслуживают два автобусных маршрута — № 13а и № 25. В сторону дачных кооперативов, расположенных вдоль протоки Иртыша, от улицы Тогас ведёт дорога, на которой располагается пять автобусных остановок. Расстояние от трассы до конечной остановки маршрута № 13а — полтора километра. Этот путь наш корреспондент проделал тёплым весенним днём за 20 минут. До конечной остановки маршрута № 25 от улицы Тогас тоже идти около километра.  

Автобусы № 13а и № 25 считаются дачными и перестают ходить после 15 октября. В зимний период автобусным маршрутом для тех, кто живёт на этих дачах постоянно, остаётся № 42. В это время "Звезда" — единственная остановка на той стороне дороги, что ведёт из города в направлении Ахмирово. На всём протяжении улицы Тогас тянутся многочисленные дачные кооперативы. А ездить в город приходится практически по любому поводу. Ведь даже магазинчик "Жәй төбе", расположенный напротив остановки "Садоводческое общество "Звезда", прекращает свою работу с окончанием дачного сезона. На работу, в школу, за продуктами — всё в город, всё на автобусе.

Ученический рюкзак весит около семи килограммов. Нелегко нести его за спиной полтора километра. Дочь Веры учится в третьем классе СШ № 9. Женщине предлагали отдать дочь в школу села Ахмирово или в посёлке Шыгыс. Школьный автобус забирает детей, живущих на дачах. Семья отказалась. После школьных занятий у девочки — музыка. Ездить туда с дальней окраины города было бы совсем затруднительно. И без того возвращаться домой приходится довольно поздно.

— Иногда в пять вечера едем, — рассказывает Вера. — Зимой в половине пятого уже темнеет. Ходить от дороги страшно. Когда мы одни с дочерью, а сзади незнакомые мужчины, поневоле всякие мысли нехорошие закрадываются. Хорошо, что чаще всего с автобуса идёт достаточно много людей. После пяти, бывает, треть автобуса здесь выходит. А если в восемь вечера едешь, то, случается, что и весь. Только на наших дачах "Урал" 27 человек зимой живёт. А у нас самый маленький кооператив, всего около 200 участков. Но бывает, что сойдут один-два человека. Идёшь и боишься.

Опасения и впрямь не выглядят преувеличенными. Тропинка в сторону дач с какого-то момента вовсе перестаёт просматриваться с дороги. По обе стороны высятся земляные кучи, поросшие бурьяном. Нетрудно представить, как этот путь выглядит в безлунный осенний вечер или зимней ночью, когда окрестности завалены глубокими сугробами, среди которых "зимники" натоптали тропинку.

Проделав полуторакилометровый путь от трассы до конечной остановки автобуса №13а, зимующие обитатели садоводческих обществ должны преодолеть мост через протоку. Мостик представляет собой три бетонные плиты, одна из которых уложена поверх других. Она ощутимо шатается под ногой. В паводок, по словам Веры, мостик затапливает. Тогда остаётся два варианта: надевать резиновые сапоги и шагать в поток либо идти в обход — со стороны конечной остановки автобуса № 25.

— Автобус № 13а должен ходить до мостика, но с какого-то времени он начал курсировать только до предыдущей остановки "Сетевик", — констатирует председатель садоводческого общества "Урал" Леонид Орлов. — И ходит крайне нерегулярно.

Автобусный маршрут № 13а обслуживает транспортная компания "РОСТ". У транспортников свои проблемы, которые препятствуют регулярному автобусному сообщению с дачами: нехватка водителей и низкое качество дороги. С первой компания справляется своими силами.

— Дачный сезон официально открывается с 15 апреля и заканчивается 15 октября, — комментирует инженер эксплуатации ТОО "РОСТ" Оксана Перевалова. — Это касается не только наших маршрутов. На маршруте № 13а по расписанию утверждено четыре графика. На данный момент у нас острая нехватка водительского персонала. По возможности закрываем все четыре графика, а когда совсем тяжко — ходят два. Расписание движения мы разместили в автобусах, пассажиров предупреждаем, чтобы фотографировали расписание. По всем вопросам можно звонить в диспетчерскую службу. Там ответят, какие графики на линии, во сколько будет ближайший автобус, до какой остановки.

Качество дороги к дачам несколько лет было непреодолимым препятствием для транспортного сообщения. YK-news.kz и ранее получал жалобы дачников, что автобус перестал ходить до конечной остановки из-за большого количества ям. В 2021 году дорогу, наконец, выровняли.

— Сейчас автобус ходит до конечной остановки "Очистные", — информирует Оксана Перевалова. — Когда мы начинали работу с 15 апреля, ещё с неделю была ужасная дорога, много ям. За предпоследней остановкой "Садоводческое общество "Сетевик" протока идёт поперёк дороги. Во время разлива земляное покрытие очень просело. Мы достучались до городского отдела ЖКХ, коммунальщики сделали отсыпку и грейдирование. На сегодняшний день автобусы ходят до конечной, как полагается.

Нужно присутствие государства!

Если не считать транспортных проблем, своим садоводческим обществом Вера полностью довольна. Его ухоженностью, добропорядочностью и защищённостью.

— Когда мы в 2008 году выбирали, где взять дачу, остановились на районе Понтонного моста, — поясняет женщина. — Здесь очистные сооружения — режимный охраняемый объект. А запах оттуда бывает от силы раза три в месяц, когда ветер с той стороны. Ради безопасности можно и потерпеть. А в остальном — вот он город, рядом! Мы без пересадок ездим и в школу, и на музыку.

Брошенных участков в с/о "Урал" немного. По информации председателя кооператива Леонида Николаева, исправно платят за свои дачи 206 владельцев из 270. Впрочем, многие из пустующих участков не обрабатывались никогда из-за их неудачного расположения. В основном забрасывать землю люди не стремятся. У дачников нет проблем ни со светом, ни с водой. При нормальном электроснабжении воду исправно поставляет собственная скважина. В отличие от многих старых дач, есть подъездные пути для "скорой" или пожарных. Дорожки в кооперативе широкие, к тому же в зимнее время исправно расчищаются.

— Дорога чистится зимой вкруговую, складываются сразу пять кооперативов, — описывает Вера. — Иногда в шесть утра встаёшь, а всё уже готово. На отсыпку дороги сдаём по тысяче тенге раз в два года и проблем не знаем. Наша территория охраняется, конная полиция ездит. Через пятнадцать минут от Меновного — как по часам. И пешком патрульные ходят.

Наличие подъездных путей — это преимущество, которым может похвастать далеко не каждый дачный кооператив.

— В законодательстве есть понятие "жилая зона", а есть пригороды, — комментирует главный инспектор акимата Усть-Каменогорска по вопросам ЧС Каныш Мукажанов. — Для жилой зоны определена обязательность медицинского обеспечения, пожарной безопасности, наличие инфраструктуры, освещения, электричества в доме. Для пригородной зоны таких условий нет. Законодательство сейчас разрешает здесь жить, но гарантий не даёт. А наши дачные кооперативы постепенно превращаются в жилой сектор. Если дача стоит у дороги, есть проезды, возможность провести к ней свет не через кооператив, такие дома можно оформлять в виде ИЖС.

Но большинство дачных домов в категорию жилья никто не переведёт: дороги нет, "скорая" не проедет, свет общий. Качество жизни в садоводческих обществах всегда будет вынужденно низким. И порядок в них напрямую зависит от личности председателя, его ответственности и деловых качеств. Но некоторые проблемы дачникам самим никогда не решить.

— Все наши хорошие условия созданы своим трудом, — выражает мнение Вера. — Нет у нас тут алкоголиков и наркоманов. Просто такая сложилась жизненная ситуация. А иначе бы мы все претендовали на арендное жильё. Где его столько взять? И продовольственную проблему решаем, сами овощи выращиваем. А если мы все пойдём покупать на рынок, представляете, как цены взлетят? Единственное, что нам нужно — это пустить сюда регулярный автобус. А то здесь хуже, чем в деревне. Магазинов нет, за любой мелочью в город. Хотелось бы какого-то ещё присутствия государства, кроме полиции. Какого-то развития. Нам нужны дороги, информация и снабжение продуктами питания. Остальное люди сами сделают.

Ирина Плотникова

Также читайте