Жителей Усть-Каменогорска приглашают принять участие в проекте "Наставники"
В детский дом попадают по разным причинам. От кого-то родители отказываются в младенческом возрасте. Кто-то оказывается там после смерти родных. Другие — из-за того, что мама и папа не справились со своими обязанностями и были лишены родительских прав. Исход у всех этих историй один — ребенок переезжает жить в казенное учреждение. А там, как бы ни старались руководители и воспитатели, он не сможет получить не только тех эмоций, которые дает семья, но и элементарных бытовых и социальных навыков. Помочь ребенку адаптироваться в обществе, поделиться знаниями, которые пригодятся ему после выхода из детского дома, выслушать и поддержать в трудную минуту может наставник.
Хорошо забытое старое
В 2014 году благотворительный фонд "Дара", расположенный в Нур-Султане, приступил к реализации проекта "Наставники". Проект направлен на то, чтобы помочь воспитанникам детского дома раскрыть свой внутренний потенциал и сформировать навыки самостоятельной жизни через общение со взрослыми. В проекте участвует 12 крупных городов нашей страны. В этом году к ним присоединился и Усть-Каменогорск.
— В советское время существовал такой вид общественной деятельности, как шефство. Например, работники заводов и фабрик брали шефство над отдельным школьниками. Личным примером они приучали подопечных к труду. Знакомили со своими рабочими местами, рассказывали об особенностях профессии. Организовывали для ребят различные кружки и секции, ходили с ними в походы и театры. Если в жизни детей наступал тяжелый период, шефы подставляли плечо, оказывали моральную поддержку. В принципе наставничество — это то же самое, — говорит руководитель общественного объединения "Центр развития и адаптации "Феникс" и по совместительству координатор проекта "Наставники" в областном центре Назигуль Ахметкалиева.
Ответственное дело
Наставничество — вид волонтерской деятельности. То есть за общение с воспитанником детского дома взрослый не получит денежных средств. Зато он может приобрести нечто большее — доверие и дружбу ребенка, который когда-то был лишен родительской любви. Но для этого придется сильно постараться.
— Кандидаты проходят серьезный отбор, — рассказывает Назигуль Маташевна.
Сначала они должны заполнить анкету. Затем психолог проекта проводит тестирование претендентов и беседует с ними. Отобранные кандидаты проходят специальное обучение, с ними заключают договор, и только после этого их допускают к общению с детьми.
То, как сложатся взаимоотношения подопечного и наставника, будет зависеть от усилий, стремления и мудрости последнего. Несмотря на то что сразу два психолога — детский и взрослый — сопровождают участников проекта на всем протяжении их общения, вся ответственность за успех этих отношений ложится на плечи старшего товарища.
— Все дети разные, но у каждого из них — боль в душе. И что бы ни происходило, нужно помнить об этом, — отмечает Назигуль Ахметкалиева.
Кого принимают в проект
Наставником может стать любой казахстанец старше 25 лет, который сможет быть в жизни ребенка на протяжении как минимум двух лет. Именно на этот срок заключается договор. В договоре прописываются права и обязанности наставника. Одним из основных пунктов этого документа является соблюдение режима конфиденциальности. То есть взрослому запрещается разглашать любую информацию о подопечном ребенке и других детях, участвующих в проекте. К общению со старшим товарищем допускаются воспитанники детских домов, достигшие подросткового возраста. Чаще всего это дети 14 – 16 лет.
Наставник и подшефный не проживают вместе, но они могут созваниваться, встречаться как на нейтральной территории, так и дома у взрослого. По условиям проекта встречи должны быть еженедельными.
Наставничество, при котором один взрослый взаимодействует с одним ребенком, называется индивидуальным. Помимо этого, существует и так называемое корпоративное наставничество. Оно подразумевает вовлечение в проект различных предприятий с целью обучения детей профессиональным навыкам, прохождения стажировки и другое.
Дети ждут
"Феникс" работает с детским домом "Умит". Перед тем как наш город вступил в проект, сотрудники центра побывали в этом учреждении и побеседовали с его воспитанниками. Назигуль Ахметкалиева отметила: у детей есть желание участвовать в проекте, они хотят найти новых друзей.
— Я часто сравниваю выпускников детского дома с маленькой лодочкой, которая отправляется в плавание по огромному морю. Ребята, покинувшие стены учреждения, учатся жить самостоятельно. Им приходится решать множество бытовых вопросов, с которыми они раньше не сталкивались. И если с помощью взрослого ребенок научится, например, совершать платежи за коммунальные услуги, это будет их общая маленькая победа, — говорит Назигуль Маташевна.
В данный момент, по словам нашей собеседницы, заявки на участие в проекте в качестве индивидуальных наставников подали 10 устькаменогорцев.
Вирус дружбе не помеха
Между тем в Семее проект "Наставники" действует уже второй год. Работа проводится на базе общественного фонда "Центр семьи". Специалисты центра поделились своим опытом пребывания в проекте.
— Мы работаем с воспитанниками местного детского дома. С нами сотрудничают 23 корпоративных и пятеро индивидуальных наставников, — рассказывает исполнительный директор ОФ "Центр семьи" и координатор проекта "Наставники" Людмила Асташкина.
Людмила Михайловна уверена: пара наставник - подопечный складывается лишь тогда, когда участники проекта испытывают взаимный интерес. Для того чтобы взрослые и дети могли присмотреться друг к другу, проводятся специальные ознакомительные встречи. После заключается договор.
— Сначала наставники общались со своими подопечными в стенах детского дома. Предполагалось, что через некоторое время они смогут ненадолго забирать ребят из учреждения, приглашать их к себе домой, ходить вместе с ними на различные мероприятия. Однако пандемия изменила наши планы. Детский дом закрыли для посещения. Но тем не менее каждую неделю мы проводим онлайн-беседы на определенную тему. Общение должно продолжаться, несмотря на карантинные ограничения, — говорит координатор проекта.
Этим летом наставники, привитые против COVID-19, получили возможность навестить своих подопечных в загородном лагере детского дома.
— Взрослые наконец-то смогли встретиться с ребятами вживую, поговорить с ними не через экран монитора, — продолжает Людмила Асташкина. — Среди индивидуальных наставников у нас есть юрист. Он побеседовал с теми, кто готовится к выпуску из детского дома, и рассказал им, как правильно встать в очередь на жилье.
Помогают сориентироваться
Людмила Михайловна отмечает: индивидуальных наставников пока не так много. Охватить вниманием всех воспитанников детского дома помогает корпоративное наставничество. Например, когда позволяла эпидситуация, совместно с золотодобывающим предприятием ребят вывозили на рудники. Там их облачали в спецодежду и знакомили с производственным процессом.
— Цель корпоративного наставничества — ориентация детей на определенную профессию. Важно, чтобы ребенок, вышедший из детского дома, не потерялся. У нас был случай, когда выпускник, заселившись в арендное жилье, длительное время вообще не платил за проживание. Начав выяснять, почему образовались долги, мы поняли, что он просто не хочет работать. Так тоже бывает. Я объясняю себе это следующим образом. Детей, растущих в семье, родители привлекают к работе по дому, в огороде. В детском доме эксплуатировать детский труд нельзя. Поэтому иногда возникают такие ситуации, — констатирует координатор проекта в Семее.
Трудности разрешимы
Пока, по словам Людмилы Асташкиной, конфликты между взрослыми и детьми не происходили. Однако если подобная ситуация случится, наставник один на один с проблемой не останется.
— Если появятся разногласия, нужно обязательно сообщить об этом координатору проекта и психологам, — говорит Людмила Михайловна. — Мы соберемся, проведем беседу и разработаем варианты погашения конфликта.
Наша собеседница уверена: чтобы наставник и его подопечный получали положительный эффект от общения, они должны постоянно друг у друга учиться, друг друга направлять.
На вопрос о том, с какими проблемами могут столкнуться взрослые во взаимодействии с детьми, ответил психолог проекта Николай Лылык.
— Каждый наставник будет реагировать на каждого ребенка индивидуально. Нет общей схемы, — уверен специалист. — Да, проблемы могут возникнуть. На начальном этапе так и было. Например, мы подобрали пару. Казалось, они идеально подходили друг другу. Но общение наладить так и не получилось. Ребенку требовалось полное погружение во взрослого, нужен был постоянный контакт. Но наставник не был готов к стопроцентному вовлечению в жизнь подопечного. К этому не будет и не должен быть готов ни один старший товарищ. Наставник — это друг, а не родитель. Ребенок хотел видеть в нем именно родителя. Мы провели с подростком психологическую работу, подобрали другого наставника, сейчас у них прекрасный контакт.
Наставник не спонсор, добавил Николай. Об этом необходимо помнить не только ребенку, но и взрослому. В первую очередь наставник должен дарить своему подопечному дружбу, а не материальные блага.
Интересы ребёнка превыше всего
Николай Лылык обратился к будущим наставникам с советом:
— Нужно триста раз подумать, прежде чем приходить в проект. Это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Нужно понимать, что проект волонтерский. Вам за это не платят, но в то же время на вас возлагается огромная ответственность. Наладить общение с подопечным и через полгода покинуть его нельзя. Это большой стресс для ребенка. Не стоит приходить в проект с целью реализовать свои потребности. Например, некуда деть переполняющую вас заботу, хочется поделиться знаниями, накопленным опытом, поучать. Безусловно, такая мотивация у наставника будет, но пусть она не является основной. Ваша задача — в первую очередь помочь ребенку из детского дома адаптироваться в социуме, в быту. И конечно, стать ему другом, взрослым другом, к которому можно прислушиваться.
Если вы хотите принять участие в проекте "Наставники", заполните заявку в шапке профиля Инстаграма @dara.nastavniki. Или на официальном сайте благотворительного фонда "Дара". Электронный адрес: https://dara.kz/project/17/40.
Всю интересующую информацию о проекте можно узнать, позвонив по номеру 8-705-114-32-50 (фонд "Дара").
Дарья Хацанович