Казахстанские школьники работают больше взрослых?
В нынешнем году наши дети будут учиться в школе на две недели дольше. Министерство просвещения продлило учебный год, мотивируя это необходимостью снизить нагрузку на учеников. Но снизилась ли она в действительности? Почему детям не хватает времени, чтобы освоить существующую программу? За счёт чего, по мнению учителей, необходимо разгружать детей?
Откуда гипертония?
Аня всегда была активной и энергичной девочкой. До девятого класса она буквально бежала в школу — к друзьям. Но в нынешнем году родители с тревогой стали замечать, что дочь трудно встаёт, долго собирается на занятия, до последнего оттягивает выполнение домашних заданий. Секрет этой апатии раскрылся, когда мама изучила еженедельное расписание дочери. В 9 классе одной из школ нового типа в Усть-Каменогорске дети занимаются 41 час в неделю. И это не считая домашних заданий.
Девятиклассник Павел учится в обычной городской школе. У него в еженедельном расписании 36 часов. Поскольку Паша — старательный и усидчивый парень, на уроки он ежедневно затрачивает не менее 2,5 часа. А если у него что-то не получается, сидит и дольше.
— В этом году я уже не контролирую его успеваемость и домашние задания, — делится мама Павла. — Вижу, что он устаёт. Для меня важнее его психическое и физическое здоровье.
Как раз о здоровье зашёл разговор в родительском чате Аниного класса.
"У нас начало подниматься давление в 15 лет до 150, невропатолог сказал "перегрузка", — делится одна из матерей.
"Моя тоже жалуется на головную боль каждый день", — вторит другая.
"Дети сидят допоздна дома за уроками, — констатирует третья. — Недосып, усталость".
"Когда принимали решения, что дети не будут учиться по субботам, говорили про нагрузку, которая должна составлять не больше семи уроков в день, — напоминает четвёртая. — Увеличили учебный год, уменьшили каникулы. А получается, что сделали ещё хуже!"
Всё в норме?
Согласно Трудовому кодексу РК, продолжительность рабочей недели не должна превышать 40 часов. Ежедневно взрослый человек должен работать не более восьми часов. Подросткам до 16 лет разрешается работать не более 24 часов в неделю, а с 16 до 18 лет — не более 36 часов.
Нам могут возразить, что в школе речь идёт об академическом часе, который составляет 40 минут. Но фокус в том, что работа школьника не заканчивается с возвращением из школы. Дети садятся за домашнюю работу. Нетрудно подсчитать, что если в расписании на завтра стоят три пары — геометрия, русский и английский языки, то задание будет делаться по трём предметам. Между тем ставить уроки парами в школе не рекомендуется. За это завуча могут даже наказать. Следовательно, предметов для подготовки может быть ещё больше. А если завтра будет литература, то нужно как минимум освежить в памяти художественный текст.
Родители констатируют, что сегодня дети практически перестали гулять на улице. Уходят на занятия к восьми утра, возвращаются в четвёртом часу.
А ещё кружок по фото, а ещё мне петь охота!
Сегодня не все дети могут позволить себе посещение кружков. Причина — расписание в школе. Весь прошлый год занятия у Павла начинались в разное время: то с 10.20, то с 11.10, то с 12.00. Мальчик не мог состыковать свою занятость ни с одной спортивной секцией.
Анина мама не решается запретить дочери посещать театральную студию два раза в неделю, несмотря на перегрузку. Потому что любимое занятие придаёт девочке сил.
В 10 – 11 классах к еженедельной нагрузке детей, мечтающих о поступлении в вуз, добавляются походы к репетиторам. В наибольшей степени оказываются загружены дети из школ нового типа. В обычных это выглядит несколько менее драматично.
— Мы выбрали учебный план без сокращения учебной нагрузки, — констатирует завуч одной из школ ВКО. — Сейчас в 6 классе максимум 29,5 часа. Было 33. В 9 – 11 классах максимальная нагрузка — 35 часов. Это каждый день по семь уроков. С 8.00 начинаем, в 14.30 заканчиваем. В школах нового типа идёт лицейский компонент. Когда родители отдавали туда детей, они знали, на что идут. Но в таком случае домашнее задание должно быть сведено до минимума. Нормы домашнего задания определены в инструктивно-методическом письме. Я считаю, что в любом случае учителя могут договориться. Один день по математике не задали, другой — по какому-то другому предмету.
С этим выводом спорит учитель истории:
— Согласовывать домашнее задание учителя едва ли согласятся. Во всяком случае, по предметам, которые выводятся на итоговую аттестацию и ЕНТ. Нынешние формы контроля привели к тому, что в истории, например, не стало главных и неглавных фактов. Любая мелочь может оказаться в тестах. А значит, надо придумать формы работы, при которых эта мелочь окажется усвоенной. Если на урок приходится 10 – 12 страниц текста в учебнике, обойтись без домашней работы никак невозможно.
Учителя говорят, что установленные нормы времени на выполнение домашнего задания не учитывают индивидуальный темп работы ребёнка. Тот, у кого сформированы навыки быстрого чтения, письма, выделения главного, затратит меньше времени. Но чем слабее ученик, тем больше времени ему понадобится, чтобы выполнить задания по всем предметам.
Сказка о потерянном времени
Мы поинтересовались, откуда берётся пресловутая перегрузка школьников. Разговаривать откровенно учителя согласились только на условиях полной анонимности. Практически все наши собеседники считают, что перегрузку рождает неправильно сформированное содержание учебных программ и нерациональное распределение учебного времени.
— У нас получается, что существующая программа не даёт ребёнку целостного представления об истории, — высказывает мнение учитель общественных дисциплин. — В каждом классе начинают вводиться какие-то околонаучные схемы, объяснить которые детям очень сложно. В 9 классе мы заканчиваем изучать историю Казахстана, причём многие темы просто пропущены. А в 10 – 11 классах вместо истории Казахстана — смесь философии, политэкономии и повторение каких-то клочков из истории. Даже в 11 классе не возникает целостной картины истории страны. Если взять всемирную историю, то там в 10 – 11 классах идёт возвращение к тем темам, которые должны были быть изучены в 5 – 9 классах. По основам права учебник составлен как будто для студентов-юристов. Множество терминов, которые самостоятельно понять школьник не может.
Мы полистали упомянутые учебники. В учебнике всемирной истории для 10 класса параграф, посвящённый Древнему Египту, составляет восемь страниц. Две из них посвящены изложению теории осевого времени Карла Ясперса. Затем приводятся признаки традиционных обществ. И только с четвёртой страницы начинается собственно Египет. Причём даётся информация, которая при прежней, не "обновлённой" программе изучалась в средних классах. Повторное изучение понадобилось, вероятно, потому, что в 5 классе отсутствует системная научная информация об устройстве египетского государства и общества.
В учебнике "Основы права" 62 параграфа, которые необходимо изучить за 58 учебных недель (до 2022 года было 56 недель). Ученики должны знать публичное, уголовное, частное, процессуальное и международное право. И каким же образом пригодится в жизни большинству наших выпускников международное или процессуальное право?
Учителя других предметов сошлись в том, что программы чрезмерно перегружены отвлечённой и неинтересной теорией, зато мало практики, которая как раз и формирует ту самую функциональную грамотность, за которую борется современная школа.
— Сейчас в программе очень много статистики, — выражает мнение учитель математики. — Я так думаю, что это для успешного прохождения международных исследований PISA. Но детям сложно это воспринимать. Сейчас у меня 6 класс. После двух лет на "дистанционке" они совершенно не умеют считать. А дальше как идти?
По мнению учителя физики, под видом сокращения учебной нагрузки прежний объём информации упихали в меньшее количество часов:
— В обычной школьной программе три года назад в 10 классе было четыре часа физики. Сейчас только два. А программа осталась та же. Цели те же. Все вопросы включены в экзамен и ЕНТ. Никакой коррекции не произошло. Меньшее количество часов — значит, дети в школе находятся меньше. А что остаётся тем, кому физика нужна будет для поступления? Индивидуальная бесплатная внеурочная работа. Или идти к репетитору. Дети потому и не выбирают технические специальности, что нет подготовки. Они понимают, что при сокращённом количестве часов у них нет тех знаний, которые нужны. Дети с высокой мотивацией, посвящая себя штудированию учебников, чтобы наверстать то, что мы на уроках не проговариваем, больше уже ничем не могут заниматься. А ещё психологическое давление, связанное с СОРами и СОЧами. Если ребёнок только вышел с больничного, восполнять пробелы ему некогда. Класс уже убежал. Приходит после болезни ослабленный, а у него начинается дополнительная нагрузка. Обязательность СОРов и СОЧей, на мой взгляд, — это очень плохо.
Учитель русского языка жалуется на бессистемность учебного курса:
— У нас авторы учебников в каждом классе разные. Темы повторяются. Нет системы, преемственности от 5 до 9 класса. В 10 – 11 классах — обобщение и повторение. Раньше мы шли от простого к сложному. Сейчас какие-то непонятные куски. Ошибки в упражнениях: задание — выписать прилагательные, а там одни причастия. Приходится учебник откладывать и работать по карточкам. По этой программе невозможно правильно воспринимать предмет. Приходится ловчить. Пишу одну тему, а фактически изучаю другую. Есть очень много лишних тем, не имеющих отношения к грамматике. Например, "Транспорт" в 5 классе. Зачем? Это даже не лексическая тема. Нужно развивать орфографическую зоркость, а не играть в машинки. Время убивается бог знает на что. СОРы и СОЧи — это нечто! В этом году нам наконец разрешили проводить диктант. А до этого по "обновлёнке" нельзя было. Только работа с текстом: тема, идея, ключевые слова. Или составить диалог на русском языке. Да на родном языке любой ученик диалог на пятёрку составит. И все будут отличниками. А на самом деле грамотность на нуле.
Смутный профиль
Некоторые родители видят путь разгрузки детей в ранней профилизации, при которой ребёнок не будет изучать те предметы, которые ему в дальнейшем не понадобятся. Но некоторые дети даже при окончании школы не знают, кем они хотят быть. Восьмиклассница Яна собирается быть психологом, но ещё год назад мечтала быть артисткой цирка.
Опытом ранней профилизации поделились в одной из школ ВКО, в которой учится девочка.
— У нас два выпуска таких было, — рассказывает завуч. — И мы буквально потеряли детей. Например, ребёнок выбрал биологию и географию, но не выбрал химию. А поступала девочка на факультет, где без неё никуда. Пришлось с репетитором учить. Как можно выкинуть ненужный предмет? Хорошо, если ребёнок уже точно знает, куда он пойдёт. Эта профилизация ничего не даёт. Мы это попробовали в 2021 и 2022 годах. Выпуск нынешнего года выбрал основы права, но вообще не изучал всемирную историю. А прошлый вообще не изучал химию. Мы им её факультативом ставили, чтобы хоть какие-то азы были. Когда нам дали возможность выбирать учебный план, мы выбрали тот, где с 10 класса изучаются все предметы.
Не на том экономите!
Все наши собеседники сошлись во мнении, что продление учебного года не понадобилось бы, если пересмотреть содержание учебных программ. Для начала — выкинуть лишние предметы вроде невразумительных "Глобальных компетенций", которые ввели вместо отменённого "Самопознания".
По мнению учителей, надо очистить программы от ненужной теории, освободив время для отработки практических навыков. Распределить содержание по годам, чтобы хватало времени на нормальное изучение и не было нужды в повторном прохождении тех же тем годы спустя. Пересмотреть систему контроля, которая сейчас нацелена на то, чтобы поймать ребёнка на незнании, поэтому в вопросах может оказаться любая мелочь. Должно быть базовое содержание, после освоения которого дети смогут получать дальнейшее образование в любой области.
— Мы говорим об этом постоянно, при каждом обсуждении новых учебников, — констатируют учителя. — Но нас никто не слышит.
Ирина Плотникова