Какие вопросы призвано решить всенародное голосование в Казахстане

19 мая 2022, 8:20
Сейчас читают:
Какие вопросы призвано решить всенародное голосование в Казахстане Какие вопросы призвано решить всенародное голосование в Казахстане
Какие вопросы призвано решить всенародное голосование в Казахстане

В целом республиканский референдум, который ожидает нас 5 июня 2022 года, предлагает гражданам страны выразить свое мнение по вопросу необходимости изменений в статьях действующей Конституции Казахстана. За или против чего именно предстоит голосовать гражданам и каким образом пройдет эта политическая акция, выяснял корреспондент YK-news.kz.

Как это будет

Референдум — это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения, которую инициирует либо президент страны, либо парламент, либо правительство. Инициаторами акции могут выступить и сами граждане (в количестве не менее 200 тысяч человек). Он представляет собой прямое народное участие в судьбе страны и является важнейшим инструментом демократии в современном мире. Поскольку решение референдума влияет на ключевые изменения в истории государства, то при его проведении важен голос каждого жителя республики.

В Казахстане существует Конституционный закон «О республиканском референдуме», который определяет формат проведения всенародного голосования по особо важным для общества вопросам. Для того чтобы оно состоялось, в нем должны принять участие более половины граждан, включенных в список для участия в референдуме. В данный момент это 5 847 719 человек - половина от 11 695 439, то есть от общего количества граждан, включенных в реестр избирателей по состоянию на 1 апреля 2022 года.

— Списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, по каждому избирательному участку подписывают акимы, решением которых образован участок и представляются за 20 дней до начала голосования, не позднее 15 мая 2022 года, — проинформировал зампред ЦИК РК Константин Петров. — Ознакомление со списком граждан, имеющих право участвовать в референдуме, по участкам, образованным по месту жительства, предусмотрено с 20 мая. То есть каждый гражданин может прийти на свой участок и проверить свое включение.

Списки составов территориальных и участковых комиссий референдума, как и адреса участков для голосования, должны быть опубликованы в СМИ не позднее чем через 10 дней после определения даты референдума, то есть в нашем случае не позднее 15 мая текущего года.

Партии и общественные объединения, как и при проведении парламентских или президентских выборов, могут вести агитационную и разъяснительную работу, но только до 4 июня — дня тишины непосредственно перед началом референдума.

Голосование на референдуме пройдет 5 июня с 7.00 до 20.00.

Как будет выглядеть бюллетень для голосования

Формат нынешнего референдума задан указом президента. Голосование будет проводиться списочно, то есть выразить свое мнение граждане должны будут по поводу всех поправок разом. Таким образом, казахстанцы либо одобрят внесение поправок в Основной закон страны, либо нет.

— Вариантов ответа будет два - «да» или «нет», — пояснили в ЦИК РК. — Список поправок можно будет одобрить или проголосовать против него. Если выбираются оба варианта ответа, такой бюллетень засчитывается как проголосовавший, но не участвует при установке действия бюллетеней, которые были поданы за или против. Если в бюллетене не будет никакой отметки или если он не будет понятен по волеизъявлению участника, то он признается недействительным.

Согласно закону, бюллетени для голосования печатаются на казахском и русском языках, а также на языке большинства населения, компактно проживающего на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Итоги голосования подводятся на заседании Центральной комиссии референдума. Одобренные всенародным голосованием нормативно-правовые акты или их изменения вступают в силу со дня опубликования официального сообщения об итогах референдума.

По существу

Так по каким именно вопросам нам предлагают изъявить свою точку зрения?

— Поправки призваны закрепить окончательный переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с влиятельным парламентом и подотчетным правительством, — прокомментировал нововведения президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. — Конституционная реформа значительно усилит представительную ветвь власти, укрепит систему сдержек и противовесов, повысит субъектность маслихатов.

Общее количество исправленных статей — 36. Часть из них касается прав человека. Так, коррективы, внесенные в статью 6, гласят, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу Казахстана, а от имени народа право собственности осуществляет государство. Согласно Основному закону, действовавшему до сих пор, утверждалась государственная собственность на перечисленные блага.

Также статья 15 теперь юридически закрепит запрет на смертную казнь в нашей стране, а 24-я — запрет на применение принудительного труда. В последнем случае оговаривается, что таковой допускается лишь на основании судебного акта о признании виновным в совершении уголовного или административного правонарушения либо в условиях чрезвычайного или военного положения.

Целый блок посвящен введению новых государственных структур. Раздел VI Конституции РК полностью посвящен Конституционному суду. Ранее контроль за тем, насколько вновь принятые законы соответствуют положениям Конституции, осуществлял особый орган — Конституционный совет, теперь эту функцию полностью передали в руки судебной власти, имеющей еще и право карать за нарушения Конституции РК. К слову, согласно поправкам, в Конституционный суд за защитой своих прав может обратиться любой человек.

Также бывший Счетный комитет по контролю за использованием бюджета теперь изменит название и часть функций и станет Высшей аудиторской палатой.

Нововведения в ряде статей (23, 42 - 44, 46, 91) в народе уже метко прозвали «деелбасизацией», так как в них был узаконен особый статус первого президента Казахстана и его расширенные полномочия. Предложенные поправки ликвидируют эти привилегии. Кроме того, указанные статьи направлены на преодоление тенденции к реализации частных интересов в государственной политике в будущем.

Статья 50 устанавливает в Казахстане смешанную избирательную систему. Ранее законодательная власть в стране формировалась на основе пропорциональной системы, то есть голосование шло и мандаты распределялись по партийным спискам. При смешанной системе часть депутатов избирается по партийным спискам, часть - по округам. Таким образом, раньше одна или несколько партий получали большинство мест в парламенте, а остальные фактически не могли существенно влиять на принятие решений, так как им доставалось небольшое количество депутатских мандатов. В смешанной системе при обсуждении законопроектов может учитываться большее количество мнений.

Статьи 42, 50, 54, 87, 88 знаменуют для Казахстана отказ от суперпрезидентской формы правления, о котором говорил Касым-Жомарт Токаев. Они значительно ограничивают полномочия главы государства в пользу представительной власти.

Так, в случае принятия поправок действующий президент не сможет сохранять свой партийный статус, а его близкие родственники не получат доступа к должностям политических государственных служащих и руководителей субъектов квазигосударственного сектора.

Также глава государства не сможет избираться на этот пост более двух раз.

Значительно сокращается количество депутатов Сената, занимающих свой пост по представлению президента страны. Если ранее глава государства по своему усмотрению назначал местных акимов и для их вступления в должность требовалось лишь согласие местного представительного органа, то теперь президент будет только представлять на суд народных избранников кандидатуры глав местных администраций, а вопрос их назначения депутаты маслихатов станут решать голосованием.

Кроме того, поправки лишают президента права отменять распоряжения акимов. Теперь это могут делать только правительство, вышестоящие акимы либо суд.

В соответствии с нововведениями, полномочия парламента и местных представительных органов, напротив, расширяются.

Так, при обсуждении законов в парламенте для преодоления президентских возражений необходимо три четверти голосов депутатов против двух третей в действующей Конституции.

Некоторые функции главы государства и часть его полномочий переходят к парламенту, в частности, заслушивание два раза в год отчета председателя Высшей аудиторской палаты, принятие или отклонение законов, назначение чиновников на высшие должности в большем количестве, чем Президентом РК.

Новая статья 83-1, которую поправки предлагают включить в Конституцию, юридически оформляет статус Уполномоченного по правам человека — особого должностного лица, призванного следить за соблюдением наших прав государственными органами. Этот пост неподотчетен никаким должностным лицам и независим от госорганов любого уровня, поэтому на его действия и решения не может повлиять никто. Таким образом предполагается обеспечить объективность его оценок, а также эффективность правозащитной деятельности.

Наша справка

В Республике Казахстан всенародное голосование проводилось дважды.

Первое из них состоялось 29 апреля 1995 года, когда решался вопрос продления срока полномочий президента Казахстана Нурсултана Назарбаева до 1 декабря 2000 года. Тогда более 95 процентов казахстанцев проголосовали положительно.

Второй республиканский референдум прошел в том же году 30 августа. На нем решалась судьба новой Конституции страны. Основной закон в редакции 1995 года был принят 90 процентами голосов соотечественников. Именно поэтому мы празднуем День Конституции 30 августа.

Мира Круль

Также читайте