Как закрытие «Азия Авто» отразилось на жизни его сотрудников

14 мая 2021, 17:50
Сейчас читают:
Как закрытие «Азия Авто» отразилось на жизни его сотрудников Как закрытие «Азия Авто» отразилось на жизни его сотрудников
Как закрытие «Азия Авто» отразилось на жизни его сотрудников

Полгода назад из-за расторжения договора с министерством индустрии и инфраструктурного развития остановился конвейер автосборочного завода «Азия Авто». 45 тысяч устькаменогорцев подписали петицию президенту Казахстана, чтобы он не допустил закрытия крупного промышленного предприятия. Два месяца назад полторы тысячи специалистов группы компаний «БИПЭК АВТО», куда входит «Азия Авто», сократили. «Курсив» узнал, как сейчас живут уволенные специалисты и есть ли надежда на возрождение предприятия.

Звенящая тишина

На площадке перед заводом «Азия Авто» небывалая пустота. На стоянке у железнодорожного тупика, которая раньше была заставлена готовыми к отправке автомобилями, теперь можно в футбол играть. Только спецвагоны напоминают о том, что здесь собирали и отправляли в разные города Казахстана, России, Китая десятки тысяч машин.

На территорию завода попасть непросто — она, как и прежде, охраняется сотрудниками служб безопасности. Заводские цеха законсервированы. Но конвейеры не разобраны, оборудование для сборки, контроля качества на месте.

Все имущество «Азия Авто»: здания, сооружения, земельные участки, служебные автомобили и оргтехника — находится в залоге у First Heatland Jusan Bank, поэтому предприятие не может ничего продать. Это же залоговое имущество попало под арест 13 апреля 2021 года, когда суд Нур-Султана вынес решение о взыскании задолженности в размере 66,2 млрд тенге по займу «Азия Авто» перед First Heatland Jusan Bank.

Также «Азия Авто» должно выплатить в доход государства 174 млрд тенге. Иск о взыскании этой суммы подавало МИИР после того, как расторгло соглашение о промышленной сборке с «Азия Авто». Соглашение разорвали, так как компания не уложилась в сроки при строительстве нового завода полного цикла «Азия Авто Казахстан».

Решение по иску МИИР вступило в силу 8 апреля 2021 года. «Обжалование этого судебного акта в Верховном суде не планируется, поскольку госпошлина в случае подачи заявления в кассационную инстанцию составит 2,5 млрд тенге», — объяснил президент АО «Азия Авто» Ерик Сагымбаев.

Кадровый вопрос

О том, что коллектив «Азия Авто», который поддержали 45 тыс. жителей Усть-Каменогорска, обращался с петицией к президенту страны и руководству МИИР с просьбой не допустить остановки конвейеров, теперь напоминают только оставшиеся на бетонных заборах билборды «Мы требуем, чтобы нас услышали». Внутри цеха окончательного контроля стоит уже никому не нужный теннисный стол. Больше месяца с момента остановки конвейеров сотрудники завода ходили на работу только для того, чтобы играть в теннис, шахматы и бильярд. Пока шли суды и была надежда, что компания продолжит работу, работодатель платил зарплату.

10 марта 2021 года стал последним рабочим днем для заводчан – некоторые уходили со слезами на глазах. Большинство отработали на заводе по 12–15 лет, имели такой соцпакет, которым не могут похвастаться рабочие других предприятий города. Каждый новый сотрудник получал возможность устроить ребенка в корпоративный садик с ежемесячной оплатой 100 тенге. ТОО «Центр развития ребенка» находилось в отдаленном районе Усть-Каменогорска, и для удобства родителей детей возили в садик централизованно на своих автобусах. Члены коллектива получали хорошие корпоративные скидки на путевки в бальнеологический санаторий «Рахмановские ключи», на турбазу «Порт Фортуна» и горнолыжный курорт «Нуртау». По словам заводчан, заработная плата работников среднего звена составляла 240 тыс. тенге, специалистов экспертного уровня – более 300 тыс. тенге.

Из двухтысячного коллектива группы компаний «БИПЭК Авто» уведомление о сокращении получили 1399 человек. Чтобы найти им работу, акимат ВКО в конце марта организовал ярмарку вакансий. На нее пригласили как работодателей из области, так и руководителей автосборочных предприятий из Алматы и Костаная («Астана Моторс», Hyundai Trans Kazakhstan, «СарыаркаАвтоПром»). Гости с трибуны говорили о том, что готовы трудоустроить специалистов «Азия Авто», предоставить им жилье на первое время, обеспечить бесплатным питанием, медицинским обслуживанием и абонементами в фитнес-центры. С тех пор прошло два месяца, но ни один бывший работник «Азия Авто» не воспользовался столь заманчивыми предложениями.

«По информации представителей вышеуказанных компаний, работники «БИПЭК Авто» отказались от трудоустройства по причине несогласия с условиями трудового договора и проживания в другом городе», — сообщил руководитель управления координации занятости и социальных программ ВКО Жасулан Сарсебаев.

В разговоре с корреспондентом «Курсива» уволенные работники рассказали, что на самом деле многие интересовались вакансиями этих автосборочных заводов. Но их не устроил в первую очередь предложенный уровень заработной платы – она ниже, чем на «Азия Авто». Люди посчитали, что переезд в Алматы потребует дополнительных трат. Если продать квартиру в Усть-Каменогорске, то купить недвижимость в южной столице можно, лишь взяв недостающую сумму в кредит. Но как выплачивать ипотеку при более низкой зарплате? Про заявленные на ярмарке вакансий льготы никто не упомянул.

Устроились не все

Спустя два месяца из 1399 работников, которые попали под сокращение, трудоустроены меньше трети – 406 человек. По данным управления координации занятости и соцпрограмм ВКО, они нашли работу на 165 предприятиях области. В числе новых компаний-работодателей нет ни одного автосборочного производства. По словам сотрудников, для многих семей потеря работы на заводе стала толчком к переезду в Россию.

Рустам Якупов, бывший мастер цеха сборки на «Азия Авто», пока не смог найти новое место работы. Те варианты, которые были на сайте электронной биржи труда enbek.kz, не устроили по уровню зарплаты. 90 тыс. тенге – слишком мало, чтобы прокормить семью. Поэтому пока Рустам, как и многие, получает социальную выплату от ГФСС, равную 40% от дохода, и сам ищет подходящие варианты.

Его коллега по цеху Дмитрий Лопатин тоже не согласился на низкую заработную плату, предлагаемую по вакансиям службы занятости. Парень пошел в семейный бизнес.

«Не так просто устроиться на другое промышленное предприятие, когда ты много лет отработал на специализированном заводе по сборке автомобилей. Знаю, что некоторые ребята устроились в крупные металлургические компании, но туда не так легко попасть, не имея профильного образования», — говорит Дмитрий.

Электромонтер отдела автоматизации систем управления «Азия Авто» Павел Качесов в числе тех, кто быстро смог найти новую работу по своей специальности. По словам Павла, зарплату ему пообещали конкурентную, но предупредили, что она будет зависеть от уровня продаж. Новое место работы мужчина нашел сам, без помощи со стороны.

Из двухтысячного коллектива группы компаний 574 человека продолжают работать на дочерних предприятиях, которые – в отсутствие дотаций от материнской компании – полностью перешли на коммерческую основу. В их числе и «Центр развития ребенка». После того как детский сад лишился корпоративных субсидий, дошкольное учреждение получило госзаказ на 162 места. Но этих средств было недостаточно, чтобы покрыть себестоимость услуг частного сада, и руководство было вынуждено ввести ежемесячную оплату в размере 50 тыс. тенге за одного ребенка.

Развозку детей на автобусах прекратили. Из-за новых условий родители 70 детей расторгли договор с садиком.

Умирающая надежда  

Что будет дальше с заводом «Азия Авто»? Этот вопрос «Курсив» адресовал и акимату ВКО, и президенту компании. Руководитель управления координации занятости и соцпрограмм ВКО Жасулан Сарсебаев сообщил, что 17 марта на заседании областного штаба было принято решение о разработке дорожных карт по решению проблемных вопросов и продолжению производственной деятельности АО «Азия Авто». Эти карты включали в себя «перенос финансовой деятельности к кредиторам, приостановку реализации имущества, запуск остановленных конвейеров, завершение строительства строящегося завода, заключение нового соглашения о промсборке с МИИР». Документ направили для рассмотрения в головной офис First Heatland Jusan Bank. Ответ от банкиров пока не поступал. По данным президента АО «Азия Авто» Ерика Сагымбаева, судебные исполнители проводят опись имущества и его оценку для взыскания задолженности.

Сагымбаев также рассказал, что сейчас «Азия Авто» не находится в стадии ликвидации, в отношении него не возбуждено дело о банкротстве, однако вероятность этого достаточно высока. Руководитель строящегося автозавода полного цикла «Азия Авто Казахстан» Ержан Мандиев на вопросы о будущем недостроенного объекта отвечать не стал, отказавшись от комментариев.

Ирина Осипова
Фото автора
Источник: «Курсив»

Также читайте