Кто сможет помочь ребёнку, который пытался совершить самоубийство?

29 апреля 2023, 10:49
Сейчас читают:
Кто сможет помочь ребёнку, который пытался совершить самоубийство? Кто сможет помочь ребёнку, который пытался совершить самоубийство?
Кто сможет помочь ребёнку, который пытался совершить самоубийство?

Современный человек не станет оспаривать утверждение, что нельзя оставаться равнодушным к детским проблемам, какими бы незначительными они не казались с позиции взрослого. Но если все же случилась беда и несовершеннолетний сделал попытку лишить себя жизни, как не допустить повторения? Кто может протянуть надежную руку и навсегда отвести от края? Ответы на эти вопросы искал наш корреспондент.

Страх навсегда

Марина и Вадим (здесь и далее имена изменены) познакомились еще в студенчестве. Будущий инженер, бредящий походной романтикой, подтянутый и стройный, сразу украл сердце девушки, и Марина не могла представить себе, что может выйти замуж за кого-то другого. Через некоторое время после свадьбы на свет появился Егорка. Вадим гордо именовал себя "отцом человека" и души не чаял в сыне. По мере того как малыш рос, отец стал прививать ему свои увлечения: с шести лет Егор наравне с папой покорял таежные тропы, знал, как развести костер одной спичкой, и мог перечислить все съедобные грибы, растущие в Восточном Казахстане.

Марина же постепенно стала уставать от такой жизни. Хотелось вместо очередного пешего рейда по горам понежиться на дорогом курорте, завести дачу, чтобы проводить там выходные с комфортом. Да и любовь к романтику-Вадиму постепенно остывала. Когда сыну исполнилось двенадцать, родители решили развестись. 

Мальчик остался с мамой, которая через некоторое время встретила Владимира. Он ничем не походил на ее первого мужа. Состоятельный, солидный, предпочитающий путешествия с комфортом, увлеченный автомобилями.

Вот только отношения у отчима с пасынком не сложились сразу. Воспитанного и доброжелательного Егора словно подменили. Он открыто хамил новому мужу матери, чуть что — убегал на улицу. Возвращался поздно, не реагируя на возмущение Марины. Однажды Владимир, видя, как беспокоится жена, попытался сделать пасынку замечание, тот резко огрызнулся в ответ. И мужчина не выдержал — накричал на парня и попытался проучить с помощью рукоприкладства.

На следующий день Марина пришла домой с работы и застыла на пороге — вся передняя была залита кровью. Оказалось, что Егор попытался вскрыть себе вены, но, слава богу, что-то пошло не так. Потоки крови скоро иссякли, и парень сидел в своей комнате, тупо глядя на затянувшиеся порезы.

Марина, плача, бинтовала сыну запястья, а тот горячо говорил, что хочет, чтобы все было по-старому. Чтобы папа вернулся, снова были вечера втроем у телевизора, походы и песни у костра, а этот… пусть просто уйдет.

Мать попыталась объяснить мальчику, почему это невозможно. Тот молча выслушал и промолвил: "Ладно, в другой раз буду умнее". И глаза у него при этом, по мнению Марины, были нехорошие. Она так и не поняла, что этим хотел сказать сын.

С тех пор жизнь для Марины превратилась в круг­лосуточное бдение. С работы она буквально бежит, стремясь быстрее оказаться дома и убедиться, что с Егором все в порядке. Вскакивает ночью на малейший звук. Редко встречается с подругами, пропуская праздники и посиделки. "Это теперь мой страх навсегда", — считает женщина.

От советов знакомых, рекомендующих обратиться к специалисту-психологу, Марина отмахивается. 

— К школьному психологу пойти — значит смириться с тем, что Егора все учителя будут считать ненормальным, — убеждена она. — К психиатру тоже нельзя, вдруг сын решит, что и я его в сумасшедшие записала. Не сделать бы хуже!

Делают, что могут

По информации управления образования, в 2022 году в регионе было зафиксировано восемь фактов суицидального поведения, из них два — завершенных. За истекший период нынешнего — также восемь, из которых одно самоубийство состоялось.

Образовательные организации ВКО прилагают массу усилий, чтобы таких случаев становилось меньше. 

— В школах действуют психологические службы, в состав которых входят заместители директора, педагоги-психологи, социальные педагоги, — сообщила заместитель руководителя областного управления образования Алима Акылбек. — С 2015 года в области создана ассоциация школьных психологов, деятельность которой связана с созданием условий для повышения профессиональной компетенции специалистов, обмена опытом в поисках решений проблемных вопросов.

Помимо этого, в школах региона постоянно проводятся мероприятия по укреплению семейных ценностей, формированию позитивного мышления и мировоззрения, навыков конструктивного разрешения конфликтов, воспитанию доверительных отношений между детьми и родителями.

Профилактические меры — это конструктивный подход к тому, чтобы сократить количество суицидов в целом, но каким образом работают психологи, чтобы не допустить повторных попыток ребят расстаться с жизнью?

— Со стороны организации образования после каждого суицида проводится всесторонний анализ и психологическое сопровождение детей, — пояснила Алима Акылбек. — Кроме того, дети с суицидальным поведением находятся под наблюдением врачей.

Подчеркнем, что это в том случае, когда факт попытки самоубийства становится достоянием гласности, но, как показала история нашей героини, бывают случаи, которые родители ни за что не желают обнародовать.

— Есть проблема стигматизации психологической помощи, — согласилась с нами детский психолог Лилия Куземко. — Неумение родителей отделять функции психологической помощи от психиатрической, вызывающее страх и несогласие сотрудничать. Это очень мешает своевременно выявлять риски у детей и оказывать им помощь.

С позиции специалиста

В практике заместителя руководителя по профилю Дворца творчества школьников Лилии Куземко встречались случаи работы с подростками, проявляющими склонность к суицидальному поведению.

— Мы оказываем не реа­билитационную, то есть не врачебную, а консультативную психологическую помощь, — подчеркивает специалист. — Наша задача, когда мы вступаем в контакт с этими детьми, — снять эмоциональное напряжение, которое возникло в результате столкновения с тяжелыми переживаниями. 

Психологу, работающему с юным самоубийцей, необходимо проявить эмпатию — способность понять ситуацию, в которой оказался ребенок, а также испытываемые им чувства и неудовлетворенные потребности.

— Нужно принять эти эмоции, отразить и затем помочь ребенку быть принятым, — поясняет Лилия Петровна. — А дальше это принятие, которое он ощущает на этапе эмпатии, позволяет сделать так, чтобы ребенок открылся, и можно уже начать работать над ситуацией, в которой он оказался. Оказывать ему поддержку в этой ситуации, искать и выявлять стратегии реагирования, которые в этой ситуации были не совсем адекватными. Помочь ему обрести новые навыки, которые будут помогать контактировать с реальностью. И искать новые пути выхода.

При этом у подростка тренируются навыки устойчивости и выживаемости. Поэтому способность специалиста сопереживать, видеть ребенка таким, какой он есть, а затем прилагать совместные усилия по разрешению проблемы, помогает спасти жизнь.

По мнению психологов, один раз сработавшая стратегия поведения закрепляется в психике подростка и может применяться им снова. Так действует, к примеру, суицидальный шантаж.

— Если ребенок или подросток применил какую-то стратегию и она позволила добиться результата, то, по мнению ребенка, этот способ становится удачным в решении его проблемы, — подтверждает Лилия Куземко. — Это может быть конструктивная стратегия, равно как и деструктивная. В любом случае, если стратегия помогла добиться цели, то она закрепляется. Если она непродуктивна, то для того, чтобы изменить ее, специалист должен, во-первых, вместе с ребенком найти и выявить эту стратегию, понять, как он действовал, исходя из каких намерений. У ребенка всегда намерение хорошее, а вот путь, который он выбирает, — не всегда. Во-вторых, специалист должен показать ребенку, что его стратегия непродуктивна или приносит ему много негативных переживаний и опыта. 

На третьем этапе психолог помогает своему подопечному найти альтернативный способ достижения цели. Здесь важно продолжить поиск, исключить фрустрацию, с которой он неизбежно сталкивается, и помочь ему преодолеть негатив.  

— Второй путь — это не изменение стратегии, а изменение целей, — поясняет Лилия Петровна. — В этом случае важно найти вместе с ребенком тот смысл, от которого стоит отказаться. И пережить его утрату. А потом уже найти новый смысл для того, чтобы продвинуться к достижению новой цели. После того как она появляется, ребенок прилагает усилия к ее достижению. В этом проявляется желание жить.

Зачастую такой подход срабатывает даже без дополнительной психиатрической терапии.

— В нашей практике был случай, когда ребенок из-за невозможности изменить мамино поведение и возникшего из-за этого отчаяния решил, что ему необходимо либо расстаться с жизнью, либо уйти в детский дом, чтобы не сталкиваться с болезненными отношениями с мамой и болезненным отношением к себе, — вспоминает Лилия Куземко. — Мы рассмотрели альтернативные пути. И совместно с комиссией по защите прав несовершеннолетних приняли решение о передаче подростка под опеку родственникам и переезде в другой город. То есть цель, которая ребенком была поставлена, мы реализовали другим способом, наиболее безопасным и комфортным. Сейчас  ему уже 18 лет, он успешно учится в колледже в другом городе. Мы до сих пор с ним на связи, поддерживаем его, находимся в контакте. И после того как мы с ним начали эту проблему разрешать, у него попыток суицида не было.

Вместо послесловия

Профессионалы считают, что, помимо нежелания родителей выносить сор из избы, для качественной реабилитации подростков-суицидентов в ВКО существует еще немало препон.

— Прежде всего, мешает главное — недостаточно качественная подготовка специалистов, — уверена Лилия Куземко. — Или их отсутствие вообще. Нет требований к выпускнику вуза в части усвоения профессиональных навыков. Есть требования по поводу теоретических знаний — дипломные работы они пишут и так далее. Но вот в части прохождения собственного исцеления, интервизии (представления психологической работы в среде коллег, равных по опыту и статусу), супервизии (работы психолога с более опытным коллегой), владения технологиями психологического консультирования и сертификации — это у нас сейчас не проводится. И люди, овладевшие какими-то теоретическими знаниями, сразу приступают к практике. Практика, которую они проходят, — это в основном та, что формирует специализацию. Но этого недостаточно без отработки собственных внутренних проблем для того, чтобы специалист смог погрузиться в свою будущую работу, смог исцелиться, чтобы потом исцелять других.

Также специалисты отмечают разбросанность функций психолога, особенно в системе образования. У школьного психолога внимание нацелено в основном на диагностику, а не на оказание непосредственной помощи. Кроме того, ощущается недостаток кадров и в медицинской отрасли. К примеру, в регионе не хватает профессиональных суицидологов, а чаще всего их нет совсем. Все это создает препятствия для эффективного оказания помощи несовершеннолетним.

В идеале, по мнению психологов, региону необходим специальный центр психологической реабилитации детей и подростков, под крышей которого собрались бы все нужные специалисты: психологи, психиатры, гештальт-терапевты, суицидологи, специалисты по релаксации и так далее.

— У нас есть Центр психического здоровья, но эта структура объединенная — наркодиспансер и психиатрическая служба. Она больше осуществляет медикаментозное лечение, — отмечает Лилия Петровна. — Не хватает широких специалистов, которые могли бы психотерапевтическую помощь оказывать, психологическую. А детских психиатров и психологов — и подавно, особенно в детских медицинских учреждениях, в СВА. Поэтому, если бы была служба, которая бы решала актуальную задачу сохранения психического здоровья детей и оказывала комплексную помощь, это было бы очень хорошо.

Мира Круль

Также читайте