Мастер каллиграфии: "В любой непонятной ситуации — пиши буквы!"

26 июня 2022, 10:35
Сейчас читают:

У Анастасии Коноваловой редкая профессия: она каллиграф. Возможно, единственный человек в Восточном Казахстане, кто профессионально занимается этим редким искусством. Интересно, что несколько лет назад девушка отчислилась после первого курса вуза и решила вообще не получать высшее образование. Что из этого вышло и при чем здесь цветы, кофе и разрисованное пианино — в материале YK-news.kz.

По адресу: Протозанова, 89, уже почти год стоит очень необычный для улицы предмет. Прямо под открытым небом возле жилого дома красуется… пианино! Оно с ног до головы (если можно так выразиться в отношении музыкального инструмента) расписано разными фразами типа "Тебе здесь понравится" и "Место для всей семьи". Речь идет о творческой студии, которая располагается рядом. Именно здесь проводятся занятия по рисованию и каллиграфии для детей и взрослых.

Не проходите мимо

Если посмотреть на "уличный" музыкальный инструмент сбоку – можно прочитать: "Это пианино для красоты! Оно не работает! Не нужно на нем играть и ломать его!"

Музыкальный инструмент появился по указанному адресу летом прошлого года. И за это время пианино сильно "устало", так как почти каждый второй прохожий хотел на нем поиграть. Были и те, кто пытался просто открутить нужные ему запчасти.

— Вообще этот творчески оформленный музыкальный инструмент мы поставили для привлечения внимания людей, — поясняет Анастасия Коновалова. — И действительно к нам в студию заходило немало прохожих, которые спрашивали, чем мы занимаемся. У нас несколько направлений: книжный клуб; мастер-классы по флорис­тике, росписи одежды и рисованию для взрослых; обучение каллиграфии.

Как курица лапой?

Искусству красивых букв и линий учит Анастасия Коновалова.

— Ничего в моей жизни не предвещало того, что я буду заниматься каллиграфией. Я про это ровным счетом ничего не знала, — признается Настя. — Хотя в школьные годы часто оформляла стенгазеты, хорошо рисовала и даже немного занималась в художественной школе. Я вообще любила творчество, пробовала разные направления: хореографию, театр, музыку. Мне всё казалось интересным.

Девушку часто спрашивают: а какой почерк у нее был в детстве? Писала как курица лапой или выводила каждую букву?

— В школьные годы почерк у меня был самый разный. Он часто менялся, я писала и крупными буквами, и мелкими, наклон был то в одну сторону, то в другую, — вспоминает Анастасия. — Мне нравились эксперименты с почерком, но я никогда не думала, что это выльется в будущую профессию.

Витиеватые буквы

После школы Настя поступила на филологический факультет, проучилась один курс – и поняла, что это совсем не то, что она хотела. К тому же было сложно оплачивать обучение. Девушка решила уйти из вуза. Она понимала, что высшее образование – это, конечно, хорошо, но все же не гарантия будущей успешной работы. Особенно, если выбранная специальность тебе не подходит.

Анастасия пошла работать сначала в общепит, была официантом и барменом. Потом устроилась в книжный магазин. И уже там Настя увлеклась каллиграфией. Она стала параллельно сотрудничать с агентствами по организации свадеб. Увидела живое применение каллиграфическому искусству. На каждом шагу требовалось красивое написание и оформление баннеров, фотографий, пригласительных и прочей свадебной атрибутики.

— Я серьезно увлеклась каллиграфией, — продолжает рассказ Анастасия. — Быстро поняла, что мне не хватает знаний, "базы". И тогда я пошла учиться. Окончила несколько образовательных курсов, получила дипломы и сертификаты. Знаю, что в Европе есть вузы, где каллиграфия выделяется в отдельную специальность. В постсоветских странах обычно происходит ее объединение с изобразительным искусством. То есть художников и каллиграфов обучают на одном отделении.

У нас в Казахстане каллиграфия сейчас развивается как особый вид мастерства. В нашей стране есть люди, прекрасно владеющие разными стилями оформления надписей, получившие профильное образование, но их мало. Настя знает трех каллиграфов из Алматы, но ни одного подобного специалиста в ВКО, кто бы получил зарубежное образование.

— В прошлом году мы объединились в резиденцию каллиграфов, туда вошли мастера из России, Казахстана, Беларуси, Украины, Европы, — говорит Анастасия. — Всего нас 36 человек. Согласитесь, немного, учитывая географию сразу нескольких стран.

Сапожник с сапогами!

— В повседневной жизни я не пишу красивым каллиграфическим почерком, — улыбается Настя. — То есть по моим будничным записям вы ни за что не догадаетесь, что я каллиграф. Можно сказать – сапожник без сапог. Но на самом деле это совершенно не связанные вещи. Занятие каллиграфией — это творчество (как рисование, например). А письмо — это рутинная необходимость, процесс автоматический.

Образно говоря, если Анастасии нужно красиво подписать открытку она с удовольствием это сделает каллиграфическим начертанием.  Но если ей нужно просто что-то записать в свой блокнот – она не будет выводить красивые буквы и думать над выбором шрифта и стиля.

Каллиграфией девушка занимается уже шестой год. Прошлым летом объединилась с двумя подругами, и они совместно открыли общую студию.  Сейчас здесь варят кофе, проводят мастер-классы по флористике, рисованию, росписи одежды и каллиграфии.  А еще – обмениваются книгами, ставят театральные перформансы, проводят музыкальные "квартирники".

— Всегда мечтала создать такое место, куда бы хотелось приходить творческим людям. И сейчас я вижу, что это у многих "откликается", многим интересно, — делится Анастасия. — Наше разрисованное пианино с лозунгами о том, что "это место для всей семьи", – не просто рекламный трюк. В студию действительно приходят семьи, где есть и маленькие дети, и те, кто уже вышел на пенсию. Самой "юной" участнице, которая к нам приходила, было 80 с лишним лет. Эта женщина училась рисовать.

Анастасия уверена, что краски, кисти, холст, бумага действуют магически. Человек расслабляется, мысли приходят в порядок. Точно так же действует и каллиграфия. Это творческое занятие помогает переключиться, снять напряжение. Настя любит повторять: "В любой непонятной ситуации пиши буквы!" 

Научите ребёнка…

— Почти каждый, кто впервые узнает, что я каллиграф, предлагает мне научить их ребенка красивому почерку, — говорит Анастасия. — И мне бывает сложно объяснить, что моя работа – немного не про это. Я не могу научить всех детей мира красиво писать. Я не учитель, не педагог и не хочу, чтобы мои занятия напоминали уроки в школе и задания в прописях. Каллиграфия — это творчество!

Иногда Анастасия все же занимается с детьми, но редко. Почему? Да потому, что чаще всего за желанием красиво писать стоят родители. Самому ребенку обычно это не нужно, не интересно.

— Если в студию пришли искренне увлеченные дети — с удовольствием с ними занимаюсь, — признается Настя. — У меня есть ученики восьми – девяти лет, которые с воодушевлением пишут красивые линии и буквы… пером! И они получают огромное удовольствие от этого процесса. Потому что каллиграфия - это не просто умение красиво подписать открытку. Это редкое и очень тонкое искусство.

Ирина Краскова
Фото из личного архива Анастасии Коноваловой

Также читайте