О том, как быть металлургом в третьем поколении и уже в 28 лет стать начальником цеха

16 декабря 2021, 10:30
Сейчас читают:
О том, как быть металлургом в третьем поколении  и уже в 28 лет стать начальником цеха О том, как быть металлургом в третьем поколении  и уже в 28 лет стать начальником цеха
О том, как быть металлургом в третьем поколении и уже в 28 лет стать начальником цеха
Сейчас Дмитрий Тилиляев возглавляет самое молодое производство Усть-Каменогорского комплекса "Казцинк"
Фото из личного архива Дмитрия Тилиляева

Дмитрий Тилиляев не собирался идти по стопам родителей. Они металлурги, но ему нравилась электроэнергетика. И крупные российские вузы, которые он рассматривал для поступления. Однако незадолго до экзаменов Дмитрий передумал. Он решил получить образование в Восточном Казахстане и стать металлургом. Что из этого вышло — в нашем материале.

— У меня два родных города — Усть-Каменогорск и Риддер, — говорит Дмитрий Тилиляев. — В областном центре ВКО я жил и учился до пятого класса. Потом наша семья переехала в Риддер. Снова в Усть-Каменогорск я вернулся уже 17-летним парнем, когда приехал сюда поступать в университет.

Неожиданный выбор

Дмитрий вспоминает, как они с родителями и младшим братом жили в областном центре ВКО на Солнечной, сейчас это улица Астана. Недалеко — Дворец спорта, куда они всей семьей ходили на хоккейные турниры. Жили в тесной малосемейке — с общей кухней на четыре квартиры. 

— В 1993 году родители придумали вариант, как улучшить жилищные условия. Подходящую трехкомнатную квартиру нашли в Риддере, и мы переехали туда. Хорошо помню, что после малосемейки "трешка" казалась мне настоящим дворцом, — с улыбкой рассказывает Дмитрий. — Мама решила поменять свою сферу деятельности. Они с папой вместе "ушли" в металлургию. Устроились работать на риддерский цинковый завод. Наверное, именно в те годы я понял, что такое стабильность. У родителей была постоянная работа, неплохая зарплата, с которой они старались откладывать деньги на наше с братом будущее образование. Я мечтал о большом городе и крупном российском вузе. Собирался идти в электроэнергетику.

После девятого класса родители предложили сыну перейти из общеобразовательной школы в риддерский физико-математический лицей. Дмитрий согласился и всё лето готовился к поступлению в "физмат". Учиться там оказалось сложнее, но зато была подготовка к поступлению в российские вузы. Школу Дмитрий окончил в 1999 году и уже начал выбирать подходящий университет соседней страны, как вдруг, за несколько дней до экзаменов... неожиданно передумал.

— Я решил остаться в Казахстане и здесь получить специальность, — говорит мой собеседник. — Риторический вопрос "Куда пойти учиться?" был быстро решен в пользу семейных традиций. Металлургами были не только мои родители, но косвенно даже дедушка с бабушкой. Они тоже в разные годы своей жизни были связаны с металлургией. И я как-то интуитивно решил пойти по этому пути. Мне нравились стабильность и перспективность этой профессии.

Грант N№ 1

Дмитрий Тилиляев стал в Казахстане первым студентом, который получил грант на обучение в университете по специальности "металлургия". И это не было счастливой случайностью. Он с детства любил учиться и на вступительных экзаменах смог набрать наивысший балл среди всех абитуриентов Казахстана, поступающих на "металлургию".

— У моих родителей до сих пор хранится экземпляр газеты, в которой были опубликованы результаты распределения грантов за 1999 год, — улыбается Дмитрий. — На "металлургию" в тот год было выделено всего 20 образовательных грантов.

Юноша поступил в Восточно-Казахстанский технический университет имени Д. Серикбаева.

Жена — тоже металлург!

— Моя будущая супруга Лена училась со мной в одной группе. И она была единственным человеком, кто учился на нашем потоке лучше меня, — улыбается Дмитрий. — До сих пор помню, что по итогам окончания вуза у нее было на одну четверку меньше.

Дмитрию всегда нравилось общаться с умными, образованными людьми. И в девушке он тоже ценил эти качества.

И Елена, и Дмитрий после получения диплома устроились работать на цинковый завод Риддера. Оба начинали с самых первых ступеней.

— Лена была контролером ОТК, а я аппаратчиком-гидрометаллургом в гидрометаллургическом цехе, — вспоминает Дмитрий. — Хорошо помню свой первый рабочий день. Это было 14 февраля 2004 года. Все отмечали День влюбленных, дарили друг другу валентинки, а я пришел на завод и мне дали огромную кипу документов — должностных инструкций, по технике безопасности. Потом спросили: "Всё прочитал? Молодец, а теперь пойдем снег чистить!" И мы пошли, зима в тот год была очень снежной.

Через полгода работы Дмитрий начал исполнять обязанности мастера цеха. Через год его перевели на должность инженера-технолога. Потом, в свои 25 лет, он стал начальником производственного отдела. В 28 лет — начальником объединенного цеха.

"Нужно всё успевать!"

Параллельно с работой Дмитрий учил английский язык. Понимал, что школьного уровня ему явно недостаточно. Для сотрудников завода были организованы специальные курсы. Поэтому во время обеденного перерыва Дмитрий ходил на занятия.

— У нас был прекрасный преподаватель, который умел объяснять, мотивировать. Поэтому я старался всё успевать: и учиться, и работать, — рассказывает Дмитрий. — Однажды преподаватель предложил нам поучаствовать в конкурсе среди сотрудников завода, изучающих английский. Главным призом была зарубежная поездка для повышения уровня владения языком. И так случилось, что я стал одним из четырех главных победителей конкурса. Мы поехали на две недели в Малайзию, в Куала-Лумпур. Там мы встретили студентов и преподавателей из разных стран мира, но самым неожиданным было то, что никто не говорил на русском. Поэтому за две недели жизни в Малайзии мне удалось здорово подтянуть свой английский. Было тяжело, но интересно.

Повышение

Двенадцать лет Дмитрий работал на цинковом заводе Риддера. За это время у него появились семья, дети и большой круг товарищей по производству.

— Шесть лет назад мне предложили стать директором медного завода Усть-Каменогорского металлургического комплекса "Казцинк". Это новое производство, интересное. Конечно, я согласился, — говорит Дмитрий. — Тоже прекрасно помню свой первый рабочий день в новой должности. Снег кидать уже не пришлось, но сразу стало понятно, что весь путь мне нужно начинать с нуля. Новая работа сильно отличалась от предыдущей. Другие обязанности, масштабы, совершенно другой, более скоростной ритм.

Дмитрий вспоминает, что первые три месяца он жил в Усть-Каменогорске один, семья еще оставалась в Риддере. И эти первые месяцы были полным погружением в производственный процесс.

— С понедельника по пятницу я целиком и полностью был в работе, — вспоминает Дмитрий. — Давал себе передышку только в выходные, когда уезжал к жене и детям. Причем ездить часто приходилось не на машине, а на поезде: в ту зиму автомобильную дорогу в Риддер периодически закрывали из-за погодных условий.

Спустя три месяца семья Дмитрия переехала в Усть-Каменогорск. И он почувствовал надежный тыл, поддержку. Супруга спокойно относилась к тому, что ему приходилось задерживаться по вечерам, иногда работать в выходные. Она тоже металлург и знает, что такое производственный процесс. 

По субботам и воскресеньям Тилиляевы любят ездить на дачу. А еще им нравится всей семьей ходить на хоккей. Это уже семейная традиция родом из детства, когда маленький Дима с родителями жил в малосемейке на улице Солнечной, недалеко от Дворца спорта.

Жизнь на производстве

Сейчас Дмитрий возглавляет самое молодое производство Усть-Каменогорского комплекса "Казцинк".

— Завод был запущен 10 лет назад. Здесь новое оборудование, современное оснащение, и нашим производством часто интересуются иностранцы. Нам есть что показать и о чем рассказать, — считает Дмитрий. — Кстати, общаться на английском с металлургами, говорить с ними о производстве мне даже проще, чем разговаривать с иностранцами на отвлеченные темы. Здесь помог опыт обучения в Малайзии, а также то, что я получил второе высшее образование в Санкт-Петербурге и защитил там диплом на английском языке. То есть сложилось так, что я, во-первых, получил диплом российского вуза, как и мечтал в 17 лет. А во-вторых, благодаря тому, что защитил свою работу на английском, получил еще диплом  Норвежского университета.

На вопрос, что самое сложное в его работе, Дмитрий однозначно отвечает — работать с людьми.

— Я чувствую огромную ответственность за всех металлургов, которые ежедневно выходят работать на завод. Я знаю, что почти у всех есть семьи, есть родные и близкие люди. И для меня очень важно, чтобы все сотрудники возвращались домой живыми, здоровыми и, по возможности, счастливыми, — говорит Дмитрий Тилиляев. — Поэтому всегда говорю о технике безопасности. Если вижу, что меня не слышат, захожу со стороны семейных ценностей. Спрашиваю: "Ты хочешь вечером вернуться домой? Хочешь, чтобы в коридоре тебя встречали жена и дети?" Техника безопасности — это не просто слова. И не только инструкции. Важно, чтобы каждый металлург помнил о том, что самое ценное — это его жизнь, здоровье.

Его отец продолжает работать на заводе. Мама вышла на пенсию, проработав на производстве с 1990-х годов. Тилиляевы как-то решили посчитать общий трудовой стаж всей их семьи на производстве. Дмитрий взял трудовые книжки родителей, деда, бабушки, жены, сложил все периоды их работы в сфере металлургии и получилось: 130 лет! То есть это 130 лет жизни на производстве.

— Что в моей работе самое интересное? Наверное, это такие задачи, которые на первый взгляд кажутся невыполнимыми, — считает Дмитрий. — Приведу пример. Передо мной, как перед руководителем, ставят какую-то цель, которая вначале кажется будто нереальной. Ты не знаешь, с чего начать и как этого добиться. Но потом начинаешь думать, анализировать, работать, и в итоге получается выполнить то, что несколько лет назад казалось фантастическим. Жизнь не стоит на месте, металлургия развивается, и в моей работе всегда есть куда двигаться дальше.

Ирина Краскова

Также читайте