Первые выпускники усть-каменогорской детской деревни поделились воспоминаниями о жизни в учреждении
Детская деревня — это место, в котором для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создают по-настоящему семейные условия. У каждого из воспитанников есть дом, мама, братья и сестры, а еще - значимая роль в семье. Корреспондент YK-news.kz поговорил с выпускниками учреждения о том, как вся эта система выглядит изнутри и как сложилась их жизнь после выпуска.
В диковинку
Жумагуль Хамзинова попала в КГУ "Детская деревня семейного типа" УО ВКО в возрасте 12 лет.
— Маму лишили родительских прав, потому что она выпивала. Меня с младшим братом отвезли в распределитель в Риддере, оттуда в детский дом имени Гагарина. Потом начали формировать детскую деревню. Туда взяли и нас. Брату на тот момент было девять, — вспоминает девушка.
Жумагуль отмечает: детская деревня сформирована из нескольких отдельно стоящих коттеджей. В каждом, помимо воспитанников, проживают также воспитательница и няня.
— Воспитатель встретила нас приветливо. Сначала мы стеснялись, потом она нас разговорила. Мы же были детьми, с нами надо было общаться, — делится героиня. — Приехали мы, конечно, оборванные и страшные. В детском доме имени Гагарина нас одели как попало. А еще для нас было дико попасть в такие хорошие условия.
Жумагуль и ее брата поселили в большом двухэтажном коттедже. Накормили и уложили спать. А на следующий день началось знакомство с укладом жизни в новом доме.
— На первом этаже была большая столовая, кухня и зал. А на втором этаже — несколько спален для детей и комната, в которой жила воспитатель, — добавляет девушка.
Воспитатель выполняла роль мамы. По словам Жумагуль, она находилась с детьми круглыми сутками и лишь иногда уходила в отпуск или на выходной. В такие моменты ее подменяла няня.
— Когда мы приехали, воспитатель сказала, что мы можем называть ее как хотим — по имени-отчеству или мамой. Мы выбрали называть ее мамой. Но так было не во всех домах, — объясняет Жумагуль. — С мамой Гаухар мы общаемся до сих пор. Периодически созваниваемся. Я поздравляю ее со всеми праздниками, помню, когда у нее день рождения.
Героиня добавляет: воспитательница очень многому научила и ее, и других детей. Например, содержать дом в чистоте и аккуратно относиться к вещам, эффективно распоряжаться своим временем и выстраивать контакт со старшими и младшими товарищами.
— Мама сама учила нас готовить. Утром мы варили кашу. На обед первое, второе, салат и компот. Да-а-а, нас хорошо кормили. Я там всегда пухленькая была, — улыбается героиня.
Жумагуль признается, что полученные навыки очень пригодились ей в жизни. Единственное, чему она не научилась за годы проживания в детской деревне - самостоятельно совершать покупки в магазине и вести бюджет.
— Деревня была закрытого типа, мы не ходили в магазин. Если что-то было нужно, говорили маме, и она составляла заявки, — объясняет девушка.
Однако героиня добавляет: полученных от воспитателя знаний ей хватило, чтобы впоследствии быстро научиться обращаться с деньгами, да и в целом решать любые сложные задачи, которые неизбежно возникают в самостоятельной жизни.
— Я поступила в педагогический колледж с девочкой из детской деревни. В колледже был социальный педагог, она за нами приглядывала, интересовалась нашей повседневной жизнью - куда ходим и что делаем в свободное время, — продолжает Жумагуль. — После окончания колледжа поработала учителем начальных классов и поняла, что это не мое. Поступила на экономиста в Омск и получила высшее образование. Не могу сказать, что столкнулась с какими-то серьезными трудностями после выпуска из детской деревни в 2008 году. Жилье от государства мне не полагалось, так как у меня была доля в недвижимости. И я не считаю, что мне кто-то должен помогать, я уже взрослый человек и сама за свои поступки должна нести ответственность. Сейчас все хорошо, моя нынешняя жизнь и работа меня полностью устраивают.
Большой секрет для маленьких
— Я был воспитанником интерната имени Гагарина в городе Лениногорске (Риддер) с 6 до 10 лет, — рассказывает Руслан Жунусов. — В конце октября 2000 года нас начали готовить к переводу в другой детский дом. К такому я уже привык с двух лет, так как меня часто перевозили из одного учреждения в другое.
Мужчина признается: он до сих пор не понимает, по какому принципу отбирали детей, которых впоследствии отправили в детскую деревню.
— Нам говорили, что мы поедем в место, которое гораздо лучше, чем наш детский дом. Что в группе нас будет не 60 человек, а 10. Что у нас все будет гораздо лучше, чем сейчас. Но воспитатели добавляли, что это секрет - нам нельзя было рассказывать другим ребятам, куда нас собирались отправить, — вспоминает герой.
Зимой Руслан в составе укомплектованной группы поехал на новое место жительства. Эту поездку мужчина до сих пор помнит в мельчайших деталях, настолько было волнительно и интересно.
— Адаптация была быстрой. Просто когда есть с чем сравнивать — сравниваем, — с улыбкой сообщает Руслан. — Как говорится, к хорошему быстро привыкаешь.
Новый дом, по словам собеседника, выглядел как добротный загородный коттедж.
— Двухэтажный, с высокими потолками, просторными комнатами, собственным подвалом и чердаком. В доме было все необходимое, как в полноценных семьях. Начиная от холодильника и заканчивая DVD, — вспоминает мужчина.
На территории деревни было несколько таких коттеджей, а еще развлекательный детский клуб и офис администрации. А самым главным человеком в каждом доме была воспитательница, которую дети называли "мама".
— Мама — глава семьи. Она была с нами 24/7, почти 365 дней в году. Ну конечно, у нее были и выходные, и отпуска. В таких случаях на замену ей приходили так называемые "тети", которые в основном работали только днем, восьмичасовую смену. Это было очень удобно для нас. Вот забыл, например, как звать воспитателя, и ты его просто "тетя" зовешь, — рассказывает Руслан, который пишет слово "Мама" исключительно с большой буквы.
Мужчина объясняет: все воспитанники дома, в котором он жил, также называли друг друга братьями и сестрами, а атмосфера в группе была семейная.
— Помимо уроков в средней школе в Ахмирово, мы играли на территории детской деревни, проводили мероприятия в клубе, ездили в город на кружки, причём на обычных автобусах. А вечером мы с мамой готовились к школе, — делится Руслан своими воспоминаниями о детстве в деревне. — По выходным мы смотрели телевизор, играли в разные игры, делали уборку по дому и на участке, вели хозяйство.
Притом хозяйство ребята вели основательно. Их учили готовить, убирать, стирать, топить печку, ухаживать за садом, сажать огород, перерабатывать урожай на соленья и варенья, закатывать компоты. А так как семейные группы формировали из разновозрастных детей, старших привлекали также к уходу за младшими.
— Мы всегда были вовлечены во что-то развивающее и познавательное, — с теплотой вспоминает герой.
В детской деревне он даже обучился азам ремонта и строительства. Но покинуть учреждение Руслану пришлось задолго до совершеннолетия - из детской деревни его перевели в Дом подростка.
— Из хорошего детского дома тебя выпускают в Дом подростка, где нет вообще ничего общего с семейной атмосферой. Это полный хаос, там разные выпускники из разных интернатов и детских домов. Там дедовщина и неуважение друг к другу. Воспитанники других интернатов не понимают, что есть что-то личное и индивидуальное, — у них все общее, — описывает свои впечатления Руслан. — Это как ребёнка, игравшего в песочнице с ведёрком, посадить на бетон и отобрать ведёрко.
Но по признанию мужчины, резкая смена обстановки дала ему толчок к тому, чтобы как можно раньше встать на ноги и устроиться в жизни.
— Было тяжело, порой очень тяжело! Но главное, не сдаваться и не показывать слабину. Самое трудное, с чем я столкнулся после выпуска, это отсутствие жилья. Я до сих пор не получил квартиру, которая мне положена от государства как сироте, — делится Руслан. — Я встал в очередь в 2014 году, когда переехал в Астану. Жду по сей день. Очередь двигается, но медленно, всего на 100 человек за все время, то есть за семь лет. Смешно и печально!
Герой с ноткой ностальгии говорит и о том, что сейчас на территории детской деревни растут огромные сосны, ели и другие деревья. Большая их часть была высажена первыми воспитанниками учреждения.
— Многое мы с мамами делали впервые, как говорится, учились вместе. Это было прикольно, но иногда очень сложно. Мы постоянно возмущались, что нас перегружают работой. Было и такое, что мы совсем не знали отдыха. Но этот первый опыт принес свои плоды для последующих воспитанников, — с улыбкой подмечает Руслан. — А для мамы я — сын, который её очень любит и ценит. Ведь мама не та, которая родила, а та, которая воспитала!
Мне дали всё
Нургайша Итаякова рассказывает о детской деревне кратко, но с теплотой в голосе. Она попала в учреждение в возрасте 10 лет после того, как ее родителей лишили родительских прав. Долго привыкать к новому укладу не пришлось - дом быстро стал для нее родным.
— Семья была хорошая. У меня была своя комната. Досуг был организован отлично. Нам не приходилось придерживаться какого-то четкого расписания, жили как обычные дети в обычной семье, — вспоминает Нургайша.
Она добавляет: в учреждении получила те самые знания и навыки, которые помогли ей устроить собственную жизнь. Так, Нургайша смогла найти свое призвание, создать семью.
— Я выпустилась в 2008 году, поступила на учителя начальных классов в колледж, а потом получила высшее образование. Поработала несколько лет, затем вышла замуж. Сейчас у меня двое прекрасных дочек, — продолжает героиня.
Как и другие участники интервью, она называет свою воспитательницу мамой.
— Я очень благодарна детской деревне и продолжаю поддерживать связь с мамой, она очень хороший человек и специалист, хороший психолог. Я считаю, что мне в детской деревне дали все, что было необходимо для дальнейшей самостоятельной жизни, — подытоживает Нургайша.
Елизавета Седых
Фото предоставлены героями материала