Почему подростки ВКО наносят себе порезы?
Селфхарм — это целенаправленное причинение вреда самому себе. Вред может быть разным: порезы, ожоги, ушибы. Да и причин у такого поведения может быть множество. Но чаще всего оно связано с попытками заглушить эмоциональные переживания. В последнее время селфхарм получил некоторое распространение и среди подростков Восточно-Казахстанской области.
Подружилась с острыми предметами
Катя Романовская из Усть-Каменогорска (имя изменено из этических соображений) росла в интеллигентной семье. Ее родители занимались наукой и возлагали на дочь огромные надежды. Они отдали девочку в одну из лучших школ города и ожидали, что ребенок пойдет по их стопам: начнет участвовать в разных предметных олимпиадах, возьмет курс на золотую медаль и станет любимчиком всех учителей.
Но Катя никакого интереса к науке не испытывала и особенного рвения к учебе не проявляла. Девочка старалась без отставания усваивать школьную программу лишь для того, чтобы не расстраивать плохими оценками папу и маму, которые возложили на нее непомерно высокие ожидания.
Что на самом деле интересовало Катю, так это творчество. Школьница хорошо рисовала, креативно подходила к решению сложных задач, имела богатую фантазию и тонко чувствовала мир. Однако родители не придавали этому никакого значения.
Благосклонность к Кате не проявляли и сверстники. Девочку, можно сказать, не замечали. Не травили, но и не признавали как равную.
Возможно, именно поэтому в средней школе героиня увлеклась контркультурными течениями. Ее творчество стало мрачным, а настрой — депрессивным. Катя перекрасила волосы в синий цвет и стала одеваться как неформал.
А потом она начала резать руки. Катя не планировала таким способом сводить счеты с жизнью. Но она регулярно наносила себе неглубокие порезы, которые затем превращались в тонкие и длинные шрамы. Постепенно оба ее предплечья покрылись бесконечным множеством таких шрамов. Но этого долгое время никто не замечал, потому что девочка привыкла носить одежду с длинными рукавами и не оголять руку при свидетелях.
Мимо статистики
То, чем занималась Катя, нанося себе порезы, психологи называют "селфхармом". Под этим словом скрывается целенаправленное причинение себе вреда без суицидальных намерений.
— За всю свою двадцатилетнюю практику преподавания я сталкивалась с таким явлением несколько раз, — сообщила педагог из Усть-Каменогорска, пожелавшая не раскрывать свою личность. — Как правило, этим страдают ребята, у которых есть какие-то психологические травмы, проблемы в семье и со сверстниками.
Сколько детей и подростков области когда-либо специально наносили или регулярно наносят себе повреждения — неизвестно. В поле официального учета эти ребята не попадают.
— За 2023 год по региону не было зарегистрировано случаев обращения по причине "селфхарм", — констатировали в управлении здравоохранения Восточно-Казахстанской области.
В управлении образования ВКО также сообщают, что в 2022/2023 учебном году подобные факты среди учащихся не фиксировали.
— В целях профилактики девиантного, суицидального поведения среди школьников, предупреждения рисков аутодеструктивного поведения, с 2023 года управление образования в рамках государственного социального заказа реализует проект "Формирование позитивного мировоззрения и профилактика аутодеструктивного поведения несовершеннолетних", — отмечают в ведомстве.
Тем временем сразу несколько родителей из ВКО признались, что их дети-подростки наносят себе порезы разной интенсивности, идентифицируя свое поведение именно как селфхарм. Родители также добавили, что их дети следят за группами в социальных сетях, посвященными тематике самоповреждений.
Стоит указать, таких групп в социальных сетях немало. Основной их "костяк" составляют школьники, которые возводят селфхарм в культ, фотографируют и демонстрируют свои травмы другим участникам группы, называют порезы "царапками" и просят лайки "за смелость".
Также среди участников подобных групп встречаются ребята, которые пытаются контролировать приступы селфхарма, ведут своеобразные "дневники воздержания" от самоповреждений, поддерживают друг друга во время срывов.
Бесчисленное множество причин
Почему и для чего подростки наносят себе порезы? Это дань моде и жуткий метод самовыражения или крик о помощи и попытка заглушить внутренние переживания?
— Селфхарм — это аутоагрессия. То есть агрессия, направленная на самого себя, — объясняет психолог из Усть-Каменогорска Мария Лилисон.
И это не только про порезы и царапины. Некоторые люди, подверженные аутоагрессии, терзают себя диетами и непомерными физическими нагрузками, прижигают кожу, сбивают кулаки до крови и так далее.
Селфхарм всегда имеет под собой конкретную цель, несмотря на то, что человек не всегда осознает эту цель на уровне мысли.
— Что дает акт причинения самому себе боли? Во-первых, помогает снять напряжение. Во-вторых, смещает фокус внимания с эмоциональной боли на физическую, — рассказывает специалист.
А некоторые подростки пытаются таким образом вернуть себе контроль над ситуацией через контроль над собственным телом и ощущениями.
Но самоповреждения, по словам специалиста, могут быть и осознанной попыткой привлечь к себе внимание, актом подражания любимым героям сериалов, попыткой выделиться из толпы или, напротив, идентифицировать себя с какой-то культурой/группой/течением.
— В ходе принятия рискованных решений у подростков меньше, чем у взрослых, активируется лобная кора — они хуже оценивают риск, весьма чувствительны к социальному давлению со стороны сверстников и подвержены эмоциональному подражанию, — замечает психолог.
Если говорить про истинный селфхарм, а не про его имитацию, то причин у этого явления может быть очень много. Как отмечает Мария Лилисон, в группе риска находятся подростки, которые столкнулись с горем или утратой, с сексуальным или физическим насилием, были свидетелями насилия, пережили травлю, находятся в затяжном стрессе. Также селфхарм встречается среди подростков, которые в детстве росли без мамы или были отлучены от обоих родителей, не имели рядом значимого взрослого (Значимый взрослый — это тот, кто заботится о ребенке, удовлетворяет его самые важные потребности — в безопасности, принятии и любви. — Прим.).
Акты самоповреждения могут быть ответом на радикальные стратегии воспитания ребенка. Например, если родители проявляют излишнюю жесткость в адрес ребенка, не считаются с его мнением и устанавливают для него строгие правила, контролируют с помощью системы наказаний. Или проявляют гиперопеку, контролируют каждый шаг, лишают ребенка личного пространства во всех смыслах.
Ну и конечно же, селфхарм может быть не самостоятельной проблемой, а лишь симптомом личностного расстройства или какой-либо зависимости.
Никаких нотаций
Как узнать, что подросток занимается селфхармом, если сам он об этом рассказывать не спешит или даже тщательно скрывает проблему?
— По поведению подростка бывает сложно понять, причиняет он себе вред или нет, — говорит Мария Лилисон.
Если у родителей или близких есть такие подозрения, стоит обратить внимание на эмоциональное состояние подростка. Наблюдение должно быть продолжительным. В этом возрасте частые перепады настроения, резкое падение успеваемости в школе, а также приступы печали или агрессии являются нормой. Поэтому один подобный эпизод ни о чем еще не говорит. А вот хронические состояния должны насторожить.
— Полезно обращать внимание на наличие или отсутствие у ребенка "своей тусовки". Отсутствие общения со сверстниками или только негативное общение провоцируют у подростков болезненные эмоциональные переживания, обостряют чувства одиночества, собственной ненужности и никчемности. А если человек не умеет справляться со своей болью и переживаниями, это может вылиться в акт самоповреждения, — рассказывает специалист.
В случае если подросток действительно причиняет себе вред, нельзя стыдить и отчитывать его за это, ругать или оскорблять. Лучше попробовать вместе разобраться в причинах происходящего. Для этого нужно выяснить, когда и при каких обстоятельствах происходят акты самоповреждения, что выступает в роли "спускового крючка".
После выяснения причин можно предложить подростку более безопасные варианты проживания эмоций.
— У психологов есть стандартная модель для родителей, которая обучает ребенка переживать боль. Мы называем ее "алгоритмом обратной связи", — поясняет Мария Лилисон.
Этот алгоритм позволяет озвучить проблему и вывести ее из тени, не усугубляя ситуацию. Для начала нужно описать поведение, которое присуще подростку: "Я вижу на твоих руках раны. Похоже, что их сделали специально". Далее необходимо озвучить мотивы подростка в формате предположения: "Если ты сделал это сам, возможно, ты испытываешь такую сильную боль, что прибег к такому способу, чтобы с ней справиться". Затем родитель должен описать собственные чувства: "Я переживаю и очень хочу помочь тебе". Ну а после можно предложить свою помощь и поддержку: "Давай поговорим об этом. Я хотела бы рассказать тебе о способах, которые помогают мне справляться с переживаниями".
Однако поддержка близких не всегда может существенно повлиять на ситуацию. Если подросток наносит себе повреждения и не собирается останавливаться, следует обратиться за профессиональной помощью/консультацией.
Елизавета Седых