С 16 ноября погаснет коммунальное освещение в некоторых многоэтажках Усть-Каменогорска
ТОО «Шыгысэнерготрейд» отказалось продлевать договоры на обслуживание общедомовых нужд с домами, которые не создали ОСИ или ПТ, вышли из состава КСК и доверили управление какой-либо управляющей компании или нанятому управляющему. Уведомление об отказе продлевать договорные отношения на следующий год ТОО разослало за месяц до блэкаута — 16 октября.
— Проблема историческая, — комментирует начальник юридического отдела ТОО «Шыгысэнерготрейд» Марат Нуралин. — Она сложилась ещё в 2019 году, когда в Закон о жилищных отношениях внесли дополнительную статью 48-1. В этой статье были урегулированы правоотношения между объектом кондоминиума и управляющей организацией. Но до 2021 года она не носила императивный характер, так как кроме ОСИ и ПТ были прописаны «иные формы управления». В то время управляющие организации предоставляли протоколы, в рамках которых собственники квартир и нежилых помещений могли избирать управляющую компанию в качестве формы управления. В марте 2023 года принимаются изменения в законе, остаются только ОСИ, ПТ и КСК, которые ещё не расформировали. Иные формы исчезли. В соответствии с этими изменениями, все соглашения, которые заключались управляющими компаниями и управляющими, если они не представляют ОСИ или ПТ, утрачивают юридическую силу. Соглашения прекращают своё действие с 16 ноября.
Согласно новой редакции закона, управляющие компании должны были заключить договоры на право представлять перед Шыгысэнерготрейдом интересы ОСИ, ПТ или НСУ ещё в мае. И если они этого не сделали, то обеспечить жильцов светом в подъездах и во дворах в самые тёмные месяцы года они уже не смогут. Понятно, что такое положение не могло устроить ни жильцов, ни добросовестных управляющих. Они обратились с заявлением в комитет по вопросам ЖКХ Общественного совета Усть-Каменогорска.
Парадокс в том, что многие дома выбрали управляющие компании именно потому, что предложенные законом органы управления в виде ОСИ и ПТ устами самого Президента РК были названы «сильно ошибочными».
— У нас ОСИ — это мертворождённый ребёнок, — выражает мнение руководитель ТОО «Ленина 50» Ольга Умарова. — Эта форма заработает на многоквартирных жилых домах, где общая площадь кондоминиума составляет 10 тысяч квадратных метров и выше. Материальная база домов ниже этой площади нерентабельна, неподъёмна собственникам. Уже появились склоки внутри созданных ОСИ. Основная причина в том, что взнос на управление и содержание возрастает кратно. Люди при наших уровнях дохода не могут тащить это. Поэтому они ищут другие возможности и лазейки, как заниматься обслуживанием дома. Те дома, которые в своё время не оформили свои отношения с Шыгысэнерготрейдом через КСК, теперь идут перезаключать договор. А им просто отключают электроснабжение. Нам говорят, что для заключения договора необходимо представить документ, подтверждающий полномочия лица. Люди выполняют требования, выдают протокол собрания, где они избрали уполномоченное лицо и наделили этого представителя правом заключать договоры на оказание жилищно-эксплуатационных коммунальных услуг. Но с этим уполномоченным отказываются говорить. Энергоснабжающая организация просто не хочет наших денег. Для Тепловых сетей и Водоканала эта доверенность идёт, а для Шыгысэнерготрейда — нет.
Жёсткость своей позиции в организации объясняют тем, что они уже получили два штрафа со стороны курирующего министерства. Начальник юридического отдела говорит, что о грядущем блэкауте организация заблаговременно извещала акиматы ВКО и области Абай. Но ответа до сих пор не получила. В качестве выхода тем домам, которые не хотят создавать ОСИ или ПТ, предложено искать альтернативного поставщика электроэнергии. Якобы таковые имеются в Усть-Каменогорске. Вот только перечислить конкурентов Шыгысэнерготрейда юрист затруднился.
В конечном итоге, альтернатив у жителей не так уж много. Напрямую оплачивать коммунальное освещение возможно было при условии, что люди заключили договор на общедомовые нужды. В рамках этих договоров оплата за свет в подъездах, подвалах и во дворах распределялась непосредственно между собственниками квартир и включалась в начисление оплаты за свет в квартире. Но теперь оказывается, что без основного договора на электроснабжение с органом управления даже это распределение существовать не может.
— Способ решения есть, он называется «временная управляющая компания», — подсказывает юрист Шыгысэнерготрейда. — Правда, отдел жилищных отношений пока не может её назначить, поскольку не имеется законного регламента такого назначения. Не разработаны соответствующие подзаконные акты.
Получается, что имеющиеся в законе инструменты, по сути, не работают. И когда они заработают, непонятно. Комитет по вопросам ЖКХ вынес несколько предложений, которые могли бы помочь городу преодолеть возникшую коллизию. Одно из них — обратиться с письмом в Министерство энергетики РК, чтобы не наказывали энергоснабжающие организации, действующие в рамках прежних договорных отношений. К разработчикам Закона о жилищных отношениях — чтобы ликвидировали возникшие правовые дыры. Рассмотреть возможность заключения временного соглашения между акиматом Усть-Каменогорска и энергоснабжающей организацией о продлении договоров с управляющими компаниями до тех пор, пока коллизия не будет урегулирована в законодательстве. Обнародовать список конкурентов Шыгысэнерготрейда, с которыми можно было бы заключить договоры об электроснабжении. В случае если проблема не будет решаться, люди готовы даже обратиться за защитой в прокуратуру Усть-Каменогорска, поскольку речь идёт о нарушении прав большого числа горожан.
Ирина Плотникова