Фотограф из Усть-Каменогорска: "У снимка должна быть душа и история"

26 декабря 2021, 10:25
Сейчас читают:
Фотограф из Усть-Каменогорска: "У снимка должна быть душа и история" Фотограф из Усть-Каменогорска: "У снимка должна быть душа и история"
Фотограф из Усть-Каменогорска: "У снимка должна быть душа и история"
Юлия Химина
Фото из личного архива Юлии Химиной

Юлия Химина – востребованный в областном центре фотограф. В сфере художественной съемки 30-летняя горожанка уже более десяти лет. Каждая фотосессия Юлии – это взрыв эмоций и хорошего настроения. Где найти живописные места для снимков, откуда черпать вдохновение, если от усталости опускаются руки, и как вдохнуть жизнь в фотографии, расскажет наша сегодняшняя героиня.

Это по-настоящему

Жительница областного центра Юлия еще в самом юном возрасте открыла в себе задатки будущего фотографа. Однако прежде чем найти себя, девушка долгое время не могла определиться, что же ей интересно.

— Почему-то я никогда не знала, какая профессия мне нравится больше всего, — пожимает плечами Юлия. — До самого университета я металась, у меня была масса идей по поводу того, чем бы я могла заниматься. В юности меня привлекали компьютеры, информационные технологии. И, кстати, именно в школе у меня впервые появился интерес к фотосъемке: я потихоньку вытаскивала у родителей пленочный фотоаппарат и шла на улицу снимать людей. Помню, как мне нравилось ходить в фотосалон, чтобы проявить снимки…

Позже в распоряжении Юлии оказалась более современная цифровая "мыльница". А с появлением телефонов с камерой детское увлечение превратилось в настоящий фотомарафон.

Окончив обучение в городской школе № 7, Юлия решила поступить на факультет международных отношений в ВКГУ имени С. Аманжолова.

— В университете я выбрала группу с углубленным изучением китайского языка, потому что мечтала побывать в Китае, — улыбается горожанка. — Учиться было интересно. Но и фотография все так же оставалась одним из моих любимых занятий. А на третьем курсе мой дядя подарил мне полупрофессиональную камеру.

С нее и началась моя серьезная практика в фотосъемке.

Девушка все так же продолжала фотографировать друзей и знакомых, набивала руку, подрабатывая на свадьбах. А через какое-то время подруга посоветовала Юлии купить хороший фотоаппарат и заняться свадебной съемкой на профессиональном уровне. Немного подумав, студентка заняла тысячу долларов и купила свой первый зеркальный фотоаппарат. А для поиска заказчиков находчивая девушка прибегла к довольно нетривиальному способу.

— В то время у меня уже были знакомые в сфере профессиональной фотосъемки, — делится Юлия. — Мы вместе приходили в рагс и просто предлагали парам, ожидающим регистрацию, бесплатно провести фотосессию.

После ряда удачных свадебных фотосетов Юлия стала все реже наведываться в рагс: люди начали сами приглашать девушку в качестве фотографа на свои торжества. И к концу обучения в университете Юлия поняла, что работать в сфере международных отношений ей совсем не хочется.

— Благодаря тому что мне удавалось подрабатывать во время учебы на фотосессиях, у меня получилось накопить определенную сумму, которую я решила потратить на свою мечту. И почти сразу после защиты диплома я отправилась в Китай на целый месяц, — продолжает фотограф.

Вернувшись в Усть-Каменогорск, Юлия устроилась на работу в одну из городских фотостудий, где ее обязанностью стала портретная съёмка.

— Конечно, это немного не тот уровень, на который я рассчитывала. Но мне это было нужно, чтобы поработать вместе с уже действующими фотографами, поучиться у них, — поясняет девушка. — Меня обучал мой коллега. Вернее, как обучал. Он мне сказал: "Вот фон для съемки, вот лампы для освещения — учись".

Юлия, как в студенческие годы, стала приглашать на съемки друзей, чтобы освоить тонкости студийной съемки.

— Родители были недовольны, — смеется Юлия. — Они часто говорили мне, чтобы я нашла себе настоящую работу. Но как показало время, фотография — и есть моя настоящая работа, которая приносит мне удовольствие.

Удачный кадр

По словам Юлии, для хорошего фотографа важно периодически повышать планку, изучая новые тонкости работы.

— Я всегда много внимания уделяла дополнительному обучению, — говорит фотограф. — Связывалась с мастерами фотографии, шла к ним в ученицы, смотрела, как они работают. Искала обучающую информацию в интернете, в соцсетях, покупала онлайн-курсы, проходила мастер-классы в нашем городе и в Алматы.

Юлия предпочитает по минимуму использовать искусственную ретушь и обработку снимков.

— Я все-таки люблю естественные оттенки, — отмечает фотограф. — Считаю, что хороший фотограф должен стремиться передавать неподдельные краски. К слову, в этом плане очень показательны черно-белые кадры. Они более глубокие, у них свой характер.

Между прочим, естественность работ Юлии проявляется не только в натуральности цвета.

— Мне всегда удается наладить контакт с заказчиками и создать легкую, ненавязчивую атмосферу во время съемки, — говорит девушка. — Я стараюсь завести непринужденный разговор, задаю вопросы, могу пошутить. Вовлекаю во все это людей, которые ко мне пришли. И когда вижу, что они готовы, начинаю процесс. Непосредственные эмоции, пойманные в объектив, пожалуй, самое ценное в моем труде. Да, такие отношения иногда построить непросто, но усилия стоят того. Особенно после, когда рассматриваешь фотографии, понимаешь, что в этих снимках есть душа и история.

Юлия всегда старается взаимодействовать с людьми на протяжении всей фотосессии.

— Люди разные, всех нельзя грести под одну гребенку, — считает фотограф. — Мне обязательно нужно быть внимательной, чтобы деликатно подсказать человеку, как ему стоит повернуться, наклонить голову, улыбнуться, чтобы получился удачный кадр. Главное, не увлекаться. Позинг (варианты поз, которые фотограф может предложить человеку во время съемки, — прим. автора) хорош в меру. Кому-то идет, например, держать руки на поясе, кому-то — нет. Кто-то стесняется, кто-то, напротив, — раскован. Еще раз повторюсь, свобода движений и чувств в процессе съемки становится гарантом действительно живых фотографий.

Кроме индивидуального подхода большое значение имеют и технические моменты.

— В первую очередь это ракурс и свет, — уточняет Юлия. — Сейчас фотографам легче работать, потому что у них есть разные штуки, которые помогают создать нужное освещение практически в любом месте. Это и световые лампы, и чувствительная вспышка, и другие источники света, иллюминация (например, те же свечи или елочные гирлянды). Кстати, хочу в ближайшее время сделать себе подарок — приобрести беззеркальный фотоаппарат. Это новая модель аппаратуры для съемки, с которой моя работа может выйти на новый уровень.

На фотосъемке Юлия не любит ограничивать себя во времени.

— Если мы укладываемся за час — замечательно, но иногда я готова потратить на один заказ целый день, чтобы остаться довольной, — с улыбкой признается мастер фотографии. — Когда у меня возникают подобные идеи, это, естественно, оговаривается с людьми. Мы запасаемся легким перекусом и работаем. Вернее, наслаждаемся процессом.

При этом Юлия добавила, что мнение о свободном графике фотографов ошибочно.

— Может быть, в начале моего пути это была сезонная работа. Но в последние несколько лет график настолько загружен, что я иногда не успеваю толком выспаться или поесть, — качает головой девушка. — Бывает, что я выхожу из дома в десять утра, а возвращаюсь к девяти вечера. Поэтому в рабочих буднях фотографов-профессионалов (а я склоняюсь к тому, что уже могу считать себя профессионалом) с трудом выкраиваются свободные дни для отдыха.

А отдых для людей творческих профессий необходим не менее вдохновения.

— Когда продолжительный период приходится работать на износ (я такой человек, что если выкладываться, то на полную), у меня даже может возникать чувство, будто я перегорела, стою на одном месте и превращаю творчество в конвейер, — произносит Юлия. — Опять же эмоциональное истощение дает о себе знать. В такие моменты становится не по себе, конечно. Потому что для меня важно, чтобы в моей работе всегда присутствовал огонек. Тогда я обязательно беру перерыв, даю себе время на то, чтобы восстановить силы и снова поймать нужную волну настроения. Очень помогают в этом отзывы заказчиков. Они благодарят, искренне радуются результату — и у меня открывается второе дыхание.

Для души

Оказалось, что большинство фотографов склонны выбирать для себя определенное направление съемки:  корпоративы, детские утренники, свадьбы, романтические истории влюбленных, нью-борн (съемка новорожденных) и так далее. Кое-кто любит запечатлеть природу, животных, пищу, архитектуру и многое другое. Для Юлии вопроса о выборе стиля работы не стояло: ей всегда было безумно интересно снимать людей, вдохновляясь семейной атмосферой.

— Раньше я бралась за любую возможность снимать, — поясняет девушка. — Но позже все-таки определилась, что мне комфортнее работать со свадебными торжествами и семейными фотосессиями. Зачастую получается, что я становлюсь чьим-то семейным фотографом. Сначала снимаю пару молодоженов, потом ребята приходят ко мне сделать фотосет для девушки во время беременности, после у них появляется ребенок — и они снова у меня.

При этом Юлия всегда стремится прислушиваться к пожеланиям заказчиков. Даже если их идеи кажутся забавными.

— Года три назад я снимала свадьбу, предлагала и то и это, пыталась выдержать определенный стиль фотосессии, — рассказывает девушка. — И вдруг жених говорит: "А можешь сделать фотографию, чтобы невеста была у меня на ладошке?" Чтобы было понятно, такие фокусы уже не­много неактуальны. Но мне не хотелось их расстраивать, и у них таки было фото "на ладошке".

Юлии нравится предлагать своим заказчикам различные локации для красивых снимков.

— Я никогда не сижу на месте, обожаю выбираться из дому, гулять, ездить за город, — продолжает Юлия. — И давно составила для себя своего рода рейтинг подходящих, живописных мест, которые могут стать отличным вариантом для организации съемки. Согласитесь, природа у нас великолепная, нашу область называют маленькой Швейцарией. Очень люблю Горную Ульбинку, окрестности Риддера, Сибины. В Алматы — озеро Иссык, Кольсайские озера, курорт Чимбулак. И это все у нас, в Казах­стане. Никакая Европа с этим не сравнится. Городские пейзажи тоже нравятся. Сейчас, например, зима, и люди чаще хотят устраивать фотосеты в студии. И студий сейчас очень много, с красивыми декорациями, антуражем, атмосферой. Пользуюсь и такими локациями.

Юлия признается, что даже с десятилетним опытом работы она по-прежнему очень чувствительна к оценке своих работ.

— Мне кажется, я все еще зависима от чужого мнения, — задумчиво говорит фотограф. — Мне до сих пор важно, что обо мне скажут. Я учусь абстрагироваться от этого.

Есть мнение, что искусство фотографии в настоящее время весьма обесценилось. И люди уже не так трепетно относятся к снимкам. У Юлии на этот счет свой взгляд.

— Я придерживаюсь мнения, что фотографии нужны на память. Не для того, чтобы выкладывать их в интернет. А именно, чтобы сохранить таким образом прекрасные моменты своей жизни, — заключает девушка. — Поэтому я порой скучаю по пленке с 36-ю кадрами, каждый из которых был бесценен и которыми ты действительно дорожил. Люблю распечатанные фотографии. Они не теряют для меня своего очарования.

Лилия Дроздова

Также читайте