Большинство деревьев в Усть-Каменогорске пора вырубать, потому что они слишком старые, считают эксперты

6 марта 2016, 4:57
Сейчас читают:

Экологи областного центра бьют тревогу. По словам специалистов, городские заводы максимально снизили количество выбросов в атмосферу. Однако содержание вредных веществ в воздухе все равно превышает допустимые показатели. Единственная возможность дать глубоко вздохнуть горожанам — превратить Усть-Каменогорск в город-сад. Вот только оказалось, что в областном центре нет подходящего "садовника". Выяснилось, что за "легкие" города практически никто не отвечает, передает корреспондент YK-news.kz. Городские инстанции разводят руками — каждое ведомство берется за "зелень" лишь в рамках своей компетенции. Глубоко корнями проросла и проблема бесконтрольной вырубки деревьев. По правилам, вместо одного погибшего тополя или ели положено высаживать два новых. Однако как реализуется на практике это требование, точно не может ответить никто.

Дремучий лес

Исторически сложилось, что промышленные предприятия в Усть-Каменогорске расположены впритык к жилым массивам. Сам город находится в котловине. Гиганты цветной металлургии активно работают на нескольких промплощадках в областном центре. К тому же постоянно растет автопарк. А экологи в последнее время говорят о значительных выбросах еще и от частного сектора и малых предприятий. В итоге горожане в безветренные дни практически задыхаются от смога. И это при том, что, по словам экспертов, на предприятиях используют все возможные технологии для снижения объема выбросов.

— Промышленные гиганты на сегодня более-менее выполняют свои природоохранные планы, — комментирует директор Центра экологической безопасности Геннадий Корешков. — Больше снижать выбросы они уже не могут. Что может нас защитить? Только деревья, которые выделяют кислород.

По информации департамента статистики ВКО, в атмосферу Усть-Каменогорска за год выбрасывается около 50 тысяч тонн загрязняющих веществ. По данным из открытых источников, именно озеленение может смягчить агрессивное воздействие на окружающую среду. Так, считается, что для нейтрализации выбросов одного автомобиля требуется около 10 деревьев. В Усть-Каменогорске, к слову, зарегистрировано больше 100 тысяч транспортных средств. Эффективно борются "зеленые стражи" и с пылью. Один гектар насаждений хвойных пород задерживает за год до 40 тонн, а лиственных — до 100 тонн пыли в год. Принято считать, что один гектар зеленых насаждений может обеспечить кислородом до 30 человек.

Отметим, что эти расчеты применимы к нормальным условиям произрастания. Известно, что в условиях городского загрязнения результаты могут значительно снижаться — деревья часто болеют или даже погибают. Пример такого исхода устькаменогорцы могут наблюдать, когда посреди лета листва на некоторых деревьях начинает желтеть или опадать.

Но все эти данные могут оказаться бесполезными, если на улицах и во дворах останутся только пеньки. Оказалось, что почти всю зелень в парках, скверах, во дворах и площадях пора пускать под топор. Масштабное озеленение проводилось в 60 — 70-е годы прошлого века. С тех пор посадки производили точечно, на небольших площадях.

— Средний срок жизни дерева, которое растет в городе, — 40 - 50 лет, — поясняет руководитель ТОО "Зеленстрой.KZ" Владимир Езенок. — Все городские тополя, высаженные в свое время на субботниках, уже за пределами этой возрастной категории. Они выполняют свою роль, украшают город, дают кислород, но уже угрожают безопасности горожан. Отдел ЖКХ абсолютно правильно делает, когда проводит вырубку. Жители возмущались вырубкой елей на площади Республики. А мы делали экспертизу и оценку каждой из них — все были дупловатые, больные.

Получается, что те деревья, которые растут на улицах Усть-Каменогорска, пора вырубать. Чтобы областной центр не превратился в городскую пустыню без клочка зелени, нужно заменить каждое "выбывшее" дерево саженцем. Но он сможет давать столько же кислорода, сколько производит сейчас взрослое дерево, только через пять — семь лет. Это значит, что деревья, посаженные весной 2016 года, смогут принести реальную пользу только после 2022 года. При условии, что приживутся, конечно.

Яблоко от яблони

Вывод о том, что городу нужны новые зеленые зоны, напрашивается, казалось бы, сам собой. И такие призывы уже звучали не раз. Так, например, за новым драмтеатром власти планировали разбить огромный экологический парк. Там даже высадили аллею новых саженцев. Однако остальная территория в несколько десятков гектаров так и осталась неухоженным старым лесом. Несмотря на то, что здесь собирались создать подобие Центрального парка в Нью-Йорке, куда каждый горожанин мог бы заскочить в обеденный перерыв, чтобы устроить пикник с коллегами на природе.

Теперь, если верить специалистам, озеленение нескоро доберется до городских улиц.

— Генеральным планом города до 2020 года предусмотрено создание внешнего и внутреннего зеленых поясов, — пояснил заместитель руководителя городского отдела архитектуры и градостроительства Сунгат Кушуров. — Внешний расположится между территорией потенциальной жилой застройки 20, 21, 27 районов на Левом берегу и южной границей города. Внутренний протянется от трассы на поселок Касым Кайсенов до дороги на Таврию и Самсоновку, вдоль проектируемого транспортного кольца.

Отметим, что и так называемый внутренний зеленый пояс предполагается "пустить" очень далеко от центральных городских районов.

— Мы постоянно слышим разговоры о том, чтобы засадить деревьями Левый берег. Зачем он нам нужен, этот Левый берег? Мы все живем на правом берегу. Когда к нему повернутся лицом? — сетует Геннадий Корешков.

Идею создать зеленый массив исключительно на КШТ и в новых микрорайонах подвергли критике и другие специалисты.

— КШТ у нас — достаточно чистая часть города, — прокомментировал представитель ТОО "Зеленстрой. KZ" Владимир Юнко. — По розе ветров там и так прекрасный микроклимат, много кислорода. К тому же создается парк "Чечек". А суховеи все как раз движутся со стороны Прапорщиково и Опытного поля. Оттуда по всему городу разносятся отходы цветной металлургии. Там и нужно организовывать такой защитный пояс.

Госслужащие пояснили, что сажать деревья на правом берегу Иртыша пока не собираются.

— Правобережная часть города уже застроена, тут нет возможности организовать парковую зону, — подытожил господин Кушуров.

Через пень-колоду

— Кто решает, где, что и когда высаживать? — задается вопросом Геннадий Корешков. — Кто разрабатывает рабочие проекты, где указаны породы деревьев, условия их роста, необходимое расстояние между саженцами?

Точных ответов на свои вопросы эколог, к сожалению, так и не получил. По всем нормативам выходит, что уполномоченным органом по озеленению является отдел ЖКХ.

— Как вообще происходит работа? Выделяется место для строительства. Его владельцы пишут заявку. Они должны определить, какие коммуникации там проложены. Затем обращаются к нам, — объяснил руководитель ведомства Аскар Жаксылыков. — Специалист выезжает, определяет количество деревьев, их породы, возраст, диаметр стволов и так далее. Оформляет соответствующий акт. Его мы выдаем представителю компании, они включают акт в свой проект и отправляют на экологическую экспертизу. Предусмотрена посадка деревьев и гарантия ухода за ними в течение первых двух лет.

Для того чтобы вести более тщательную и организованную работу по озеленению, нужно восстановить в городе управление парками, уверены чиновники.

— До 2013 года у нас в городе было управление парками, — рассказывает Аскар Мекешевич. — Сейчас оно ликвидировано. На данном этапе мы хотим его воссоздать. Для этого мы направили письмо в антимонопольный комитет, чтобы местным специалистам разрешили реанимировать это предприятие. Если будет создано управление парками, то пойдет централизованное финансирование на все парки, скверы, которые есть в городе. Все ваши пожелания оформим в программу, и это предприятие будет ею заниматься.

В городском отделе ЖКХ сообщили, что в 2015 году на улицах города высажено в общей сложности больше 10 тысяч деревьев. Однако эксперты считают, что это лишь капля в море необходимой городу зелени.

А пока обещанная программа и управление в Усть-Каменогорске не появились, специалисты готовы взять озеленение города в свои руки.

— Инициативу "Народный лес" нужно развивать, — заявил Владимир Езенок. — Горожанам нужно дать возможность самим посадить деревья и создать условия, чтобы за ними ухаживали. Во дворах много пней, старых трухлявых деревьев. А у КМС и КСК на местах нет денег ни на вырубку, ни на посадку. Поэтому нужно при отделе ЖКХ или какой-то другой городской структуре создать экологический фонд, куда будут поступать деньги — различные экологические платежи. Они куда угодно уходят, только не на озеленение. А ведь денег много — различных экологических отчислений от предприятий, от автомобилистов, от чего угодно.

Предлагался и весьма необычный выход из ситуации.

— Вокруг города много земель, где в общем-то нельзя выращивать ни ячмень, ни подсолнечник, но можно посадить топинамбур, — продолжил Владимир Михайлович. — Он дает в два раза больше кислорода. Его листья больше, чем у деревьев. К тому же топинамбур раньше зеленеет и позже опадает. Это гораздо быстрее решит проблему, чем посадка деревьев.

Городские власти пока никак не отреагировали на "приговор", который экологи вынесли зеленым насаждениям в городской черте. Программы по озеленению Усть-Каменогорска по-прежнему нет. А новые зеленые зоны, судя по всему, все же раскинутся только на левом берегу Иртыша. О том, чтобы подготовить смену флоре в "старой" части города, в акимате пока, по всей видимости, не задумываются...

Зарина Жумагалиева

Также читайте