Владельцев частных домов на улице Целинной попытались обвинить в самозахвате государственных земель
В областном центре вовсю ведутся работы по организации двухполосной автомагистрали в спальном районе частного сектора. Реконструкция Целинной еще не завершена, а проблемы у людей уже возникли: у кого-то калитки открываются прямо на будущую проезжую часть, кому-то новые бордюры заблокировали ворота. Чтобы остановить стройку, люди обратились к властям. А власти заподозрили владельцев земельных участков в самозахвате государственного имущества.
Надежда умирает последней
Работы по организации сквозного транспортного движения через тупиковую улицу Целинную ведутся с конца весны. Тогда же начался процесс отчуждения частных домов, препятствующих строительству автомагистрали, связывающей улицу Пограничную и бульвар Гагарина. Как только об этом стало известно широкой общественности, инициативная группа жителей, проживающих на самом узком участке улицы Целинной — от дома № 1 до перекрестка с улицей Мостовой — стала предпринимать первые попытки свернуть масштабные работы. Люди писали письма в различные инстанции с просьбой к властям выйти на открытый диалог.
В конце августа состоялась долгожданная личная встреча жителей улицы и представителей городских властей. Но прошла она вовсе не так, как представляли недовольные проектом люди. В ходе бурных обсуждений депутат Усть-Каменогорского маслихата Сергей Коротин на чаяния жителей предположил, что они... совершили самозахват земель. По мнению депутата, именно этот фактор мог стать ключевой причиной того, что автомагистраль "не вписалась" в улицу.
— Встал вопрос о соответствии размещения земельных участков согласно тем координатам, которые ранее были установлены. Это сложный вопрос. Понятно, что этим вопросом должны заняться геодезисты и проверить каждый кадастровый участок на соответствие размещения согласно координатам. Может быть наложение, потому что тогда координаты накладывались с помощью линейки и рулетки, а сейчас они космические, — заявил Сергей Викторович. — Вы же понимаете, что каждому из вас, если скажут, что забор нужно пододвинуть на полметра или на метр, то это будет сложная ситуация. Я ни к кому не предъявляю претензий, но такие варианты в нашем городе часто встречаются. То есть это называется самозахват.
В ответ на подобные замечания жители улицы выказали полную готовность предъявить земельные акты. Ну а депутат уточнил, что решение о строительстве автомагистрали в спальном районе еще может быть пересмотрено.
— Будем просить акимат. И они (акимат – прим. ред.), собственно, уже думают искать второй резервный вариант для того, чтобы разгрузить улицу Карбышева, — уточнил Сергей Коротин.
Но даже после таких слов ремонтные работы на улице приостановлены не были.
Не аргумент?
После встречи с представителями власти жители Целинной получили ответ и из акимата области. Но письмо их ничуть не успокоило. Ранее люди обращались к главе региона с вопросами о том, как после строительства автомагистрали они будут производить откачку септиков, как будут выезжать из гаражей, осуществлять привоз и отгрузку твердого топлива с помощью крупногабаритных машин и так далее.
В аппарате акима Восточно-Казахстанской области указали, что Целинная является магистральной улицей районного значения и, согласно требованиям СНиП, ширина одной полосы движения на подобных улицах должна соответствовать трем с половиной метрам, а число самих полос — равняться двум.
"Сам факт статуса магистральной улицы районного значения обусловливает необходимость мероприятий по ремонту улицы, приведению ширины в соответствие к существующим нормативам, а также организацию сквозного проезда по улице. В рамках проведения дорожных работ ширина проезжей части в 2 полосы будет составлять 7 метров, тротуар — 1 – 1,5 метра, — письменно сообщили жителям в областном акимате. — Так как работы проводятся без изменения полосности улицы, в пределах существующей красной линии, проведение общественных слушаний не требуется".
Объяснили в аппарате акима и то, как жителям вскоре предстоит решать бытовые вопросы и организовывать выезд из собственных гаражей и участков.
— Касательно того, что ремонт дороги лишит жителей выезда, поясняем: в ходе работы с каждым жителем согласуется и обустраивается выезд на проезжую часть с возможностью открытия створок ворот. Остановка на 3 – 5 минут на обочине дороги для закрывания ворот не является критическим фактором для общего потока движения. Приведение полос к нормативной ширине в 3,5 метра позволит без въезда на встречную полосу объезжать припаркованный с краю дороги автомобиль, — сообщили в акимате. — То же самое относится и к маневрам автомобилей экстренных служб либо грузовых автомобилей, осуществляющих подвоз топлива, откачку септиков и вывоз ТБО.
Но понимают ли специфику жизни в частном секторе те, кто подготовил ответ? Житель Целинной Иван Коновалов (имя и фамилия изменены по просьбе героя) объясняет: грузовые автомобили подъезжают к участкам вовсе не на пять минут!
Помимо отсутствия проблем с маневрами, в областном акимате заверили, что проблем с осадками также не будет, пообещав систему отвода талой и дождевой воды в дождеприемные колодцы по всей протяженности улицы и регулярную очистку улицы от снега. Однако и тут жители отреагировали неоднозначно.
— Дело в том, что мы всегда расчищали от снега придомовые территории и дорогу. И очень редко в это вмешивались снегоуборочные машины. Представьте, сформировали мы кучи снега у забора, а грейдер проехал — и все раскидал под заборы. Проезжая часть чистая, но людям-то что делать? Опять расчищать территорию у калиток? — негодует Наталья Кузьмичева.
Высказался по этому поводу и Иван Коновалов.
— Я на этом деле инфаркт заработал. Очистил часть улицы и территорию рядом с забором, по дороге проехал грейдер и все свалил обратно. Пришлось снова расчищать. До трех кубов мокрого и тяжелого снега было! Кое-как я это расчистил, а потом меня на "скорой" забрали, — вспоминает мужчина.
Но и это еще не все. Отметили в акимате и тот факт, что отсутствие детских площадок не является аргументом против ремонта дороги.
— Проезжая часть, в каком бы состоянии она ни была, не предназначена для прогулок и досуга детей, — прокомментировали чаяния жителей чиновники.
Жители Целинной, опять же, считают совсем по-другому. Ведь на практически пустынной дороге, по которой на соответствующей для жилого сектора скорости ездят местные жители, частенько играли ребятишки. И играли они не столько на самой дороге, сколько у калиток домов, собираясь в шумные компании. Теперь, когда автомагистраль с несущимися по ней машинами будет подпирать калитки, эта опция станет недоступна.
— Работы по ремонту улицы Целинной с приведением полос к нормативной ширине и организацией выезда на бульвар Гагарина обоснованы и не имеют негативных последствий для жителей, — подытожили в акимате области.
Ещё один нюанс
Помимо ответа из областного акимата, жители Целинной получали письма из управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО и акимата Усть-Каменогорска. В каждом из ответов власти ссылались на СНиПы, объясняющие актуальность и уместность автомагистрали в спальном районе.
— Коль все отсылали нас к этому документу, мы озадачились тем, чтобы его найти и изучить. Это оказалось не так-то просто. Хорошо, что я, как инженер, в таких бумагах разбираюсь, — рассказал Иван Коновалов.
В итоге в документе под названием "Строительные нормы и правила РК 3.01-01-2008 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов" в разделе 11 представители инициативной группы жителей действительно нашли расчетные параметры городских улиц и дорог.
Согласно данным таблицы, транспортно-пешеходные магистральные улицы районного значения должны иметь следующие параметры:
- Расчетная скорость движения — 70 км/час.
- Ширина полосы движения — 3,50 м.
- Число полос движения — 2 – 4.
- Наименьший радиус кривых в плане — 250 м.
- Наибольший продольный уклон — 60 +.
- Ширина пешеходной части тротуара — 2,25 м.
Но под скромным названием "Примечания" люди обнаружили то, что заставило их серьезно задуматься: "Ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и других) с учетом санитарно-эпидемиологических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается для магистральных дорог — 50 – 75 метров; магистральных улиц — 40 – 80 метров; улиц и дорог местного значения — 15 – 25 метров".
По версии самих жителей, в самом широком месте (между домами № 19 и № 20) ширина улицы по красным линиям составляет 11,8 метра. Факт того, что владельцы двух указанных домостроений не заняли государственные земли в процессе застройки, был подтвержден результатами геодезической съемки, которую организовал руководитель аппарата акима Усть-Каменогорска Нурлыбек Шерубаев еще задолго до истории с автомагистралью. Невольно закрадываются вопросы: нет ли ошибки в классификации улицы? И почему узкая улочка, которая, судя по прописанным в документе рекомендуемым параметрам, недотягивает до звания "магистральной", вдруг стала таковой называться?
Ну а наблюдая за всей этой историей со стороны, невольно задумаешься: каким образом осуществляются подобные проекты и имеют ли ответственные лица четкое представление о том, как эти проекты будут выглядеть на практике? Или же новые здания, магистрали и объекты существуют для чиновников только на бумажках? На тех самых бумажках, в которых порой непростительно много неточностей и размытых формулировок.
P. S. 15 сентября с редакцией YK-news.kz вновь связалась Наталья Кузьмичева, которая сообщила о том, что в ходе дорожных работ был поврежден кабель. В результате улица осталась без интернета и телефонной связи. Стройка, которая "не имеет негативных последствий для жителей", в очередной раз стала головной болью для людей.
Елизавета Седых