В ВКО сельский педагог с расстройством психики подозревается в совершении жестокого убийства

22 октября 2014, 10:31
Сейчас читают:
Основы легкой атлетики и гимнастики школьникам из Кокпектинского района несколько лет преподавал, возможно психически нездоровый человек. О тяжелом расстройстве стало известно только после того, как учитель убил местного жителя. Как мог психически нездоровый человек работать учителем? И должны ли преподаватели проходить спецпроверку у докторов, разбирались корреспонденты YK-news.kz.

Судная ночь

В родное село Азамат Смагулов (имена и фамилии героев изменены по этическим соображениям) вернулся после окончания факультета физкультуры в Семее. Вскоре молодой человек женился, у него родилась дочь. Работа в школе ладилась, Азамата уважали коллеги и любили ученики. До той страшной ночи, когда порядочный учитель и семьянин вдруг изрубил топором едва знакомого человека.

По версии следствия, тем злополучным вечером Азамат был изрядно пьян. Разбив окно, он забрался в дом к односельчанам. Словно обезумевший, мужчина схватил топор и, угрожая расправой, приказал хозяевам сесть в кресла. Как вспоминали на суде пострадавшие, успокоившись, Азамат сел на стул и начал говорить сам с собой. Два часа он продержал испуганных соседей в плену. А затем покинул чужой дом так же внезапно, как и появился в нем.

Но на этом учитель не остановился.

Как следует из материалов дела, через несколько часов Смагулов выпивал у себя дома с незнакомым ему до этого мужчиной, – озвучивает версию следствия судья специализированного межрайонного уголовного суда Куаныш Забенов. – По всей видимости, между собеседниками возникла ссора, в ходе которой Азамату и пришла мысль об убийстве. Смагулов нашел топор. Собутыльника он обнаружил спящим на своей кровати. Обвиняемый нанес жертве первые удары по ногам.

Как позже установит следствие, проснувшийся от боли мужчина, пытаясь спастись, уполз на кухню. Там его и настиг Азамат с топором в руках. Он несколько раз ударил жертву, отсекая конечности. После учитель вооружился ножом и бензопилой и закончил начатое.

Односельчане рассказывают, что физрука задержали практически сразу после убийства. Он даже не пытался оправдаться. Перед судом встал вопрос о психическом здоровье обвиняемого.

Согласно заключению стационарной судебно-психиатрической экспертизы, у Смагулова А.Б. обнаружены признаки временного болезненного расстройства психики в форме мании с психотическими симптомами.

– Острое болезненное состояние, в котором сейчас находится обвиняемый, не позволяет экспертам установить его вменяемость на момент совершения преступления, – разъясняет Куаныш Забенов. – В настоящее время Смагулов находится на принудительном лечении в психиатрической больнице специализированного типа. После того как врачам удастся снять болезненное состояние пациента, экспертиза будет проведена повторно. Однако предугадать, сколько времени на это потребуется, невозможно.

По словам судьи, от заключения экспертов зависит многое. Если в результате исследования специалисты выяснят, что на момент совершения преступления обвиняемый был вменяем, а расстройство получил после совершения убийства, то его ждет суд. В противном случае бывшего учителя принудительно направят в психбольницу.

Учение без лечения

Среди предварительных диагнозов Азамата Смагулова значится шизофрения. Как мог человек с таким заболеванием преподавать в школе?

– Азамат регулярно проходил стандартный медосмотр, как и все его коллеги, – комментирует руководитель Кокпектинского районного отдела образования Шолпан Мустафинова. – При трудоустройстве все его документы были в порядке. Нареканий за все время работы не было ни у педагогического коллектива, ни у учеников, ни у родителей. Напротив, все положительно о нем отзываются.

В райоо также рассказали, что после жуткого происшествия провели служебное расследование, чтобы выяснить, не проявлял ли учитель агрессии по отношению к ученикам. В официальном отчете значится, что детей он никогда не обижал, да и вообще никаких признаков жестокости не выказывал.

Подтвердить адекватность бывшего учителя готовы и сами школьники. Вот что они пишут в одной из социальных сетей.

Айгерим, 9 класс: "Азамат Бирликович был очень хорошим учителем, вел у нас физкультуру, он никогда нас не обижал".

Азат, 10 класс: "Учитель вел у нас физкультуру несколько лет назад. Он был хорошим преподавателем, никогда не угрожал нам, даже не ругал".

Не сходятся дети с руководством образовательного ведомства лишь в одном. Школьники в один голос утверждают, что после происшествия, о котором говорили все, никто из учителей не спрашивал у них, как относился к ним бывший тренер.

К слову, все односельчане Азамата верят в то, что причиной "срыва" физрука стал случай, произошедший за полтора месяца до трагедии.

– Азамат Бирликович спас пятилетнюю девочку, которую лошадь лягнула прямо по голове, – рассказывает Айгерим.

Ту же историю вспоминают и другие жители.

– Действительно, учитель тогда повел себя очень отважно, – подтверждает Шолпан Мустафинова. – Говорят, что он на руках принес окровавленного ребенка в больницу.

То же мнение озвучила и законный представитель обвиняемого на суде.

– Родная сестра Азамата сообщила, что ему удалось спасти ребенка, – комментирует Куаныш Бокешевич. – У девочки после нападения лошади была открытая травма черепа.

Сестра утверждает, что именно это зрелище послужило "толчком" для брата. После того случая он стал крепко выпивать и частенько вел себя неадекватно.

За профессиональным мнением мы обратились к заместителю главного врача областного психоневрологического диспансера Мирхату Мукушеву.

– Не зная конкретной истории болезни, сложно сказать наверняка, – прокомментировал Мирхат Хасенович. – Однако если человек психически нездоров, поводом к агрессивному поведению может стать все что угодно. Даже плохая погода за окном. В то же время многие расстройства могут долгое время не проявляться и иметь скрытый характер. Коллеги и друзья могут попросту не подозревать о тяжелом состоянии человека.

Тестовый вариант

Недавно сотрудники областной прокуратуры провели рейд по школам региона. Хоть проверка была направлена на выявление сотрудников с судимостью, а не с психическими расстройствами, цель у мероприятия была все та же – защитить детей. Прокурорский рейд, к слову, выявил 111 нарушений. Больше сотни человек с судимостями работали в непосредственной близости от учеников. В том числе сотрудник школьной котельной в Урджарском районе, который ранее привлекался за изнасилование несовершеннолетней.

Что касается психического состояния педагогов, еще в 2011 году в Министерстве образования и науки предлагали ввести для сотрудников школ психологические тесты. Подобные испытания регулярно проходят, например, летчики или космонавты.

Тогдашний министр образования Бахытжан Жумагулов даже предлагал вернуться к практике советского времени, когда будущий учитель, прежде чем поступить в вуз, должен был пройти тщательное обследование состояния здоровья и получить заключение на способность к воспитательной работе. Специалисты Министерства образования вместе с представителями Министерства здравоохранения собирались разработать для проверки специальные стандарты. Однако идея осталась невоплощенной, а со временем и вовсе забылась.

Но даже такая проверка, по мнению специалистов, не всегда может быть эффективной. Почему ежегодные тестирования не спасут ситуацию, рассказали в областном ПНД.

– Даже нездоровый человек может пройти психологическое тестирование с положительным результатом, – поясняет Мирхат Мукушев. – Например, если обострение его состояния пришлось на период между тестами. В таком случае выявить отклонение попросту не удастся.

В официальном ответе управления образования указано, что все учителя проходят раз в год медосмотр, флюорографию и получают санитарную книжку. Посещение психиатра в стандартный перечень не входит. Психоэмоциональным состоянием учителей не занимаются пока и школьные психологи. Их зона ответственности – дети. Безопасность учеников, по мнению чиновников от образования, обеспечивают камеры видеонаблюдения, установленные в 144 школах области. А в учебных заведениях, где учится больше 500 учеников, работают охранники.

***

После курса лечения Азамат Смагулов снова предстанет перед комиссией, которая решит его дальнейшую судьбу. Пока ясно одно: в школьный спортзал учителю вернуться уже не удастся. Примечательно, что никакой дополнительной проверки психического здоровья педагогов после произошедшей в Кокжайыке трагедии в управлении образования проводить не намерены.

Арина Шатаева

Также читайте