В ВКО система электронного образования, на которую потратили миллиарды, не оправдывает себя

6 декабря 2014, 4:00
Сейчас читают:
В ВКО система электронного образования, на которую потратили миллиарды, не оправдывает себя В ВКО система электронного образования, на которую потратили миллиарды, не оправдывает себя
В ВКО система электронного образования, на которую потратили миллиарды, не оправдывает себя
Фото Иван Сухоруков

Страсти вокруг электронного образования в Казахстане никак не улягутся. С приходом новомодной системы e-learning бумажные дневники и классные журналы должны были остаться в глубоком прошлом. Да только высокие технологии разбились о "низкое" воплощение, считают в Министерстве образования. Там пытаются поставить "неуд" реализаторам масштабного проекта. Почему амбициозную задумку, на воплощение которой потратили миллиарды, педагоги ВКО называют бесполезной, выяснял корреспондент YK-news.kz.

Школа будущего

Напомним, систему электронного обучения (CЭО) начали внедрять в Казахстане в 2011 году. Тогда чиновники в Минобразовании решили, что школы страны работают по устаревшим стандартам. Дабы храмы знаний шагали в ногу со временем, и был разработан проект "школы будущего", в которой родители узнают об оценках своих детей с помощью СМС-сообщений, ученики "листают страницы" электронного учебника, а учителя заполняют классные журналы на интернет-портале. Идею одобрил президент. Реализовать этот план поручили компании "Национальные информационные технологии" (АО "НИТ").

За три года на воплощение в жизнь амбициозных задач потратили свыше 28 миллиардов тенге. Однако мамы и папы по-прежнему следят за успехами своих детей, по старинке заглядывая в бумажный дневник.

Недоумевают и учителя. Нововведение должно было освободить педагогов от рутинной работы. Но наставники младых умов утверждают: e-leаrning не облегчил их труд, а, наоборот, усложнил.

- Нагрузка по заполнению документов теперь увеличилась вдвое, - негодует преподаватель одной из школ Усть-Каменогорска Юлия. - Мы вынуждены дублировать бумажные варианты электронными. За дополнительную нагрузку нам не доплачивают, говорят, "это входит в ваши обязанности". А когда мне учениками заниматься, если я то и дело заполняю на портале журналы и дневники? Программа постоянно "зависает", дает сбои, по полчаса ждешь, пока что-нибудь откроется. Родителям логины и пароли раздали, но им проще в дневнике у ребенка посмотреть оценки, чем регистрироваться на портале. Сейчас мы уже более-менее привыкли, а сначала было очень тяжело. Особенно когда система неоднократно менялась и приходилось три раза подряд заносить в базу все оценки. Вообще никто из учителей не понимает, для чего нужен e-learning. Может быть, в теории проект и хороший, но на практике он кажется совершенно бесполезным.

Идею с СМС-оповещением об оценках и созданием соцсети педагогов и учеников учителя называют и вовсе фантастикой.

В ноябре 2013 года изъяны проекта внезапно стали очевидны Министерству образования. Чиновники поспешили "отключить" АО "НИТ" от бюджетного питания и расторгли договор с компанией. Руководство компании подало в суд на МОН РК. После года тяжб, в ноябре 2014, главные педагоги страны проиграли суд. Теперь в новый год профильное ведомство уйдет с долгами - АО "НИТ" отсудило у Министерства образования 9,5 миллиарда тенге. Минобразования возлагает надежду на Верховный суд и уклончиво признает, что в случае проигрыша выбраться из долговых сетей помогут только резервные средства правительства.

Служители Фемиды стороны рассудили, но примирить не смогли. АО "НИТ" убеждено, что "в Багдаде все спокойно", министерство продолжает пенять компании на плохо проведенную работу.

Верхи все могут, низы ничего не хотят

- На сегодняшний день e-learning внедрен в 15 процентах школ и колледжей республики, это хороший показатель, - рассказал корреспонденту YK-news.kz заместитель председателя правления АО "НИТ" Зекен Исмаилов. - Перед запуском СЭО в каждой школе проводили огромную работу по подготовке инфраструктуры, включая предоставление широкополосного интернета. В целом система работает успешно. Она позволяет сделать многое. В том числе и оперативно сообщать ученикам об изменениях в расписании. (Интересно, каким образом, если единой сети между детьми и учителями нет? - прим. авт.)

- Получается, с работой портала нет никаких проблем?

- Проблемы есть. Необходимо полностью заменить привычную документацию в школах и колледжах на электронную. По нормативам во всех учебных заведениях обязаны вести бумажные классные журналы и отчеты. МОН РК должно внести изменения в акты, чтобы отменить устаревшие стандарты. Серьезное препятствие – это уровень компьютерной грамотности учителей и их нежелание дублировать работу по заполнению документов. Есть проблемы с недостаточной мощностью электросетей и отсутствием широкополосного интернета. Мы подписали меморандум с акиматами областей, чтобы они нашли выход из положения.

- Учителя сетуют, что система постоянно "зависает"...

- Отчасти это так. При одновременном доступе пользователей могут возникать задержки при работе с ресурсами. Но эти сложности легко устранимы. Администрации школы достаточно обратиться за помощью к сотрудникам местного филиала АО "НИТ". Мы со своей стороны делаем все, чтобы e-learning работал хорошо.

В областном филиале компании оптимизм разделяют и убеждены, что педагогам ВКО новая система пришлась по вкусу.

- Внедрение СЭО в школах Восточного Казахстана прошло успешно, - заверил директор ВК ОЦИТ АО "НИТ" Алексей Звонов. - Уверен, что никаких проблем, характерных только для ВКО, нет. Показатели у нас в регионе самые лучшие по республике. Разумеется, кто-то воспринял нововведение негативно. Недовольные всегда найдутся, но немало и энтузиастов, готовых охотно работать с программой e-learning. На наш взгляд, управление образования области должно поощрять таких активных педагогов.

- Подготовлены ли технически школы области к работе с системой?

- Сложности есть, но учебные заведения получили компьютеры, ноутбуки, принтеры, проекторы и еще много техники. Конечно, для освоения дополнительного программного обеспечения в учебных заведениях нужно держать штат дизайнеров и программистов. Со временем эта проблема тоже разрешится.

Знал бы, где упасть...

В Министерстве образования не согласны с тем, что виртуальный проект реализован "на ура".

- В проекте участвуют всего 15 процентов школ и колледжей страны, но используют его не все, - сообщил заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Алмас Ашабаев. - Сейчас разрабатывают новые планы по дальнейшей работе СЭО.

- Если e-learning успешно запущен, зачем проводить корректировку проекта?

- С самого начала не было комплексного подхода, никто не учитывал реальную ситуацию в городах и селах, учебные заведения были не подготовлены. Все проблемы, недостатки, недоделки обнаружились неожиданно для всех. Так, выяснилось, что во множестве учебных заведений, особенно сельских, нет технической возможности подключить широкополосный интернет. Даже электрические сети не готовы к внедрению системы. Оказалось, что для полноценной работы в школах нужно принимать на работу программистов. Почему мы расторгли договор с АО "НИТ" в 2013 году? Потому что из-за всех внезапно появившихся проблем возникли риски некачественного исполнения.

- Спустя три года можно подвести предварительные итоги?

- Несмотря на все недоработки, проект однозначно нужно развивать и дальше. Уже ясно, что система перспективная, но нуждается в значительных корректировках. Также из-за нововведения министерство оказалось в долгах.

Депутаты Парламента оказались еще категоричней и поставили "двойку" "прославившейся" системе.

- Пока ничего не подготовлено, весь e-learning - это выброшенные деньги, - заявила вице-спикер Мажилиса Дарига Назарбаева. - Сколько средств ухлопали зря. Создали современную очень сложную машину, на которой не каждый умеет ездить, и теперь она стоит в гараже - вот что такое электронная система образования.

В областном управлении образования, вопреки всему, уверены, что не все так плохо, как кажется столичным чиновникам.

- Портал постоянно совершенствуется, - заверил руководитель ведомства Аскар Нургазиев. - Насчет неподготовленности учителей - это не так. Более восьми тысяч педагогов прошли курсы подготовки по работе с новой системой.

А за компьютеры спасибо

Работники образовательных учреждений полагают, что виртуальная система не может вписаться в реальность, потому что опережает время.

- За последнее время в сфере образования столько нововведений, что педагоги, дети и их родители просто не успевают привыкнуть к одному, как появляется что-то другое, - делится учитель Владимир Королев. - Никто толком ни в чем не разобрался, и уже запустили проект. Единственный плюс от электронной системы – школы в полной мере оснастили компьютерами и другой техникой. Если бы авторы идеи этим ограничились, по-моему, было бы больше толку и меньше затрат.

На следующий год e-learning продолжат воплощать в жизнь. Сколько миллиардов выделят для этого из казны, пока уточняется. В проекте республиканского бюджета примерная стоимость составляет 5,3 миллиарда тенге. Какую итоговую оценку поставят проекту "школы будущего", станет известно только в 2020 году, когда систему запустят во всех учебных заведениях страны.

Елена Балова

Также читайте