В воинской части на юге страны погиб призывник из Восточного Казахстана

8 июня 2012, 3:25
Сейчас читают:

22 мая, через два дня после прибытия в воинскую часть города Отара (Жамбылская область), умер солдат-срочник из Тарбагатайского района Думан Канапиянов. По версии командования части, призывник свел счеты с жизнью. Однако родственники отказываются верить в то, что Думан способен на суицид. По их мнению, парня задушили, а самоубийство инсценировали.

"Он не мог себя убить!"

"Да будет мир и благословение Аллаха". Такое высказывание несколько месяцев назад оставил Думан Канапиянов на своей страничке в социальных сетях. На многих фотографиях, выложенных в интернете, парень запечатлен на фоне мечетей. Друзья и близкие погибшего говорят, что Думан был религиозным человеком, регулярно читал намаз. А любой человек, верующий в Аллаха, знает, что самоубийство - самый страшный грех.

По версии командования части, Думан после отбоя якобы спустился в подвал, взломал замок на двери и повесился на ремне. Когда в родное село Акжар привезли груз-200, родители по-требовали открыть гроб. Увиденное заставило их усомниться в том, что произошло самоубийство – перед смертью парень до судорог сжимал кулаки, так что даже пальцы посинели. Родные считают, что Думан пытался оттянуть ремень, когда его душили.

- Сын погиб на второй день службы. Нам объяснили, что он сам взломал дверь подвала и там совершил самоубийство. Но я в это не верю, этого не может быть. Как только закончится следствие и состоится суд, я сообщу вам дополнительно, - сказала по телефону мать Думана Майра Канапиянова.

Военный прокурор Гвардейского гарнизона (Жамбылская область) Серик Тореханов сообщил, что по данному факту проводится доследственная проверка. Изучается личность погибшего, опрашивается весь личный состав.

- По указанию военной прокуратуры проверяется законность решения о призыве Думана Канапиянова в армию по медицинским показаниям, - пишет Серик Тореханов.

От частного к общему

Этот трагический случай не первый в нашей армии. Страшные вести из разных воинских частей приходят несколько раз в год. Часто сценарий трагических происшествий похож. Вот несколько примеров.

Октябрь 2011 года. В воинской части в Капчагае найден повешенным на ремне призывник из Петропавловска Жоламан Исмагамбетов. Причиной смерти командование называет суицид, однако родные запечатлели на теле сына многочисленные синяки и ссадины. Вместе с телом ефрейтора военные привезли родителям "материальную помощь" - мешок муки, рис, сахар и растительное масло.

Сентябрь 2011 года. В воинской части Актобе вытащили из петли рядового Аймуратова. Он остался жив. Заведено уголовное дело. Но основных свидетелей, по словам родных солдата, перевели в другие воинские части. В начале мая 2012 года в этой же части была пресечена еще одна попытка самоубийства. Рядовой Досжан Ельжас госпитализирован в психиатрическую лечебницу.

31 мая 2012 года. В Южно-Казахстанской области, прослужив всего 10 дней в пограничных войсках, внезапно умер 21-летний Дамир Аринов. При вскрытии обнаружен отек головного мозга и легких. Возможной причиной смерти названо пищевое отравление.

Как и в случае с Думаном Канапияновым, родственники солдат не верят в суицид, а в случившемся винят сослуживцев и офицеров частей. Стоит добавить, что пока эти обвинения не доказаны в суде, они остаются всего лишь частным мнением.

Мать и отец Думана сразу после похорон сына выехали в Отар. Они намерены добиться проведения независимой судебно-медицинской экспертизы. Правда, до тех пор, пока не будут выданы результаты первого вскрытия (его обещают сделать в течение месяца), Канапияновы такого разрешения не получат.

Гиблое место?

Любовь Вильт 17 лет возглавляет организацию солдатских матерей в Риддере. Только за последние несколько лет в разных воинских частях свели счеты с жизнью шестеро мальчишек из ее города. Случай Думана Канапиянова, как считает Любовь Александровна, неоднозначен.

- Пока не готовы результаты экспертиз и не закончено расследование, рано говорить о том, было это убийство или суицид. Мне кажется, родственники должны настаивать на повторном вскрытии, чтобы узнать причины произошедшего, - говорит Любовь Вильт. - Отар всегда считался неблагополучным и даже опасным местом. Оттуда часто приходят вести о покалеченных или погибших солдатах.

Чтобы узнать о подобных случаях, достаточно просто заглянуть в интернет. Вот лишь несколько историй, где фигурируют воинские части, дислоцирующиеся в Жамбылской области.

В 2010 году в войсковой части поселка Гвардейский из-за систематического избиения сослуживцами стал инвалидом житель Актау Саят Шияпов. Судом признано, что тяжелые травмы Саят получил именно при прохождении службы. Солдат утверждал, что его регулярно били по голове. Неоднократно он обращался в медчасть, но помощь не получал. Саят ослеп на один глаз. Родители судятся с Министерством обороны и требуют возместить затраты на лечение.

23 мая 2012 года на блоге премьер-министра Карима Масимова была размещена жалоба матери призывника Павла Кондрацова. Через полгода службы в воинской части №42062 Жамбылской области парень вскрыл себе вены. Его удалось спасти. По словам матери, Пашу систематически избивал его командир, вымогал деньги. После вмешательства в историю районного военкома парня положили в психиатрическую больницу. Мать солдата просит наказать виновных.

Матери хоронят сыновей и умоляют найти их убийц. Отцы-командиры стараются откреститься от мертвых бойцов - от небоевых потерь казахстанской армии.

Также читайте