В Казахстане прогнозируют увеличение количества психических расстройств
В статистике таких заболеваний первые строчки занимают так называемые органические расстройства. Они встречаются при различных поражениях головного мозга - сосудистых патологиях, интоксикациях и травмах. При этом причинами серьезных психических расстройств могут быть и другие факторы, которые на первый взгляд не вызывают серьезных опасений. Врачи предупреждают, если не обращать внимания на депрессии и психозы, они могут обернуться куда более серьезными проблемами.
- Конечно, не нужно, как только у вас испортилось настроение, бежать к психиатру, - отмечает заместитель главного врача психоневрологического диспансера ВКО Мирхат Мукушев.- Обращаться к специалисту нужно, когда к этому есть показания. Если у человека резко нарушается повседневный режим, он начинает вести себя по-другому, по непонятным причинам перестает ходить на работу, общаться с родными, отказывается есть то, что обычно любил. Это повод для беспокойства.
- К чему может привести та же депрессия?
- Раньше было распространено мнение, что это вообще не медицинская проблема. Ну хандрит человек. С кем не бывает? Другое дело, когда это состояние начинает затягиваться, длится не день-два, а неделю, две, три. Здесь уже можно говорить о том, что это болезнь, имеющая физиологическую основу. То есть изменяется биохимический обмен в головном мозге, нейромедиаторы перестают правильно функционировать. Даже если изначально у депрессии были внешние причины, постепенно заболевание может приобрести самостоятельный характер. Возможно, уже и жизненные обстоятельства изменились к лучшему, а выйти из состояния депрессии человек самостоятельно не может. Депрессивные приступы могут длиться по нескольку лет.
- Мирхат Хасенович, к вам вообще часто пациенты приходят добровольно? Человек ведь не осознает, что у него проблемы.
- По-разному бывает. Есть и такие случаи – сам человек хочет получить помощь, разобраться, что с ним происходит, а родственники говорят: "Ты же не сумасшедший, чтобы обращаться к психиатрам". И идут к знахарям – порчу снимать. А больной замыкается в себе, может начать пить. Конечно, чаще близкие настаивают на посещении психиатра. Тяжелый уровень расстройств поражает ядро личности, и самокритика исчезает. То есть человек не понимает, что с ним происходит, и он себя не считает больным. И в таких ситуациях признание своей болезни говорит о том, что пациент начинает выздоравливать.
- Картина психических заболеваний действительно изменилась в последние годы? "Модных" болезней, таких как анорексия, в Усть-Каменогорске стало больше?
- Мы все-таки не мегаполис. Современные недуги в первую очередь - это болезни больших городов. Конечно, есть прецеденты, но назвать это эпидемией нельзя. Зачатую новомодные диагнозы являются не самостоятельным заболеванием, а следствием других традиционных расстройств, той же депрессии. Некоторые были и раньше, просто на них меньше обращали внимание и не считали психиатрической проблемой. Тот же синдром двигательной расторможенности у детей, который в народе называют гиперактивностью. Раньше это считалось не болезнью, а просто невоспитанностью. Такими детьми не занимались врачи. Это было проблемой только педагогов и родителей.
- В нашей стране началось активное развитие института психологов. Это полезно для общества? Мы ведь не привыкли изливать душу чужим людям.
- Ну, не вредно – это точно. С другой стороны, не все психологи у нас подготовлены. В медучреждения сейчас приходят в основном неопытные люди, вчерашние выпускницы вузов. Мне порой звонят главврачи и спрашивают: "Что с ними делать, чем загрузить?" Примерно в том же положении находятся и школьные психологи. Наиболее продвинутыми и профессиональными, по-моему мнению, являются специалисты частных психологических центров. У них и опыта побольше, и своим развитием они занимаются активнее.
- Может быть, открыть в поликлиниках кабинеты психиатров, а не психологов?
- От психиатров в СВА пользы будет еще меньше. Во-первых, врачей и так не хватает. Во-вторых, имидж у психиатрии достаточно негативный. Ну, представьте, стоит огромная очередь к лору, а рядом дверь с надписью "Психиатр". Кто решится на глазах у толпы туда постучаться? Люди просто побоятся, что узнают друзья. А вдруг сообщат на работу и начальник решит уволить? Очень многие считают, что если придут к нам на прием, их сразу внесут в какой-то черный список. Но это не так. На учет ставят только инвалидов или тех, кто хочет получать бесплатно медикаментозное лечение.
Беседовала Наталья Тишковец