В Казахстане реформируют психиатрическую службу
К 2019 году в поликлиниках и некоторых амбулаториях появятся кабинеты ментального здоровья. Там организуют прием врачами-психиатрами. В обозримом будущем в Казахстане должно уменьшиться число душевнобольных, которые постоянно содержатся в специнтернатах. Благодаря высокоэффективным препаратам и постоянному наблюдению специалистов такие пациенты смогут вести обычную жизнь и практически ничем не будут отличаться от здоровых сограждан, сообщает корреспондент YK-news.kz. На смену круглосуточным казенным учреждениям постепенно придут дома дневного пребывания, люди смогут по утрам отводить туда своих недужных родственников, а вечером забирать. Число психически больных в Казахстане составляет лишь малый процент от общего количества населения. Однако эксперты уверяют, что это совсем не повод для радости.
Живёте — и ладно
В Казахстане долгое время не обсуждались никакие новшества в области психиатрии и наркологии. Профильные диспансеры и интернаты работали по старинке. Почему же данную сферу медицины не затронули ветры перемен? Обсудить эту тему мы решили с председателем общественного объединения "Амансаулык" Бахыт Туменовой. Эта неправительственная организация занимается проблемами отечественной медицины.
— Думаю, причина в том, что в каждой стране есть приоритеты в развитии здравоохранения, — считает Бахыт Туменова. — В Казахстане особое внимание уделяют, например, материнству и детству, онкологии. По этим показателям судят об уровне экономического развития страны. А вот по количеству жалоб психически больных никто не оценивает достижения государства. Немаловажно, что от душевных недугов люди не умирают, то есть это не влияет на показатели продолжительности жизни и смертности в стране. На сегодняшний день материальная база большинства психиатрических больниц находится в плохом состоянии. Эта сфера медицины нуждается в трансформации.
Оказывается, проблемы психически больных людей широко не обсуждаются в первую очередь потому, что сами недужные и их близкие не спешат жаловаться.
— В 2016 году число жалоб увеличилось, — сообщила Бахыт Туменова. — Как ни странно, это радует. Люди начинают осознавать, что психически больные — это такие же граждане и они имеют права. Однако душевнобольные привыкли к тому, что их жалобы подчас не воспринимают всерьез. Родственники больных тоже молчат, потому что боятся, что на них косо посмотрят, скажут: у него сын или отец сумасшедший.
Психиатр идёт к вам
Однако в 2016 году чиновники страны решили обратить внимание на сферу психиатрии. И запланировали ряд изменений. Часть из них уже начинает воплощаться в жизнь. Самое главное медицинское ноу-хау: психиатры будут принимать пациентов не в диспансерах, а в поликлиниках и СВА. Вместо таблички "врач-психиатр" на двери будет красоваться надпись "кабинет ментального здоровья". Чиновники уверены, что тогда потенциальных пациентов перестанет отпугивать устрашающая вывеска "психиатр", и вдобавок не придется ездить на консультацию в ПНД.
— Ведь нередко бывает так: терапевт направил человека к психиатру, а пациент боится или не хочет идти в диспансер, — отметил директор Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии Сагат Алтынбеков. — А в подобный кабинет участковый врач может привести больного на консультацию буквально за руку.
Еще один плюс: работающему человеку, побывавшему на консультации у психиатра в будний день, не придется предъявлять начальнику справку с печатью ПНД. Теперь на документе будет штамп поликлиники или СВА.
На подобную схему работы уже перешли медики Семея. К 2019 году такую систему запустят по всей стране.
Расходимся по домам
Чаще всего родственники психически больных людей обращаются к чиновникам и общественникам с жалобами на то, что в специализированных интернатах не хватает мест. По данным ОО "Амансаулык", в среднем по РК около 2500 человек стоят в очереди в казенные учреждения.
Подобная проблема существует и в ВКО. На сегодняшний день в регионе свыше 170 человек ждут места в интернате. Чиновники ищут выход из создавшегося положения.
— Первый путь: руководство некоторых МСУ отремонтирует имеющиеся пристройки, туда переселится административный персонал, таким образом освободится место для больных, — рассказала руководитель управления координации занятости и социальных программ ВКО Елена Старенкова. — Второй путь: в домах престарелых сейчас стало значительно меньше постояльцев. Значит, можно объединить, например, два дома престарелых, а в здании одного из них разместим психоневрологический центр. Третий путь: приводим в порядок какое-либо заброшенное здание и там открываем интернат. Нужно искать сооружение рядом с Усть-Каменогорском, потому что медики не поедут работать в отдаленный район. Одно предложение у нас уже есть — это пустующее здание бывшей школы в селе Таврическом. Рядом находится районная больница — это хорошо. Но само здание, к сожалению, в плачевном состоянии. Пока мы анализируем все варианты.
Однако медики и общественники уверены, что в скором будущем проблема таких очередей разрешится иначе. Количество пациентов, которые живут в специальных учреждениях, будет ежегодно сокращаться. Одна из причин — уменьшится количество психически больных людей, которые не могут нормально жить в обществе. То есть благодаря высокоэффективным препаратам и своевременному лечению недуг не будет давать о себе знать и человек сможет вести нормальную жизнь. Вторая причина, по которой интернаты широко распространятся, — альтернативные формы устройства больных.
— Мало кто задумывается, в каком страшном положении находятся родные психически больных людей, — говорит Бахыт Туменова. — Сдать свою мать или дочь в интернат — наверное, каждый понимает, как это ужасно. А что делать? Ведь людям приходится работать. С кем оставлять больного человека? Специально для этого существуют дома дневного пребывания. Работают они, как детский сад: утром человека туда привели, вечером забрали. Есть еще один вариант: дома малой вместимости, то есть там живут не сотни человек, как в интернатах, а не больше десятка. Благодаря этому создается семейная обстановка. Все эти формы работы уже начали существовать в Казахстане. Пока, к сожалению, их очень мало.
А лечить-то некому
Еще одна проблема — дефицит специалистов-психиатров. В республике на сегодняшний день не хватает более 500 врачей этого профиля. Такая ситуация характерна и для нашего региона.
— Нехватка кадров достаточно серьезная, — пояснил YK-news.kz заместитель главного врача областного психоневрологического диспансера Мирхат Мукушев. — Еще одна проблема — многие специалисты уже достигли пенсионного возраста. Например, одному доктору 72 года. Молодых врачей недостаточно.
Главные психиатры республики о проблеме знают и уже решили, как преодолеть кадровый голод.
— Специальность психиатра и нарколога будет объединена в одну, — сообщил заместитель директора Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии Николай Негай. — Это не только решит проблему дефицита врачей. Причины расстройств, которые лечат наркологи и психиатры, схожи. Значит, пациенты будут обращаться к доктору-универсалу в данной сфере, что очень хорошо. После объединения наркологов и психиатров у нас даже возникнет избыток психиатров-наркологов.
— Получается, эти доктора останутся без работы?
— Да вы что! Конечно, нет! Из этих специалистов будут готовить детских психиатров, психотерапевтов и сексопатологов. Такие специалисты нам остро необходимы. Например, сексопатологов в стране практически нет. Процесс их подготовки будет долгим. И приступить к нему мы можем только после того, как насытим кадрами психиатрическую службу.
Мало — не значит хорошо
В Казахстане доля людей с психическими недугами составляет 2,1 процента от численности всего населения. В развитых странах такого рода проблемы со здоровьем есть у каждого десятого, то есть у десяти процентов от всех граждан. Однако это вовсе не значит, что в нашем отечестве все благополучно, а в Старом и Новом Свете — нет.
— Наша основная цель — увеличить долю выявления пограничных форм расстройств, — объяснил Николай Негай. — Пограничными формами называются состояния, когда человеку можно оказать своевременную помощь и после этого ему больше не потребуются лечение и наблюдение у психиатра. К пограничным формам относятся депрессии, тревоги, длительная бессонница. С ними на протяжении жизни сталкиваются многие люди. Важно помнить: если людям с пограничным состоянием вовремя не оказать помощь, то впоследствии потребуется длительное лечение. В РК из общего числа выявленных психических расстройств всего четыре процента — это пограничные формы. В развитых странах — 80 процентов. Разница очевидна.
Эксперты отмечают, что проблемы в системе психиатрии уже сейчас требуют особого внимания. Главная причина: по прогнозам ученых международного уровня, в ближайшие 20 лет количество людей с психическими заболеваниями на планете возрастет до 15 процентов.
— Это связано в том числе и с тем, что продолжительность жизни увеличивается, — говорит Бахыт Туменова. — Люди преклонного возраста страдают, например, болезнью Альцгеймера. Однако такие прогнозы не должны пугать. За границей психические больные работают, создают семьи, даже становятся кандидатами наук. В развитых странах такие люди не являются обузой для близких, там они полноценные члены общества. Вот к чему следует стремиться Казахстану.
Елена Балова