В Казахстане упразднят домовые книги, но требовать их не перестанут
Вроде бы отменили, но будут требовать
- На прошлой неделе я обратилась в ЦОН по улице Казахстан - оформить ребенку ИИН. Сотрудник центра мне сказала, что в связи с отменой домовых книг удостоверения личности у всех граждан должны быть нового образца – с чипом! - рассказала Елена Торопынина. - Я удостоверение личности получила только четыре года назад, мне его что, менять, что ли, надо?! Это же опять в ЦОНах столпотворение начнется в связи с обменом...
За комментариями по этому поводу мы обратились в ЦОН. Однако специалисты центра обслуживания населения от комментариев отказались. Сказали, что это относится к компетенции миграционной полиции.
- Согласно постановлению правительства РК от первого декабря 2011 года, госорганы, коммунальные и иные предприятия не вправе требовать с граждан предоставлять оригинал или копию домовой книги, - сообщила заместитель начальника управления миграционной полиции Усть-Каменогорска подполковник полиции Назгуль Кусаинова. - Вместо домовой книги человеку достаточно по месту требования предъявить адресную справку.
Замена домовых книг на справки связана с созданием государственной электронной базы данных физических лиц. В базе будут содержаться сведения о регистрации (прописке) граждан. Поэтому домовая книга не потребуется и при прописке в жилье нового члена семьи (за исключением новорожденного) или другого человека – эти сведения сразу занесут в компьютер. При переезде на новое место жительства также не нужно оформлять домовую книгу.
Однако есть ряд организаций, которые будут продолжать работать "по старинке". То есть требовать домовые книги. К этому их обязывает закон.
"Синяя книжка" необходима для назначения социальной выплаты на случай утраты трудоспособности, потери работы, потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением), уходом за ребенком до одного года. Понадобится она и для назначения пособий семьям, имеющим такое право. Для государственной регистрации субъектов частного предпринимательства налоговая тоже попросит домовую книгу. И, наконец, на основании соответству-ющего соглашения между Правительством РК и Правительством РФ книга регистрации граждан потребуется для пересечения казахстанско-российской госграницы жителями приграничных территорий Казахстана и России. Во всех перечисленных выше случаях гражданам, обратившимся за домовой книгой, документ будет выдаваться.
Жизнь без синей книжки
Как получить адресную справку? Есть два пути. Доступ к электронной базе данных будут иметь физические лица. Поэтому справку можно получить самостоятельно – через портал электронного правительства (www.egov.kz). Но для этого у человека должна быть электронно-цифровая подпись. Ее можно оформить через ЦОН.
Также альтернативу домовой книги можно получить и в Центре обслуживания населения. Для этого нужно предъявить удостоверение личности.
- Обязательно в документе должен быть ИИН (индивидуальный идентификационный номер), - пояснила Назгуль Кусаинова.
- Нужен ли чип для получения адресной справки?
- Нет. Удостоверения личности нового образца, то есть с чипом, в Казахстане стали выдавать с 2009 года. Документы старого образца действительны до истечения срока их действия. То есть менять их в обязательном порядке не нужно, - говорит Назгуль Кусаинова. - Но по возможности лучше обменять. Для удобства самих граждан. Поскольку повсеместно происходит переход работы в электронный формат.
Удостоверения личности с чипом представляют собой смарт-карту размером 85,72х54,03 миллиметра. На лицевой стороне документа размещается фотография, подпись и следующие персональные данные владельца удостоверения личности: фамилия, имя, отчество, дата рождения и индивидуальный идентификационный номер. Кроме того, в удостоверении личности гражданина РК размещена микросхема (чип) - электронный носитель аналогичной информации о владельце документа, в том числе его юридического адреса. По задумке вся информация о человеке будет считываться с микросхемы через специальные устройства, что сократит бумажную волокиту.
Елена Супрунова