В Усть-Каменогорске душевнобольную старушку заперли в собственной квартире

10 ноября 2013, 5:02
Сейчас читают:
В восемьдесят лет жительница Аблакетки Зоя Малахова осталась один на один с призраками прошлого. По ее абсолютно пустой квартире гуляет разве что гулкое эхо. Лампочки выкручены. Туалет и ванная заперты. Телефон отрезан.

Под замком старушка проводит круглые сутки. Соседи часто слышат, как Зоя Михайловна кричит по ночам. Истощена, измучена и совершенно, совершенно беспомощна, сетуют они.

Стены и пол в ее квартире бывают испачканы нечистотами. Почему дочери пожилой женщины пришлось запереть родную мать в четырех стенах и как наши старики вынуждены доживать свой век?

Ком в горле

Дверь в подъезд дома по улице Шлюзной жильцы держат открытой. Невыносимый смрад время от времени заполняет рекреацию. Местные жители уже отчаялись справиться с фекальным амбре, разносящимся из-за дверей квартиры номер шесть.

– Дышать бывает совершенно нечем, – рассказывает председатель местного КСК Светлана Васильевна. – Мимо этой квартиры пройти нельзя. Мы дома окна не открывали, потому что вся вонь в комнаты поднималась.

Вот уже полгода за обшарпанной дверью живет в полном затворничестве пожилая женщина – Зоя Михайловна. Заперла старушку в четырех стенах ее собственная дочь, якобы из-за обострения психического заболевания.

– В этот раз получилось так, что в течение некоторого времени квартиру, в которой проживает бабушка, никто не убирал, – поясняет жительница дома Оксана. – Дочь пенсионерки нам рассказывала, что мать не контролирует себя и справляет естественную нужду, где придется. Оттого и жуткий запах.

Сердобольные соседки, думая, что смогут помочь старушке, не раз вызывали участкового. Страж порядка явился вместе с дочерью пенсионерки.

– В тот момент мой муж оказался рядом и видел, как на пороге стояла эта бабушка, – комментирует Оксана. – Вся грязная, исхудавшая, с ввалившимися глазами. Но что особенно ужаснуло – это ее перепачканный фекалиями рот.

После визита участкового родственники к больной старушке стали наведываться чаще, отмечают жильцы.

До и после

Зоя Михайловна потеряла вкус к жизни после того, как умер ее горячо любимый супруг. За считанные месяцы женщина сильно сдала и отдалилась от друзей и приятелей.

– Раньше такая цветущая женщина была, почти до самой пенсии работала на заводе, – вспоминает соседка Зои Михайловны Любовь Александровна. – Вырастила детей, есть у нее внуки и даже правнуки.

Странности в поведении пенсионерки стали проявляться четыре года назад. Соседи припоминают, как повстречали однажды Зою Михайловну в магазине, где та пыталась купить стакан молока. Потом, говорят очевидцы, бабушка начала теряться: уходила из дома и забывала обратную дорогу. После этого родственники вынуждены были посадить старушку под замок.

За Зою Михайловну беспокоятся многочисленные соседи, но помочь никак не могут.

– Недавно я выходила мусор вынести, слышу, она из квартиры в дверь тарабанит, – вспоминает Оксана, – кричит: откройте, откройте! Я спрашиваю, что случилось, а она мне: тут мужчина приходил, попросите его мне булочку принести...

Кто, если не я?

Дочь Зои Михайловны Татьяна убеждена, что никто не позаботится о матери лучше, чем она. По ее мнению, упреки соседей беспочвенны и на самом деле ситуация выглядит совсем иначе.

– Мне бы хотелось знать, кто эти соседки, которые жалуются, – начала Татьяна разговор с корреспондентом YK-news.kz. – Я вот только от матери, никто мне ничего не сказал.

– Почему ваша мать заперта? Ей нельзя покидать квартиру?

– Почему нельзя? Вот только муж ее ходил выгуливал. Она сама не хочет выходить. Я закрывать ее стала с февраля, после того, как она у нас в третий раз потерялась. Тогда ее из больницы знакомые привели.

– Какой у нее диагноз?

– У человека не все в порядке с головой. Врачам, конечно, показали, но что толку – в ПНД ее не берут по возрасту. Как обострение, – вызываем "скорую", они уколы поставят и уедут. Участковый врач тоже сказал, что уже ничего исправить нельзя.

– Вы пробовали определить ее в специализированное учреждение, где ей смогут обеспечить надлежащий уход?

– Ее только в хоспис согласны взять. Но вот вы бы отдали туда свою мать? Я не могу. Мы пробовали сиделок нанять. Но с ней никто и дня продержаться не может. Трех помощников сменили, и никто больше не хочет работать с ней ни за какие деньги.

– Закрывая мать на замок, вы не боитесь, что с ней может что-то случиться?

– Это в интересах ее безопасности. Понимаете, у нас квартира пустая, ничего оставить нельзя, она все рвет: одежду на себе, шторы, тюль. Сейчас обои отдирает. Лезет в унитаз, черпает оттуда воду. После того как она не закрыла кран и затопила соседей снизу, мы были вынуждены повесить замки на туалет и ванну. Поверьте, мне самой тяжело. Я устала от этого. Но что делать?

Испытание одиночеством

Участковый опорного пункта полиции № 5 Кайрат Телибаев трижды навещал бабушку и считает, что причин для привлечения дочери Зои Михайловны к ответственности нет.

– Да, соседи жаловались мне на неприятный запах из квартиры, но ведь они тоже должны понимать, что там живет старый, больной человек, – прокомментировал он.

– Соседи рассказывают о том, что пенсионерка, нуждающаяся в тщательном уходе, может быть предоставлена сама себе...

– Да вы что? Такого нет! Дочь Татьяна ухаживает за матерью, говорит, что будет с нею до конца.

Умывают руки и в городском отделе занятости и социальных программ. По словам юриста госучреждения Мадины Альменовой, чтобы помочь Зое Михайловне, требуется решение суда о признании старушки недееспособной. Причем выйти с таким иском должны непосредственно родственники пенсионерки.

– Дочь должна сначала поставить ее на учет в областной психоневрологический диспансер, – прокомментировала юрист. – Там ее обследуют, поставят диагноз, после чего она может подать в суд иск о признании ее матери недееспособной.

– Кстати, дочь Зои Михайловны нам сказала, что пожилую женщину не берут в ПНД по возрасту...

– Первый раз об этом слышу. Возрастных ограничений нет. За каждым таким человеком закрепляется опекун, который обязан предоставить своему подопечному все необходимое: пищу, одежду, уход.

В отделе соцзащиты отметили: нередко родственникам пожилых людей интересно не столько самочувствие и условия жизни бабушек и дедушек, сколько будущее наследство...

Это как посмотреть

Получается, позаботиться о старушке при живых родственниках государство не в состоянии? Юрист и правозащитник Алексей Божков полномочия чиновников видит немного шире.

– По Закону РК "О браке и семье", выходить в суд с иском о признании человека недееспособным могут не только родственники, но и прокуратура, представители органов опеки и попечительства, – прокомментировал он. – Но в этой части есть небольшой пробел в законе – точно не указано, от кого может исходить такая инициатива. Поэтому трудно представить, что этим будут заниматься, к примеру, те же соседи.

Кроме того, указывает юрист, дети и опекуны стариков должны знать, что в Уголовном кодексе есть статья 119 "Оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии".

– В зависимости от наступивших последствий и работоспособности наших полицейских, детей, доведших своих родителей до больничной койки или, того хуже, смерти, можно привлечь к уголовной ответственности и даже посадить на срок до трех лет.

* * *

В этой истории мы не пытаемся определить правых и виноватых. В хитросплетениях семейных проблем едва ли разберется даже опытный психолог. Сложно сказать, где Зое Михайловне будет лучше: в ее пустой квартире или в казенном доме. Эта история лишний раз показала, что в трудной жизненной ситуации старики остаются один на один со своей бедой и рассчитывать на помощь государства бессмысленно.

Вместо послесловия

Два года назад в Усть-Каменогорске при страшных обстоятельствах погибла еще одна пожилая горожанка – Людмила Конько. Два месяца 72-летняя пенсионерка, страдающая психическим заболеванием, не отходила от двери, ожидая дочь из России. Женщина забрала свою больную мать из специализированного учреждения, где она находилась на лечении. В одном из почтовых отделений дочь с почти невменяемой матерью сняла ее пенсию – около 1,5 миллиона тенге. А потом привезла старушку в ее квартиру в Меновном, купила ей продуктов и, положив ключ от входа на стол, пообещала вернуться за ней через месяц. Но Людмила Павловна не дождалась. Выбросилась из окна второго этажа...

Мария Грошина

Данные героини публикации изменены

Также читайте