В Усть-Каменогорске нечем дышать из-за едкого тумана и тошнотворных запахов очистных и маслозавода

14 августа 2014, 9:05
Сейчас читают:
В прошлый четверг Усть-Каменогорск погрузился в туман, от которого слезились глаза, появлялись насморк и кашель. Газоанализаторы Центра экологической безопасности в режиме онлайн показали превышение сразу по нескольким опасным веществам. Причиной выбросов традиционно назвали неблагоприятные метеоусловия (НМУ). К слову, в августе из-за климатических особенностей бывает больше всего дней с НМУ – до двадцати суток. Как их пережить, если с промплощадки то и дело приносит диоксид серы и азота, с очистных и иловых карт разносится "фекальный дух", а со стороны Пристани тянет "ароматами" маслозавода? Город оказался в окружении: с севера, востока и запада накатывают волны выбросов и неприятных запахов.

Направление север, промплощадка

Утром 7 августа белый смог накрыл Усть-Каменогорск. В городе было нечем дышать.

Газоанализаторы Центра экологической безопасности (ЦЭБ), показания которых можно посмотреть на сайте ceb-uk.kz, показывали превышение предельно допустимой концентрации диоксида серы в атмосфере в три раза и превышение количества хлора почти в полтора раза.

– Это был комплекс факторов, и НМУ однозначно были, потому что в момент замеров скорость ветра, по данным Казгидромета, была практически нулевой, – объясняет руководитель департамента экологии ВКО Дмитрий Кавригин. – За руку мы, конечно, никого не поймали, визуально не было никаких признаков аварийных ситуаций, поэтому сказать о том, был ли виновником смога УМЗ, Казцинк или УК ТЭЦ, однозначно нельзя. К примеру, тот же диоксид серы выбрасывают все предприятия, имеющие источники горения.

В департаменте экологии рассказали, каким образом борются с загазованностью.

– В дни неблагоприятных метеоусловий мы рассылаем письма на все промышленные предприятия с просьбой перейти на режим сниженной нагрузки, – говорит Дмитрий Юрьевич. – К примеру, Казцинк снижает производительность своих площадок на 5-20 процентов. Аналогично поступают другие предприятия. 7 августа мы также потребовали перейти на особый режим, я лично обзванивал всех руководителей. Казцинк даже остановил медный и свинцовый заводы. В результате уже в 13:30 содержание вредных веществ в атмосфере нормализовалось. Если бы все предприятия выполняли экологические требования при работе в дни с НМУ, думаю, у нас бы не было ситуаций, как 7 августа. Но, к сожалению, человеческий фактор срабатывает. К примеру, месяц назад, 7 июля, как раз был праздничный день, я визуально заметил, что ситуация с выбросами в городе неблагоприятная. Удалось установить, что городские заводы нарушали график работы. В результате внутренних расследований на предприятиях были установлены виновные, им объявлен строгий выговор и наложены финансовые взыскания.

В департаменте экологии отмечают, что ежегодно стараются снижать общий объем допустимых выбросов для предприятий. К примеру, если в этом году предприятия имели право без зазрения совести выбрасывать в атмосферу 27 тысяч тонн диоксида серы в год, то в будущем году этот норматив удалось снизить до 25 тысяч тонн. Промгигантам придется поднапрячься, чтобы соблюсти новый стандарт.

Направление восток, маслозавод

В безветрие со стороны маслозавода АО "Май", что находится на Пристани, по руслу реки начинает расползаться неприятный сладковатый запах. В иные дни его можно почувствовать даже на Стрелке. Если же со стороны предприятия дует восточный ветер, амбре достигает и района Дворца спорта. Экологи и представители компании "Май" божатся, что этот запах абсолютно безвреден для здоровья. Горожане парируют, что от него начинает подташнивать и возникают головные боли: как ни крути, аромат не из приятных, и чувствовать его постоянно совсем не хочется.

– Поймите, нет никакой трубы, из которой бы шел этот запах, – объясняет главный инженер АО "Май" Сергей Молчанов. – Он исходит от самой установки, в которой происходят процессы переработки масла. Экологи по несколько раз в год проверяют наше предприятие на наличие выбросов, но ничего найти не могут, потому что запах идет от жирных кислот, которые в процессе переработки попадают в оборотную воду. В атмосферу ничего не выбрасывается, кроме дыма нашей котельной.

В прошлом году представители АО "Май" обещали, что решат "ароматную" проблему, установив специальное оборудование в августе-сентябре 2014 года. Уже август. Проблема не решена.

– Не получается так быстро, как нам хотелось бы, – поясняют на предприятии. – Есть контракт на реализацию первой очереди реконструкции. Сейчас согласовываем технические условия. Поставка оборудования будет через девять месяцев, плюс три месяца монтажных работ. Установку поставить не проблема. Вопрос в том, куда девать отходы. Поэтому следом будем строить цех по переработке "зловонных" жиров. Иначе нельзя. В целом процесс займет два года. После этого запах уйдет. Мы уже потратили на первый этап реконструкции 465 тысяч евро, на второй нужно еще столько же. К слову, это однозначно повлияет на увеличение стоимости нашей продукции примерно в 1,5-2 раза.

Направление запад, очистные

Канализационный смрад, на который не первый год жалуются жители города, по словам коммунальщиков, исходит от иловых карт очистных сооружений, где идет процесс естественного обезвоживания донных осадков. При используемых в настоящее время технологиях илы сохнут на полигоне в районе Кирзавода от года до полутора лет. Это означает, что терпеть канализационные запахи устькаменогорцам придется еще долго. Чтобы решить проблему запаха, появилось предложение установить большие освежители воздуха, распыляющие вещество, подавляющее зловоние. Соответствующий проект стоимостью 40 миллионов тенге находится на рассмотрении в акимате: там решают, насколько он эффективен и где взять на него средства.

– Казгидромет неоднократно замерял уровень вредных веществ в районе илового полигона, но нарушений зафиксировать не удалось, – пояснил главный эколог города Дмитрий Кавригин. – Водоканал принимает меры, чтобы хоть немного снизить зловоние: смешивает иловые отходы с веществом "Байкал-1", уменьшающим запахи, трижды обрабатывает полигон в районе Кирзавода аромапушками, но это помогает только отчасти. Мы признаем, что запах есть. Сейчас рассматриваются варианты, какую технологию применить, чтобы решить проблему коренным образом и устранить запах канализации совсем.

Что делать?

Горожане скептически относятся к заявлениям профильных органов, что каждый год выбросов становится все меньше. Только на прошлой неделе, по сообщению родителей, в детских садах переболели десятки детей. Врачи пишут в карте диагноз "ОРВИ", а на словах комментируют: "Отравление газом". При этом выписывают адсорбирующие препараты вместо антибиотиков и противовирусных, которые применяют при настоящем ОРВИ. И так происходит далеко не первый год.В департаменте экологии рассказали, что планируется сделать для того, чтобы в ближайшем будущем город вздохнул с облегчением.

– Мы сами живем в этом городе и дышим этим воздухом, потому реагируем на выбросы незамедлительно, – говорит руководитель ведомства Дмитрий Кавригин. – Сейчас нас очень выручает система РАИСПЭМ (газоанализаторы Центра экологической безопасности), в режиме онлайн мы отслеживаем состояние атмосферы. Вот только пойти в суд с данными этих приборов мы не можем, потому что они до сих пор должным образом не сертифицированы. Надеемся, этот вопрос удастся решить. Пока остается прибегать только к данным Казгидромета. А вы знаете, что Казгидромет имеет финансирование только на анализ воздуха в будние дни всего по шести химическим веществам? Для Усть-Каменогорска это крайне мало. Поэтому мы направили министру экологии просьбу расширить возможности Казгидромета. Чтобы уже в четвертом квартале этого года организация могла проводить исследования каждый день, не реже чем раз в три часа и по 12 вредным веществам. Тогда удалось бы более строго контролировать деятельность промпредприятий. Пока же нам остается прибегать к данным ЦЭБа и, образно говоря, просто давить на совесть руководителей завода, договариваться, чтобы снижали нагрузку.

– Что касается неприятного запаха очистных и маслозавода, мы не намерены ждать два года, пока предприятия проведут реконструкцию. Горожанам необходим результат уже сейчас. Поэтому мы ищем возможность приобрести газохроманализатор, который позволяет выявлять ароматические вещества. Если мы сможем их выявить, появится возможность внести изменения в проект допустимых выбросов Водоканала и АО "Май", то есть потребовать от предприятий уменьшить амбре. Тогда мотивация устранить запах возрастет.

Если горожане предполагают, что в том или ином районе города сильные выбросы вредных веществ, можно сообщить об этом в управление по ЧС или в приемную департамента экологии по телефону 76-76-82. При необходимости будут проведены замеры.

Анастасия Строкова

Также читайте