В Усть-Каменогорске действуют новые схемы мошенничества
Горожане всё чаще сталкиваются с изощрёнными способами телефонного обмана и вымогательства денег. Действия "великих комбинаторов" нового века поражают изобретательностью. Чем пополнился список способов "сравнительно честного отъёма денег"? Почему люди попадают в сети махинаторов? Как закон защищает мошенников и что делать, чтобы обезопасить себя? Эти вопросы изучал корреспондент YK-news.kz.
Работник платит
Устькаменогорец Николай С. хотел устроиться водителем. Нашёл подходящее предложение на сайте объявлений и позвонил по указанному телефону. Далее последовал очень приятный диалог с секретаршей фирмы, которая обещала высокую зарплату, сверхурочные и премиальные. Она предложила, не медля, подъехать в офис. Мужчина, обрадованный хорошей перспективой, кинулся за машиной, но в дороге его застал звонок. Звонила всё та же девушка. Фирме срочно понадобились деньги, чтобы решить по телефону какой-то рабочий вопрос. Кандидата попросили по-быстрому закинуть 4000 тенге на баланс. Николай исполнил просьбу.
Каково же было удивление нашего героя, когда он подъехал к офису. Никакой фирмы по указанному адресу не обнаружилось. А вся операция была разыграна с одной целью — вытянуть деньги у незадачливого горожанина. Комбинаторы использовали отличную приманку — поиск работы. Не мифический выигрыш несметных богатств, а простой и честный заработок. Не каждый сумел бы распознать в деловом разговоре с потенциальным работодателем мошенничество.
Пользователи соцсетей переслали в редакцию запись телефонного диалога, повторяющего эту схему почти во всех деталях.
Ержану М. предложили для начала зарплату в 150 тысяч тенге за управление двумя служебными машинами: двухсотым "крузаком" и "Лексусом". Осведомились о стаже вождения, месте проживания, спросили, есть ли поблизости платная автостоянка. Работодатель беспокоился даже о том, не устроит ли сцену жена, если водителю придётся работать в ночное время.
Через несколько минут "бизнесмен" уже звонил новому работнику как другу, на которого можно положиться:
— Алло, Ержан, это Сергей Михалыч беспокоит. Ты сейчас в городе находишься?
— Да.
— Не сильно занят?
— Вообще не занят.
— У меня к тебе просьба будет, естественно, не бесплатно. Понимаешь, тут такая ситуация: стою на трассе, возникла проблема с фурой и запчастями. Ребята-логисты с накладными напутали. Мне надо позвонить в Самару, продиктовать 15 накладных. Я не могу этого сделать, у меня телефон в минусе, на Россию выхода нет. Ты мне со связью помочь можешь? На номер, с которого звоню, примерно четыре тыщи закинь. Но при этом надо, чтобы ты обязательно чек на руках оставил. Я в город вернусь часа через полтора, деньги отдам.
Ержан, в отличие от Николая, оказался человеком недоверчивым и закончил разговор отборным матом.
Утром деньги — вечером стулья
Вторая уловка стара как мир. Но люди все же попадаются на обещание ценного выигрыша, для получения которого надо оплатить энную сумму.
Горожанка вечером получила сообщение на телефон о том, что она выиграла автомобиль. В эсэмэске был номер, по которому следовало позвонить для регистрации выигрыша. Молодой человек, ответивший на звонок, представился сотрудником компании "Sony" и сказал, что для регистрации нужно через банкомат оплатить 11 тысяч тенге. Счастливые обладатели мифического выигрыша сообщили "оператору" свои личные данные, включая номер удостоверения личности, и кодовое слово, которое получили в процессе "регистрации". Далее потребовалось выписать "сертификат", который стоит 40 тысяч тенге. И уплатить их необходимо срочно, так как "завтра в 8.30 база закрывается". Все деньги обещали вернуть после того, как приз будет выдан.
Требуемой суммы ни у кого из семейства на руках не было — об этом и сообщили "оператору". Посовещавшись со "старшим менеджером", мошенник согласился взять 9000 тенге, но чтобы деньги ушли непременно сегодня. Засомневавшихся счастливцев отвлекли вопросом, какой выигрыш они предпочтут: автомобиль или четыре миллиона тенге? Приз обещали через два дня. Достоверности разговору придало то, что "сотрудник" фирмы "Sony" назвал адрес в Алматы, откуда прибудет выигрыш.
В течение получаса обманутые горожане ждали, пока придёт "кодовое слово". Через полчаса номер был уже недоступен. Перезвонив в фирму "Sony", устькаменогорцы узнали, что никакого розыгрыша фирма не проводила и что к ним уже обращались по этому поводу.
Поняв, что их обманули, пострадавшие попытались выяснить в "Билайн-центре", кому принадлежит номер, на который переведены деньги, но им отказали в информации. В полицию жертвы развода не обращались...
В чём интерес?
Механизм "телефонного развода" в наши дни базируется на новых технологиях и способах коммуникации, которые облегчили жизнь не только рядовым гражданам, но и мошенникам. Главным условием успешности аферы стал дистанционный способ связи, благодаря которому человек может переводить деньги, не вставая с дивана.
Люди часто не распознают обман, потому что не понимают, как мошенники могут воспользоваться его плодами. Ведь сегодня не имеет смысла закидывать большие суммы на телефон, достаточно подключить безлимитный тариф.
Выгода махинаторов — в обналичивании сумм, поступивших на баланс мобильного.
— Есть возможность вывода денег через банкоматы, — поясняет эксперт по корпоративным коммуникациям компании "Beeline" Павел Крутских. — Еще один вариант обналичивания — задействовать "Билайн-карту", привязанную к номеру телефона. Она дает возможность расплатиться мобильными финансами более за 200 наименований услуг. К сожалению, схемы мошенничества быстро адаптируются к новым условиям. Поэтому мы предостерегаем клиентов и просим с осторожностью относиться к любым просьбам о переводе денег. Как правило, организаторы конкурсов не берут никаких сумм за выигрыш. Не поленитесь отыскать информацию в интернете, задавайте уточняющие вопросы и главное — никогда никому не передавайте данные своих карт, ПИН-коды, одноразовые пароли и другую конфиденциальную информацию.
Как видим, телефонным мошенникам вовсе не сложно перевести деньги с баланса в свой карман. А вот отловить их своими силами, обратившись в "Билайн-центр", точно не удастся: мошенники оказываются... под защитой закона. Даже если номер был оформлен корректно и все данные его владельца содержатся в базе компании, частному лицу их никто не сообщит.
— Раскрывать чьи-либо личные данные мы не можем, кроме как по решению суда, — говорит Павел Крутских. — И только для компетентных органов. Данные для оперативно-разыскных мероприятий мы предоставляем при условии правильно оформленного запроса от правоохранителей.
Технология обмана
Каким образом "великим комбинаторам" удаётся одурачить неглупых людей, заставляя их слепо отдавать свои деньги незнакомому человеку? Существуют ли признаки, по которым можно определить, что вас "разводят"? Эти вопросы мы задали психологу, специалисту по кризисным ситуациям Татьяне Сорокиной.
— Первая цель мошенников — создать противоречивую ситуацию. С одной стороны, она максимально близка к реальности, а с другой — есть такие особенности, которые не могут оставить человека равнодушным. Например, возможность управлять двумя роскошными машинами. Бывает, мошенники давят на жалость, на сочувствие. Им важно вызвать у вас определённые эмоции. Когда человек испытывает сильные чувства, у него автоматически усыпляется рассудок, и тогда им можно манипулировать, — поясняет Татьяна Юрьевна. — Как только объект заинтересовался, они начинают активно говорить, заваливать его информацией. Цель в том, чтобы не дать жертве критически оценить ту ситуацию, которую они рисуют. Тон голоса соответствует выбранному образу. "Сергей Михалыч" — успешный, уверенный начальник, который много обещает.
Как объясняет Татьяна Сорокина, важно обратить внимание на то, что в таких ситуациях отсутствует конкретность. Мошенник никогда не даёт свои координаты. И при большом потоке отвлекающих сведений он настаивает на очень быстром ответе. Человек сильно заинтересованный или испуганный, проникшись сочувствием, не успев подумать о ситуации критически, принимает решение и переводит деньги.
Зная классические приёмы манипуляторов, вы не попадётесь на удочку. А уж поймать преступников — это дело правоохранительных органов.
Зарубка на память
В ДВД ВКО констатируют, что львиная доля всех мошеннических действий направлена на самых доверчивых граждан — пожилых людей. Среди десятка-другого абонентов обязательно найдется тот, кто поверит вымогателям.
Несколько рекомендаций от полиции, как не стать жертвой мошенничества:
- Не пользуйтесь услугами незнакомых лиц при покупке дорогостоящих товаров. Ни при каких обстоятельствах не сообщайте им свои паспортные данные, пароли личных кабинетов, реквизиты банковских счетов, не передавайте деньги заранее в качестве задатка, не оплачивайте покупку вперед.
- Не торопитесь давать телефон "на один звонок" незнакомому человеку. Помните, что в последнее время участились случаи краж телефонов именно таким способом.
- Не вносите денежные средства в сомнительные организации (финансовые пирамиды), которые привлекают жертв за счет получения высоких дивидендов.
- Не отвечайте на поступившее СМС-сообщение, в котором вас объявляют победителем различных акций с внесением определенной денежной суммы. Если вы получили сообщение о том, что выиграли автомобиль, мобильный телефон или телевизор, и вас просят перевести деньги для получения приза, никогда не отправляйте деньги незнакомым лицам на их электронные счета.
- Будьте предельно внимательными, предусмотрительными при займе денежных средств, убедитесь в гарантии их возврата.
- Если вы нашли необходимый вам товар и стоит он намного дешевле рыночной стоимости, это должно вас насторожить.
- В случае, если вы стали жертвой мошенников, без промедления сообщите в полицию по номеру 102. Ваши действия помогут полицейским по горячим следам задержать злоумышленников.
Ирина Плотникова