В Усть-Каменогорске наркозависимые перешли на более лёгкие и доступные наркотики

24 февраля 2018, 12:37
Сейчас читают:
В Усть-Каменогорске наркозависимые перешли на более лёгкие и доступные наркотики В Усть-Каменогорске наркозависимые перешли на более лёгкие и доступные наркотики
В Усть-Каменогорске наркозависимые перешли на более лёгкие и доступные наркотики
Полицейские признаются, что значительный блок проблем создают аптеки, свободно отпускающие наркозависимым рецептурные лекарства

В областном центре последние несколько лет фиксируется интересная тенденция: наркоманы утрачивают интерес к героину. Радоваться не стоит: они не бросают иглу, однако выбирают то, что меньше вредит здоровью. На этом фоне у драгдилеров обостряется "борьба за клиентов" и они активно ищут альтернативные методы распространения дури. В ход идут и информационные технологии. Почему зависимые устькаменогорцы отказываются от тяжелых наркотических средств и как этому процессу противодействуют наркоторговцы, YK-news.kz рассказали в отделе по борьбе с наркоторговлей ДВД ВКО.

Парадоксы прогресса

Подобные рекламные постеры наркоторговцы рассылают восточноказахстанцам - пользователям соцсети "ВКонтакте"

Пару месяцев назад пользователей социальных сетей начали заваливать рекламными постерами от наркоторговцев. Драгдилеры, не стесняясь, предлагают целый ассортимент наркотических средств, изготовленных исключительно из марихуаны. Рассылка осуществляется с фейковых (с вымышленными данными о человеке — прим. автора) страниц. На картинке гордо красуются казахстанский и российский флаги и обозначены области, в которых можно приобрести товар, в том числе Восточно-Казахстанская.

"По всем вопросам пишите оператору в мессенджер Telegram", — сообщается в наркорекламе.

С просьбой прокомментировать столь наглый "маркетинг" мы обратились в отдел по борьбе с наркобизнесом ДВД ВКО. И узнали много любопытного о том, как изменился рынок наркоторговли в последние несколько лет.

— Наркоторговцы активно осваивают IT-технологии, — признает начальник управления по борьбе с наркобизнесом ДВД ВКО Алтай Бекбаев. — А поскольку практически все они связаны с зарубежьем, это создает ряд проблем при раскрытии преступлений. Если задержанный говорит, что купил дурь по наводке через Telegram, мы почти всегда выходим на оплату через Qiwi-кошелек. Это платежная система, в которой небольшие суммы можно переводить без привязки к личности. Для получения информации о платежах необходимо делать запрос в банки о переводах. Зачастую они могут транзитом посетить несколько сервисов, находящихся на территории других стран. Это занимает время, да и банковскую тайну никто не отменял — добиться выдачи сведений, скажем, с Кипра невозможно.

Однако даже самые хитрые айтишные схемы неизбежно сводятся к главному пункту — передаче товара.

— Ни одна покупка не происходит без так называемых закладок: тайников или иных способов передачи наркотика. Всегда будет человек, который отправил, принес или провез дозу. Вычислить и задержать его — наша прямая задача, с которой мы справляемся, — делится собеседник.

Так, за 2017 год в ВКО зарегистрировано 301 преступление по линии наркобизнеса. Были задержаны 327 сбытчиков запрещенных веществ. Кроме того, раскрыты 28 притонов и пресечены девять попыток контрабанды.

Под приглядом Гиппократа

Интересно, что за последние несколько лет полицейские фиксируют тенденцию к ощутимому снижению в обороте количества тяжелых наркотических средств. Наркоманы задумались о своем здоровье?

— Есть такой тренд, — смеётся полковник Бекбаев. — На самом деле им пришлось приспосабливаться к меняющейся обстановке. Не в последнюю очередь благодаря нашей работе героин в городе теперь очень трудно приобрести. Мы отмечаем, что чаще всего в ходу легкие наркотики, тяжелые отошли на второй план. Несколько лет назад было учащение случаев продаж героина, однако наши сотрудники вовремя приняли меры.

Полицейские признаются, что значительный блок проблем сейчас создают аптеки, свободно отпускающие рецептурные лекарства.

— В Усть-Каменогорске есть несколько аптек, которые по шесть — семь раз за год попадались на этом нарушении. Однако закон предусматривает за такой проступок лишь административное взыскание, — отмечает Алтай Кенесбекович. — Мы обращаемся в фармконтроль, там налагают штраф в 70МРП (156 тысяч тенге) на продавцов лекарств. Они платят — и торгуют дальше, поскольку закон не предусматривает лишения лицензии.

А в руках отдельных "умельцев" даже обезболивающие таблетки превращаются в наркосодержащий препарат. Некоторые зависимые люди настолько поднаторели в химии, что исхитряются готовить наркотик дома, приобретая все ингредиенты в свободной продаже. Что уж говорить о более сильных препаратах — это прямо подарок наркоману.

— Ситуацией пользуются недобросовестные сотрудники аптек — допустим, препарат по рецепту стоит 700 тенге, а без рецепта фармацевт отпускает его "страждущему" гражданину по 1500 тенге. Восемьсот тенге кладет в карман. В прошлом году мы 14 таких фактов по Усть-Каменогорску зафиксировали, — делится начальник управления по борьбе с наркобизнесом.

У рядовых исполнителей личная выгода, у владельцев аптек — колоссальный доход.

Мы провели анализ только одной аптеки и установили, что оборот подобным образом реализованных обезболивающих препаратов составляет около трех — четырех миллионов тенге в месяц. Ну что такое 150 тысяч тенге штрафа при таких доходах? Нелегальная торговля стала отдельным видом бизнеса. Не знаю, где их Гиппократ остался, — печалится собеседник. — ДВД ВКО направил в МВД и прокуратуру области ходатайство об изменении законодательства в этой сфере.

Справедливости ради стоит отметить, что найти состав для приготовления наркотиков можно в самых разных веществах: от ацетона до средства для прочистки канализации. И у определенной части населения всегда будет возникать искушение ими воспользоваться. Но это не значит, что надо запретить бытовую химию.

Прикроют лавочку?

В свою очередь, государство создало для желающих освободиться от зависимости замещающую терапию. Людям, которые хотят вернуться к жизни без наркотиков, в наркодиспансере выдают ежедневную порцию метадона. Он утоляет зависимость, но не приносит удовольствия. Программа действует больше семи лет, однако с каждым годом ее все сильнее критикуют. В прошлом году была предпринята попытка и вовсе ее заморозить — Министерство здравоохранения создало спецкомиссию, которая выясняет, не используется ли метадоновая программа не по назначению. Мы поинтересовались, к какому выводу пришли власти.

— Принято решение, что с 2018 года реализация заместительной терапии в ВКО продолжится. Однако новых пациентов в программу набирать не будут, дополнительные пункты создавать не станут. В таком виде программа просуществует до того, как рабочая комиссия не решит ее дальнейшую судьбу, — сообщили в управлении здравоохранения ВКО.

Ян Ярославский

Также читайте