В Усть-Каменогорске пациентам отказывают в приеме, если они не прошли профосмотр
Несмотря на достижения региональной системы здравоохранения, о которых на разных уровнях рапортуют чиновники, все чаще наши знакомые и родственники жалуются на качество медицинского обслуживания в городских поликлиниках и СВА. Создается впечатление, что процесс модернизации идет, но информирование населения о нововведениях за ним попросту не успевает. В сложившейся непростой ситуации попытался разобраться корреспондент YK-news.kz.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Ирина записалась на прием к терапевту одной из городских поликлиник через электронный портал. Отпросившись с работы, женщина отправилась к врачу точно в назначенное время. Но участковая медсестра даже не пропустила ее в кабинет, мотивируя отказ от помощи тем, что Ирина не прошла ежегодный профилактический осмотр. Она уверяла раздосадованную женщину в том, что без прохождения этой процедуры компьютерная программа не сможет открыть страницу с данными пациентки в базе. Соседка по очереди получила точно такой же отказ, несмотря на острые боли, из-за которых попала на прием по направлению с отметкой "cito". Обеих пациенток переадресовали в кабинет доврачебного осмотра, у которого собралась немалая вереница таких же бедолаг. Похожий инцидент произошел и в другой городской СВА, где 79-летней пациентке отказали в приеме, пока она не пройдет ежегодный профосмотр для граждан в возрасте свыше 65 лет. Во всех трех случаях больные не были заранее предупреждены о необходимости такой процедуры. Они даже не поняли, отправили их на плановый скрининг или на какой-то иной осмотр. В результате Ирина зря потратила рабочее время, так и не попав к врачу, поскольку в разгар рабочего дня ей некогда было стоять в толпе, скопившейся у смотрового кабинета.
Осмотр осмотру рознь
Что же это за осмотры такие и действительно ли они являются обязательным условием при оказании бесплатной медпомощи в лечебных учреждениях?
— Отсутствие прохождения скрининга не может стать причиной отказа в приеме врача, — ответил заместитель руководителя областного управления здравоохранения по лечебно-профилактической работе Илияс Мухамеджан. — Профилактические медицинские осмотры целевых групп населения (или скрининги) — это массовые осмотры, проводимые сплошным методом, направленные на выявление заболеваний на ранних стадиях и предупреждение их развития, факторов риска, способствующих их развитию, а также на формирование и укрепление здоровья населения. Они проводятся в рамках гарантированного объема бесплатной медпомощи. К сожалению, в Республике Казахстан не выделяется определенных дней для прохождения диспансеризации. Каждый проходит скрининг добровольно.
Но если показания к процедуре носят рекомендательный характер, то почему в поликлиниках утверждают иное? Оказывается, в ситуации с нашими героями имелся в виду вовсе не скрининг, что опять-таки забыли объяснить рядовым посетителям СВА.
— Скрининг — дело добровольное, закон просто предусматривает такую возможность для граждан, — прояснил ситуацию директор Астанинской консультативной амбулатории "I-Clinic" Данияр Калиев. — Никто не обязан скрининг проходить в принудительном порядке. Сейчас обсуждается вопрос о том, что его прохождение должно стать условием оказания помощи в рамках социального медицинского страхования, но пока еще ничего не решено окончательно. Профосмотр и скрининг — это разные вещи. Профосмотр проводится ежегодно, чтобы оценить общее состояние здоровья пациента. А скрининги — это специальная программа, которая рассчитана на выявление и предупреждение особо распространенных и социально значимых заболеваний: сахарного диабета, рака, артериальной гипертонии, глаукомы, ишемии и тому подобных. Они рассчитаны на целевые группы — население определенных возрастов.
Таким образом, от пациентов в обязательном порядке требуется посещение смотрового кабинета в поликлинике или амбулатории один раз в году перед первым приемом у терапевта или узкого специалиста.
— В соответствии с Кодексом РК "О здоровье народа и системе здравоохранения", граждане обязаны проходить профилактические медицинские осмотры, — подтвердила заместитель руководителя управления здравоохранения ВКО по охране здоровья матери и ребенка Райфа Сафиоллинова. — Эта процедура обязательна для всех мужчин и женщин старше 18 лет, обратившихся впервые в течение года в амбулаторно-поликлиническую организацию, вне зависимости от возраста и характера заболевания. Согласно государственным стандартам, она проводится в мужских и женских смотровых кабинетах и направлена на раннее выявление хронических и предопухолевых заболеваний, а также злокачественных новообразований.
Экстренные больные с повышенной температурой или острой болью должны получить помощь без очереди. Для них предусмотрено прохождение осмотра после улучшения состояния.
В целом дело понятное и, главное, необходимое. Но вызывает недоумение ситуация, в которой можно было бы избежать проблемы, будь пациенты информированы об обязательном осмотре заранее.
Понять и простить
"Не дай вам бог жить в эпоху перемен", — говорил Конфуций. И современный этап масштабных реформ в области здравоохранения демонстрирует непосредственным потребителям этих нововведений — пациентам и врачам — все прелести переходного периода. Несмотря на отказ от бумажных носителей информации, в одном из медицинских учреждений продолжают требовать от пациентов тетради для заведения карточек даже при достаточной, как утверждают в управлении здравоохранения, обеспеченности типографскими формами № 25/У. Дают сбой электронные приложения, которые, ко всему прочему, зачастую не интегрированы друг с другом. Это порождает массу жалоб на недостаточно хорошую работу всей отрасли.
Так, одна из пациенток городской поликлиники № 2, записавшаяся на прием посредством мобильного приложения "DamuMed", обнаружила, что на момент визита к терапевту таковой в данном лечебном учреждении уже не работал. Когда писались эти строки, позвонила коллега, решившая посетить врача в той же поликлинике. Она столкнулась с подобной же проблемой.
— Мобильное приложение "DamuMed" обновляется, только когда идет изменение в программе, — пояснила Райфа Сафиоллинова. — А график работы врачей — ежемесячно или согласно изменениям в расписании самого медработника. В этом случае гражданину следует обратиться в службу поддержки пациентов данного медучреждения.
В СВА "МСЧ-2" сидящие в очереди пациенты, оформившие запись через электронный портал управления здравоохранения, обнаружили несколько больных с талонами на одно и то же время. В результате помимо группы граждан с талонами, группы повторных больных, группы неизбежных в любой больнице товарищей с мотивацией из разряда "я только спросить" выросла еще и очередь страждущих получить медицинскую помощь именно в 8.30.
— В связи с тем что не было интеграции программы call-центр и КМИС, иногда обнаруживались двойные талоны, — ответствовали в управлении. — Обновление программы произошло 7 февраля текущего года. Таких пациентов врач должен был принять в порядке очереди.
А как быть повторным больным, если очередной прием назначен, согласно больничному листу, в определенный день, но талонов на этот день на электронном портале не оказывается?
— Повторный визит к терапевту пациент должен совершать в часы приема повторных больных, — разъяснили сотрудники управления. — Время такого приема у всех врачей оговаривается в индивидуальном порядке, то есть его должен назначить сам терапевт, который открыл больничный лист.
Все эти ответы мы получили, обратившись к руководству медицинской отрасли региона. Но рядовой пациент СВА или поликлиники вряд ли станет решать вопросы таким способом. Да и времени зачастую нет на кропотливое выхаживание ответа. А данных, расположенных на информационных стендах наших медучреждений, явно недостаточно.
Резюмируя, можно сказать, что с проблемами, неизбежно возникающими в период реформирования, горожанам следует прежде всего обращаться в службу поддержки пациентов, которая имеется в каждом медицинском учреждении. Просто не все об этом знают. Что оставляет вопрос недостаточной информированности населения о нововведениях в городских больницах открытым.
Мира Круль