В Усть-Каменогорске предложили анализировать дорожную обстановку при помощи беспилотных аппаратов

5 мая 2020, 9:29

Фиксация картины ДТП посредством трёхмерной съёмки с квадрокоптера помогает исключить ошибки в измерениях и доказать свою правоту в суде. Проект, разработанный сотрудниками ВКГУ имени Д. Серикбаева, нынешней зимой прошёл испытания на улицах Усть-Каменогорска, передаёт корреспондент YK-news.kz.

Дорожные происшествия происходят в Усть-Каменогорске практически ежедневно и создают неприятности не только тем, кто оказался их непосредственным участником, но и тем, кто мимо проезжал. Ожидание патруля дорожной полиции и составление схемы происшествия часто надолго парализует движение на соответствующем участке дороги. Сократить время составления схемы до считанных минут может квадрокоптер, снимающий картину с такой высоты, чтобы не создавать препятствия движению. Фантастика? Нет, уже реальность. В январе и феврале 2020 года дроны уже изучали обстановку на кольцевой развязке на Потанина — Серикбаева, на пересечении проспекта Победы с улицей Чехова, на одном из самых напряжённых перекрёстков — Сатпаева — Жибек жолы. Также с дрона мониторился перекрёсток Сатпаева — Байбатчина.

— Пробный вариант использования разработки мы провели, — рассказывает инженер-исследователь ВКГТУ Андрей Охотенко. — В общем она показала себя хорошо. Пока разработка больше заинтересовала не дорожную полицию, а рядовых граждан. Бывает, что дорожные полицейские составляют протокол необоснованно. Наша методика даёт возможность доказать свою правоту в административных судах. Уже три случая таких было. Она объективно отражает состояние на проезжей части.

Система беспристрастно фиксирует, было ли нарушение дорожной разметки, неправильное перестроение, проезд на запрещающие знаки или сигналы светофора. Ошибочно измеренные сантиметры тормозного пути больше не обернутся для водителя штрафом за превышение скорости. При этом цифровые данные могут сохраняться сколь угодно долго, анализировать их эксперты могут и постфактум. По словам Андрея Охотенко, трёхмерную модель происшествия можно составить даже по материалам видеофиксации происшествия. В двух случаях из трёх упомянутых так и было сделано. И суд признал ошибку в протоколе и правоту водителей.

Составление протокола на месте происшествия с применением новых технических средств может выглядеть так: участники ДТП вызывают дорожную полицию. Прибывший экипаж имеет в своём оснащении программно-аппаратный комплект для фиксации ДТП. Оператор дрона поднимает его в воздух и снимает положение транспортных средств на проезжей части, длину тормозного пути, разлёт осколков и так далее. При этом не создаётся пробка на проезжей части, а патрульные не рискуют жизнью, производя замеры рядом с движущимся потоком автотранспорта. Квадрокоптер работает на высоте от 10 до 50 метров над дорогой. Программа создаёт полную трёхмерную модель ситуации с точностью до сантиметра. Затем эксперты изучают её в кабинете и определяют, кто несёт ответственность за происшедшее. Все замеры могут занять не более 15 минут.

Овладение новой технологией, по мнению авторов проекта, не будет представлять трудности для полицейских. Обучающий курс рассчитан на 32 часа.

Исследование дорожной ситуации с дронов может помочь также выявить недостатки в регулировании дорожного движения в городе.

— Специалистам в организации движения сразу видны все недостатки, помехи и препятствия — всё, что не вписывается в стандарты и нормативы, — комментирует разработчик. — Дальше уже можно делать замеры, составлять акты и рекомендации по улучшению ситуации.

Вести мониторинг дорожной ситуации в городе авторы предлагают с помощью аэростатов, подвешенных в воздухе статично или динамически перемещаемых. Подобная практика уже существует в некоторых странах. В нашем городе датчики, укреплённые на аэростатах, могут быть интегрированы с уже действующей системой «Сергек». Сотрудники ВКГТУ готовы помочь с программами обработки больших объёмов данных, чтобы получать полную картину происходящего в городе в режиме реального времени. Это позволило бы существенно улучшить логистику, ликвидировать узкие места, где транспортный поток регулярно затыкается пробкой.

— Сейчас всё это производится людьми, а они не могут одновременно всё обрабатывать, — поясняет Андрей Охотенко. — А эта программа будет выдавать всю информацию оперативно — что-то вроде Яндекс-пробки. Если возникнут какие-то вопросы в перспективе изменения организации дорожного движения, то можно поднять эти визуальные данные, притом не просто в плоскости, а в трёхмерном пространстве. Рассмотреть их и скорректировать перспективные планы и проектно-сметную документацию, чтобы не получилось, как на КШТ — кривая улица из-за того, что когда-то куча земли там лежала.

Разработкой новой технологии в ВКГТУ занимается центр «Веритас». В дорожной полиции Усть-Каменогорска проектом заинтересовались. Но его внедрение зависит от решения, которое может принять только Министерство внутренних дел.

Ирина Плотникова

Также читайте