В Усть-Каменогорске проект модернизации школьных столовых обнаружил новые подводные камни
Недавно в проектном офисе «Шығыс – Адалдық аланы» подводили первые итоги модернизации школьных пунктов питания. Общественники и госслужащие сделали массу выводов, некоторые из которых встревожили специалистов, передает корреспондент YK-news.kz.
Сначала — о позитиве. Проект модернизации, как мы неоднократно сообщали, реализуется в 35-ти учебных заведениях Усть-Каменогорска. Девять школ пока работают по старинке, потому что на модернизацию их столовых никто не подал заявок в ходе тендера государственно-частного партнерства (ГЧП). Основная причина отсутствия интереса к проекту — предприниматели сочли слишком коротким семилетний срок партнерства. Бизнесмены боялись, что за столь малое время они не смогут окупить вложенные в ремонт и реорганизацию средства и получить прибыль. На заседании дискуссионного клуба в проектном офисе наконец выяснилось, что власти вняли гласу народа и продлили срок ГЧП. Для новых партнеров он составит 10 лет, а для уже работающих в этой сфере договор будет пролонгирован.
— Те, кто по каким-то причинам не успел закончить модернизацию, получат возможность устранить недоделки за период осенних каникул, — рассказал заместитель руководителя городского отдела образования Абзал Маутханов. — В октябре мы намерены объявить повторный конкурс для девяти не охваченных модернизацией школ. В новом договоре, соответственно, будет уже новый срок — 10 лет. И с января партнеры начнут свою деятельность в рамках ГЧП, но проводить ремонты они будут уже летом 2020 года.
Чиновник в подробностях поведал о той работе, что проделали арендаторы в школьных пунктах питания.
— Ремонты были проведены практически капитальные, — отчитался Абзал Маутханов. — Полностью снималась и заменялась отделка помещений, при необходимости ремонтировались системы канализации, водоснабжения и отопления, менялись окна, двери, мебель и оборудование. Если позволяли размеры помещений, арендаторы по условиям договора устанавливали линию раздачи.
Однако в ходе обсуждения явили себя новые проблемы, способные в одночасье похоронить благое начинание. Выяснилось, что разработчики проекта не учли всех рисков, что несет в себе проект модернизации. В частности, никто не делал официального технического обследования помещений, а проектно-сметную документацию готовили сами школы без привлечения организаций, имеющих лицензию на составление ПСД, или ассоциированных экспертов.
— Я понимаю, что дело хорошее и было сделано в максимально короткие сроки, но уже сейчас могу предсказать неприятные последствия, — высказался руководитель областного управления государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) Димитрий Гариков. — Нужно учитывать, что мы работаем с детьми. И чтобы сохранить их здоровье и обеспечить безопасность, необходимо соблюсти все санитарные нормы и требования пожарной безопасности. Сейчас наш коллега сказал, что были проведены фактически капитальные ремонты. Я делаю вывод: если менялось оборудование, то для этого уже требуется ПСД, прошедшая соответствующую экспертизу. Поскольку старое оборудование было рассчитано на одну мощность, а новое может быть рассчитано на другую. А перегрузка электросети — возможная причина пожара. Если поменяли три окна — это уже капитальный ремонт, для которого тоже нужна проектно-сметная документация, составленная компетентными специалистами, для которой требуется экспертиза. Я даю сто процентов гарантии, что завтра к вам придут сотрудники финконтроля или прокуратуры, которые однозначно выставят вам правонарушение по статье 316 КоАП и логически это обоснуют.
Руководитель управления ГАСК предложил направить в школы специалистов для выявления допущенных несоответствий, чтобы партнеры вовремя ликвидировали возможные последствия неучтенных в проекте рисков.
Мира Круль