В Усть-Каменогорске стоимость проезда в городском автобусе, возможно, будет зависеть от количества остановок

6 октября 2016, 4:45
Сейчас читают:
В Усть-Каменогорске стоимость проезда в городском автобусе, возможно, будет зависеть от количества остановок В Усть-Каменогорске стоимость проезда в городском автобусе, возможно, будет зависеть от количества остановок
В Усть-Каменогорске стоимость проезда в городском автобусе, возможно, будет зависеть от количества остановок
Фото Виктор Абакумов

Будет ли влиять на цену проезда расстояние, которое проехал пассажир? Придется ли таксистам проходить медицинский осмотр перед сменой? Запретят ли в республике пользоваться мобильными приложениями для поиска такси? Эти и другие вопросы сейчас активно обсуждаются в Казахстане. Концепцию законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта" опубликовали на сайте электронного правительства. Корреспондент YK-news.kz попытался разобраться, как возможные нововведения могут отразиться на простых пассажирах.

В Казахстане часто поднимают вопрос о качестве транспорта и дорог. Недавно эксперты Всемирного экономического форума признали Казахстан одной из худших стран мира по качеству автомобильных дорог — мы на 108 месте из 138 государств. Но помимо дорожного полотна внимания требуют и все виды перевозок. Страна решила навести порядок на дорогах: снизить аварийность, повысить безопасность пассажиров и четко отслеживать, кто, что и куда везет. Такой вывод можно сделать из публичного обсуждения интереснейшего законопроекта на сайте legalacts.egov.kz. Принять в нем участие можете и вы. Кликнув категорию "Транспорт и коммуникации", а затем "Министерство по инвестициям и развитию", необходимо перейти во вкладку "НПА".

Оплачивать будем?

Безусловно, наиболее интересное предложение касается общественного транспорта. В Усть-Каменогорске уже давно обсуждают необходимость внедрения такой инновации, как система электронного обилечивания. В начале года в областной центр приезжали гости из Алматы, которые рассказывали местной администрации о преимуществах безналичного расчета пластиковой картой в общественном транспорте. Рассматривался вариант и с внедрением оплаты с помощью приложения для смартфона. Однако местные чиновники пока не решились на реализацию смелых проектов.

А на уровне страны уже предлагают поменять действующую систему. Рассматривается возможность ввести дифференцированные тарифы для пассажиров. Предполагается, что стоимость одной поездки будет зависеть от расстояния, которое человек преодолел. Использование электронной системы как раз позволяет отслеживать количество остановок. Проще говоря, чем чаще вы пользуетесь карточкой, тем дешевле вам будут обходиться поездки. По задумке это должно стимулировать население к использованию пластиковой карты.

— Мысль интересная. Это то направление, в котором нам надо двигаться, — считает депутат городского маслихата Станислав Каримов. — Но если идею рассматривать в краткосрочной перспективе, то мне это представляется маловероятным технически. К тому же такая идея повлечет за собой существенное изменение законодательной базы, потому что сейчас в Казахстане вообще не используется система подсчета дифференцированного тарифа. Когда-то мы к этому точно придем, но делать это нужно не сиюминутно, а системно и планомерно. Нужно дать людям привыкнуть к новшествам.

ЭВАКно как!

Казахстанский транспорт могут оснастить необычной системой под названием "ЭВАК" (экстренный вызов при авариях). В машинах устанавливается специальное оборудование, которое сможет передавать сигнал о ДТП на канал 112. Система предназначена для уменьшения количества аварий и ускорения ликвидации их последствий. По замыслу создателей в момент происшествия терминал системы, установленный в автомобиле, будет автоматически или вручную включаться и посылать информацию об автобусе или большегрузе, включая его точные координаты, диспетчеру экстренной службы. Предполагается, что при тяжелой аварии система будет самостоятельно делиться данными о машине. При использовании "ЭВАК" время прибытия скорой помощи и спасателей к месту аварии должно существенно сократиться.

Согласно статистике, предоставленной в концепции законопроекта, ежегодно на республиканских трассах происходит более двадцати тысяч происшествий. Из-за несвоевременно оказанной помощи погибают свыше трех тысяч человек, около 30 тысяч получают увечья. К примеру, в Германии в 2013 году погибло в ДТП 3339 человек из восьмидесятимиллионного населения (1 гибель на 23 959 человек), а в Казахстане — более 3 000 человек из семнадцати с половиной миллионов граждан (1 гибель на 5 800 человек).

Отметим, что Законом РК "Об автомобильном транспорте" установлены требования по оснащению устройствами "ЭВАК" транспортных средств, перевозящих опасные грузы и осуществляющих регулярные пассажирские перевозки. В рамках концепции предлагается наделить такой системой все транспортные средства отечественных перевозчиков. Однако пока не известно, насколько затратной может стать данная кампания.

— Для надежности, конечно, должна быть такая система, — говорит заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Восточно-Казахстанской области Асет Султанов. — Для межобластных и междугородних рейсов это очень полезно. Ведь порой до места ДТП экстренным службам приходится ехать довольно долго. Но и установить такую систему на внутригородских автобусах тоже будет не лишним.

Таксист на час

Не оставили без внимания и безопасность граждан, которые пользуются услугами такси. А точнее тех, кто предпочитает использовать мобильные приложения для вызова машины. Такие программы, как "InDriver", "Taxi" и "Uber", сейчас набирают популярность и активно используются молодежью и жителями крупных городов. Суть в том, что каждый, у кого есть автомобиль, может стать непрофессиональным таксистом. Скачав на мобильник приложение, водитель в удобное для себя время находит клиента и вызывается подвезти его по договорной цене в пункт назначения. Автомобилистам не нужно регистрироваться, достаточно иметь свою машину и смартфон, чтобы подработать.

Однако это не вполне безопасно для пассажиров (за рулем ведь может оказаться кто угодно). И такой извоз серьезно отражается на поступлениях в государственную казну, ведь самостийные перевозчики не платят налогов.

По данным из законопроекта, в республике зарегистрировано около трех с половиной миллионов легковых машин. Официальные службы такси используют всего лишь 7100 автомобилей, то есть 0,2 процента от общего количества. На этом фоне растущая популярность "таксистов на час", которые осуществляют перевозку пассажиров и багажа с нарушением требований законодательства, не может не настораживать власти. К тому же, как отмечается в концепции, большинство мобильных приложений разработаны иностранцами, которые физически находятся за пределами страны.

Полицейские борются с нелегальными перевозчиками. Только в январе — феврале этого года к административной ответственности за осуществление перевозок пассажиров без подачи уведомления привлечены 57 автомобилистов. Однако таких "общественных" таксистов становится все больше. Поэтому возникла необходимость законодательно закрепить понятия "нерегулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа", "программное (мобильное) приложение" и "собственник (владелец) программного (мобильного) приложения". Автомобилистов планируют обязать регистрироваться в качестве таксиста в специальной информационно-диспетчерской службе, вне зависимости от того, как часто он подвозит клиентов. Также водители должны будут проходить медицинские и технические осмотры. Предполагается, что это позволит обеспечить безопасность пассажиров, поддержать добросовестную конкуренцию среди служб такси и вывести из теневой экономики деятельность самостийных перевозчиков. Ну а если это не даст эффекта, предлагается и вовсе запретить использование иностранных приложений.

— Прохождение предрейсовых медицинских осмотров, несомненно, обеспечит безопасность пассажиров, — считает Асет Султанов. — Это обязательно отразится на безопасности горожан, потому что человек, садясь в машину, должен быть уверен, что таксист находится в адекватном состоянии.

Грузный вопрос

Навести порядок предлагается и в сфере транзитных перевозок. Сейчас в Казахстане довольно проблематично отслеживать общую картину загруженности на дорогах и пути следования иностранного груза. Законопроект предполагает создание нового веб-портала с базой данных о каждом зарубежном перевозчике либо синхронизацию данных с таможенным терминалом. Перевозчиков обяжут заранее регистрироваться перед въездом на территорию Казахстана. Также на машины, доставляющие груз по республике или следующие транзитом, предлагается устанавливать специальные GPS-датчики, которые помогут контролировать следование авто на всем пути. Это устройство будет отслеживать безопасность и целостность грузов, поможет исключить незаконную выгрузку. За порчу и утерю устройства предполагается административная ответственность. Весной нынешнего года подобные меры были введены в России.

Повторимся, что пока проект концепции находится в стадии публичного обсуждения. Это значит, что не каждое из предложенных новшеств будет внедрено в жизнь. YK-news.kz будет следить за темой.

Анна Сорокина

Также читайте