В этом году во время ямочного ремонта дорог в Усть-Каменогорске в асфальт закатают 61 миллион тенге

17 мая 2013, 11:13
Сейчас читают:

Спустя шесть десятков лет после войны мы продолжаем бить немецкие машины на наших дорогах. Каждую весну история повторяется: снег сходит с проезжей части вместе с асфальтом. И улицы, которые совсем недавно ремонтировали, снова выглядят, как после бомбежки. Почему? Хороший вопрос. Почти риторический.

В этом году наиболее тяжело зиму пережил проспект Независимости, Иртышский мост, улицы Протозанова, Казахстан, Белинского. На многих из этих улиц свежий асфальт положили совсем недавно. Вот, например, четную сторону проспекта Независимости (от торгового дома "Даниель" до площади Ушанова) ремонтировали в 2012 году. Потратили 58 миллионов тенге. Сейчас проезжая часть перед площадью Ушанова снова разбита.

Приведем еще некоторые данные, предоставленные нам городским отделом ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

В 2009 году средний ремонт был проведен на следующих улицах:

  • Протозанова (от улицы Мызы до улицы Кабанбай батыра). Было потрачено 52 миллиона тенге; 
  • улица Бурова. Было выделено 78 миллионов тенге; 
  • улица Белинского. Потратили почти 58 миллионов тенге.  

Подрядчики устраняют дефекты в течение трех лет после ремонта. И, судя по всему, как только заканчивается этот гарантийный срок – тут же появляется необходимость делать новый ремонт. Вот такой получается непрерывный процесс выделения миллионов.

Причинно-следственная связь

Вообще относительно дорог (не только городских, но и областных, республиканских) получается интересная картина. Об одних трассах у нас годами не вспоминают. Другие с завидным постоянством ремонтируют снова и снова. Причин этому множество. Специалисты обозначили нам несколько закономерностей.

Во-первых, система "заплаточных" дорог. Заметим, что существует капитальный, средний и текущий, то есть ямочный ремонт. Естественно, что последний – наиболее дешевый. Именно его применяют чаще всего.

- Что происходит при ямочном ремонте? На яму поставили заплатку и эта заплата вроде бы стоит. Но рядом полотно все равно начинает разрушаться. Почему? Тут можно провести хорошую аналогию: представьте себе старые брюки. Поставил на дырку заплатку, а в другом месте штаны снова рвутся. Потому что уже изношены. Так и с дорогой, - объясняет нам ситуацию старший преподаватель Восточно-Казахстанского государственного технического университета имени Д. Серикбаева Владимир Савченко.

Что выгоднее – частый и относительно дешевый ямочный ремонт или дорогой, но капитальный?

- На этот вопрос нельзя однозначно ответить. Конечно, у нас привыкли делать ямочный ремонт – даже тогда, когда по дороге уже невозможно ездить. Залатать ямки гораздо дешевле, чем снимать и укладывать новые слои асфальта, - говорит Владимир Савченко. - Однако бывает и наоборот. Надо - не надо: делают капитальный ремонт на всей автотрассе. Хотя в действительности капитальные работы нужны лишь на пяти километрах дороги. Для остальных 20 километров достаточно было бы среднего или текущего ремонта.

В любом случае у нас сначала ждут, когда дорога вконец разобьется, и лишь затем с ней начинают что-то делать. Хотя трассы, по идее, должны ремонтироваться планомерно: текущий, средний, капитальный ремонт.

- Должна быть диагностика дорог, - убежден Владимир Савченко. - Нужно заранее определять проблемные участки. То есть на какой-то дороге конкретных ям пока нет, но именно сейчас эту дорогу нужно укрепить, чтобы ямы на ней не появились. Именно в этот момент проезжая часть находится на пределе возможностей. И через полгода она начнет интенсивно разрушаться.

У нас ремонтируют уже по факту. Хотя принимать меры заранее экономически выгоднее, говорят специалисты. Это дешевле, чем потом вкладывать финансы в дорогостоящий ремонт. За рубежом именно так и поступают.

Субъективность

Это еще одна проблема. Дороги, на ремонт которых нужно выделить деньги, определяют "на глаз". А должна быть база данных, которая сформирована на основании не визуального осмотра, а на основе показателей специальных приборов. Только оборудование может дать объективную оценку прочности дорожной одежды.

У нас в области нет передвижной лаборатории, которая делала бы предварительную диагностику состояния дорог. О том, что такая аппаратная нам настоятельно необходима, говорят многие специалисты. Она бы позволила измерять ровность, прочность, сцепление колес с дорогой и другие показатели.

Сейчас решение о ремонте той или иной дороги у нас принимаются субъективно. Почти всегда находится место тому, что кто-то кого-то уговаривает ремонтировать конкретную, нужную ему дорогу. В итоге у нас могут капитально ремонтировать трассы с малой проходимостью и одновременно с этим будет разбитой такая оживленная дорога, как Усть-Каменогорск – Алматы.

С городскими дорогами – похожая ситуация. Где у нас делают ремонт в первую очередь? В центре города, на тех улицах, где есть пассажирское сообщение. Окраинам, считай, не повезло. Хотя жители отдаленных районов точно так же платят налоги.

В России, кстати, ситуация другая. Та же дорога в Новосибирск – в идеальном состоянии. Дело в том, что в соседнем государстве остался специальный налог, который идет именно на ремонт автотрасс. У нас все налоги поступают в единый бюджет. И никто не знает, сколько потом денег из общей казны выделят именно на дороги. Сколько денег пойдет на дороги Восточного Казахстана. Какие именно разбитые дороги решат отремонтировать и насколько качественно – тоже большой вопрос.

Есть и еще одна причина низкого качества ремонтов. Как считают некоторые подрядчики, это сама система тендеров. Чтобы тендер выиграть, нужно "скинуть" определенный процент. Выберут того, кто предложит наименьшую цену. Если верить злым языкам, от этой стоимости нужно еще отнять то, что обычно уходит на "благодарность" за выигранный объем работы. В итоге на оставшуюся сумму сделать нормальный ремонт почти невозможно.

В тему

Управление дорожной полиции недавно закончило обследование республиканских трасс. На место выезжала целая комиссия – оценивали качество дорожного покрытия после зимы. Наибольшее количество дефектов было выявлено на следующих трассах:

  • Усть-Каменогорск - Алматы. Необходим капитальный ремонт. Здесь огромное количество аварийных и опасных участков. Дорога настолько износилась, что уже начала "шелушиться". Именно так говорят специалисты. 
  • Семей - граница с Российской Федерацией. Дороге требуется средний ремонт.
  • Усть-Каменогорск – Риддер. Также необходим средний ремонт.  

- По областным трассам обследование еще не завершилось. Что касается городских дорог, в Усть-Каменогорске хуже всего перезимовали проспект Независимости (от парка "Металлург" до ДКМ), улица Бажова (от проспекта Независимости до "Самала") и объездная в районе Атамановского острова, - рассказал главный специалист отдела дорожно-технической инспекции управления дорожной полиции Сергей Коваленко. - Проспект Независимости и улицу Бажова в этом году отремонтируют. А вот на объездную трассу ни в прошлом, ни в этом году денег выделить не получилось.

По данным городского акимата, в этом году на текущий ямочный ремонт дорог выделили 61 миллион тенге. Справедливости ради отметим, что в этом году ремонтом улиц занялись раньше обычного. Уже залатали улицы Пермитина, набережную им. Славского, улицу Протозанова, Иртышский мост, проспект Ауэзова и проспект Победы.

Ирина Краскова

Также читайте