В 2019 году будет завершён процесс внедрения подушевого финансирования в школах Усть-Каменогорска

9 декабря 2018, 12:14
Сейчас читают:
В 2019 году будет завершён процесс внедрения подушевого финансирования в школах Усть-Каменогорска В 2019 году будет завершён процесс внедрения подушевого финансирования в школах Усть-Каменогорска
В 2019 году будет завершён процесс внедрения подушевого финансирования в школах Усть-Каменогорска

Средства, которые раньше предназначались школе, теперь станут выделяться на каждого ученика. И при переводе ребенка в другое образовательное учреждение деньги последуют за ним. Каковы плюсы и минусы новой реформы образования? Каким образом учащиеся будут распределяться между популярными учебными заведениями и школами, не имеющими завидных достижений? Чего ждать заинтересованным сторонам: коллективам школ, ученикам и их родителям? В этих вопросах разбирался корреспондент YK-news.kz.

Без отрыва от процесса

Подушевое финансирование — это часть реформ в сфере управления государственными расходами в среднем образовании. Суть его заключается в том, что средства теперь будут выделяться не на расходы конкретного учебного заведения, а на обучение детей в зависимости от их численности. Ожидаемый результат реформы — повышение конкуренции среди школ и уход от остаточного принципа в обеспечении образования. Но это — в идеале.

Чем же отличается на деле новый метод обеспечения школ от того, что существовал прежде? Подушевое нормативное финансирование в пилотных школах реализуется из средств местного бюджета, которые дополняются республиканскими вложениями. Деньги при этом выделяются не на школу, а на каждого ученика. Эту сумму просчитывает и планирует особый орган — Финансовый центр МОН РК. Она включает затраты на образовательный процесс (оплата труда учителей, взносы работодателя, пособия на оздоровление, учебные расходы) и на образовательную среду (оплата труда административного и вспомогательного персонала, расходы на проведение текущего ремонта, содержание и обслуживание здания школы, приобретение хозяйственных, канцелярских, строительных товаров). В случае перехода ученика в другую школу деньги следуют за ним.

Меняется сам подход к проблеме, — комментируют в Финансовом центре. — На передний план выходят ученики, их интересы и права в получении качественного образования. Повышается эффективность управления организационными и финансовыми вопросами школы, построения образовательного процесса, и все это ведет к возникновению здоровой конкуренции между школами.

В ВКО в эксперименте по внедрению подушевого финансирования задействованы шесть школ Усть-Каменогорска, Семея и Риддера.

С 2012 года изначально предполагалось, что в пилотной апробации будут участвовать и сельские школы, но в 2016 году Финансовый центр принял решение, согласно которому они были исключены из эксперимента, — пояснила заместитель руководителя областного управления образования Айгуль Байжанова. — Здесь имеет значение количество класс-комплектов, так как финансирование идет на каждого ребенка. В сельских школах зачастую бывает, что школа большая, а учащихся в ней мало. И она себя не окупает. Теперь в проекте только полнокомплектные школы, по две в каждом городе.

В управлении также пояснили, что сумма, выделяемая в год на обучение одного ребенка, составляет, по министерским подсчетам, около 220 тысяч тенге, но варьируется в зависимости от места расположения школы, вида образовательных программ и уровня образования.

Взгляд изнутри: плюсы

Средняя многопрофильная школа № 37 города Усть-Каменогорска является пилотной по внедрению нормативного подушевого финансирования с 2014 года. Об изменениях, связанных с проведением эксперимента, рассказала главный бухгалтер школы Ирина Жукова.

С точки зрения материально-хозяйственной базы мы почувствовали положительные изменения по сравнению с обычными школами, — поделилась она. — За счет подушевого финансирования мы обновили учебно-методический комплекс примерно на 60 процентов: смогли поменять станки в столярно-слесарных мастерских для мальчиков, закупили электрические швейные машины и оверлок в кабинет технологии для девочек, обновили школьную мебель и библиотечный фонд. А если обновляется база, то учитель ребенку не "на пальцах" объясняет, а использует новые технологии и деятельностный подход. Ребята так лучше усваивают и получают более качественные знания и умения.

В прошлом году в рамки подушевого финансирования были включены и коммунальные расходы школы. С 2018 года в пилотных учреждениях отрабатывается норматив по капитальным вложениям. Теперь расходы на текущий ремонт будут финансироваться сверху, а не из родительского кармана. И, кстати, обязательным условием введения новой схемы обеспечения является наличие в учреждении образования Попечительского совета, который принимает решения о распределении средств. Таким образом, процесс их расходования становится прозрачным и доступным родительскому контролю.

К слову, в школе № 37 убеждены, что новая методика ликвидирует принцип остаточного финансирования образования.

Сейчас, если в бюджете остается определенная неосвоенная масса, то ее распределяют по школам. А при подушевом финансировании на каждого ребенка выделяется в год определенная сумма, и никто это перераспределить никаким образом не сможет, — пояснила Ирина Жукова. — Кроме того, пока идет апробация, Финансовый центр разрабатывает единый норматив для всех. Он будет приниматься законодательным актом на соответствующий год и спускаться по регионам. Местные исполнительные органы, исходя из своих реалий, могут дать и больше норматива, но меньше дать они не имеют права. В этом плане школы будут защищены.

Оборотная сторона

Говоря о минусах нового метода финансирования, Ирина отметила их временный характер.

Еще рано говорить о недостатках. Если норматив недостаточен или избыточен, мы сообщаем об этом в Финансовый центр, и он сразу вносит коррективы, на то это и эксперимент. Серьезной проблемой является то, что в режиме апробации мы не принимаем участия в расчете годовой нормы. Но мы несем за нее ответственность.

В данный момент подушевое финансирование распространяется только на учащихся 1 - 11 классов. Им не охвачены классы предшкольной подготовки, на это подразделение выделяются деньги только из местного бюджета. Также за счет местных исполнительных органов оплачиваются экологические надбавки и содержание фонда всеобщего образования — обеспечение питанием малоимущих детей, расходы на одежду и путевки для малообеспеченных, на пришкольный лагерь.

К тому же главбух посетовала, что с января 2016 года из нормативов без объяснения причин исчезла стимулирующая составляющая для учителей. Ранее предполагалось, что в них будут заложены средства, предусмотренные для выплаты премий и установления денежных надбавок преподавателям, воспитанники которых показывают отличные результаты в учебе, на олимпиадах и конкурсах разного уровня.

По части заработной платы оклад учителя в обычной школе и в школе с подушевым финансированием ничем не отличается, — объяснила она. — Если до отмены норматива мы могли мотивировать чем-то педагогов, то сейчас они работают на голом энтузиазме. Это не говорит о том, что у нас стало меньше призеров олимпиад, просто учителя готовят их, исходя из собственного альтруизма.

Охота за душами

Одна из целей реформы — стимулирование конкуренции среди учебных заведений. Поскольку с недавнего времени из школьного словаря исчезло понятие "микроучасток", то теперь администрация учебного заведения обязана принять документы любого ребенка, даже если он проживает в другом районе города. В свете внедрения подушевого финансирования борьба за ученика рискует перерасти в настоящую гонку.

Отныне школы заинтересованы в контингенте, — считает Айгуль Байжанова. — Поэтому им придется улучшать показатели, чтобы люди к ним шли. Это является естественным стимулом к повышению качества образовательных услуг.

Ей вторят в Министерстве образования, призывая учебные заведения к здоровой конкуренции.

В школе № 37 пока массового притока учащихся не наблюдают.

Мы никогда и не испытывали дефицита в ученических вакантных местах, потому что школа находится в достаточно населенном районе, она востребована, — комментирует Ирина Жукова. — Может быть, люди еще не разобрались в вопросе, поскольку в эксперименте участвуют не все школы. Но вообще-то такая зависимость возможна. Деньги идут за учеником. Поэтому бюджет школы будет постоянно корректироваться в зависимости от движения учащихся.

При этом формирование контингента школы регулируется ее мощностью и максимальной численностью класс-комплектов, которое она способна открыть. Не вызовет ли "гонка за душами" переполнения популярных учебных заведений в ущерб другим? Не спровоцируют ли неизбежное снижение качества знаний забитые под завязку классы в таких школах?

Когда мы стопроцентно будем зависеть от подушевого финансирования, то принцип формирования контингента будет рассчитан на госстандарт, согласно которому в классе должно быть 24 ребенка, не более, — уверена Ирина Жукова. — Каждый ребенок, принятый сверх стандарта, будет нести снижение норматива. То есть за каждого ученика будет даваться норматив, за каждого "сверх" – минус определенный процент. Школам будет невыгодно набирать детей больше, чем положено по ГОСО. Они будут конкурировать, но в рамках стандарта.

Иными словами, родителям, желающим пристроить свое чадо в престижное учебное заведение, придется поторопиться и добиться зачисления до того момента, когда количество учеников достигнет предела наполняемости классов. Не помогут ни призывы к совести администрации, ни обращение в вышестоящие инстанции. Появление родителей с документами ребенка на пороге школы в начале учебного года должно отойти в прошлое.

Поощрение следует

Предполагается также, что помимо дополнительного финансирования, связанного с наплывом учащихся, образовательные учреждения, стабильно показывающие хорошие результаты, будут поощряться республиканскими грантами.

По итогам года по республике станут анализироваться результаты, на основании которых выделят гранты как дополнительные субсидии на нужды школы. Под них не потребуется какая-либо программа, они положены школе как награда, — рассказала Ирина Жукова.

Таким образом, несмотря на трудности, возникающие в ходе эксперимента, внедрение нормативного подушевого финансирования в школах направлено на то, чтобы образовательным учреждениям выгодно было расти и развиваться. В каком ключе пойдет это развитие, покажет время. За пять лет, в течение которых идет апробация, правила несколько раз корректировались и претерпевали изменения. Окончательное завершение эксперимента намечено на 2020 год.

Мира Круль

Также читайте