Генплан: в Усть-Каменогорске планируют построить восемь новых мостов и запустить троллейбус (+инфографика)
Уже сегодня Усть-Каменогорску тесновато. Не справляются с потоками транспорта и дороги, и мосты. Автомобильные пробки стали неотъемлемой частью жизни города. Но машин на улицах с каждым днем становится лишь больше. Что же архитекторы предлагают изменить в Усть-Каменогорске, чтобы передвигаться по городу стало удобнее и быстрее? Об этом – наш второй материал из серии "Генплан".
Городской транспорт
Трамвай на КШТ не запустят. Об этом много и давно говорили, но генеральным планом новые трамвайные пути не предусмотрены. Зато рекомендован другой экологически чистый вид общественного транспорта - троллейбус. Для него запланировано несколько линий по основным магистралям, которые связывают окраины города с центром. Троллейбус пойдет по проспекту Независимости до улицы Орджоникидзе, по улице Казахстан до проспекта Сатпаева и от проспекта Ауэзова до района левобережья.
Общая протяженность этих линий составит 30 километров, а курсировать по ним будут 60 троллейбусов. Но когда именно они выйдут на улицы города, сказать трудно. Специалисты городского отдела архитектуры подчеркнули, что по этому поводу должна быть сделана специальная проектная работа, обосновывающая применение троллейбуса в Усть-Каменогорске. Ау, экологи! Вот где реально нужна ваша помощь.
Привычным транспортом для нас станет (и, увы, уже становится!) железнодорожный. В границах города железная дорога станция Ново-Усть-Каменогорск - Шар пересекает автомобильные пути трижды. В двух местах (пересечение с существующим проспектом Сатпаева и строящимся проспектом Есенберлина) построены путепроводы, еще один создают на Самарском шоссе. Предполагается, что два дополнительных переезда появятся позже, "по мере застройки района КШТ". Один - на магистрали Южной (она пока существует только на бумаге), второй - на продолжении проспекта Карла Маркса, там, где автодорога пойдет от проспекта Есенберлина на поселок Касым Кайсенов (бывший Молодежный).
Возможно, автомобилям поезда мешать и не будут. Чего, к сожалению, не скажешь о жителях. В недалеком будущем через город будут проходить до 30 составов в сутки.
Мосты и дороги
По генеральному плану в городе предлагается создать три транспортных кольца. Большое внешнее будет проходить по периферийной части города в обход жилья. Там предполагается пустить потоки транзитного грузового транспорта. Среднее кольцо соединит новые жилые районы как между собой, так и с промышленной зоной, включая выход на аэропорт. Малое (внутреннее) будет формироваться вокруг центрального ядра города, чтобы разгрузить автомобильное движение.
Для создания транспортных колец предусматривается целый ряд новых дорог - объездная за проспектом Абая будет продолжена и через мост выйдет на Степное. Объездная планируется и через Опытное поле с переходом на мост и выходом к Новоявленке, а затем через Ахмирово - на алматинскую автомагистраль. И наконец, объездная внешнего транспортного кольца. От Самсоновки вместо въезда в город дорога за сопками будет уходить мимо Молодежного, огибать Герасимовку и выходить на семейскую трассу.
Чтобы закольцевать городские дороги, нужно будет построить восемь новых автомобильных мостов. Шесть из них на Иртыше - в районе Прапорщиково, аэропорта, в створе улицы Виноградова, в створе улицы Ауэзова с выходом на ипподром, на Аблакетке, а также в районе железнодорожного моста на Пристани. Первый из них на очереди - мост на Виноградова. Он позволит переместить значительную часть транспортного потока из центра города, так как даст возможность выехать на левый берег сразу из Ульбинского района, минуя Октябрьский.
Через Ульбу планируют построить два новых моста – в створе улицы Крылова (его уже начали) и выше по течению, с выходом на объездную автомагистраль Гавань - Защита. Количество автомобильных полос на этих мостах пока неизвестно - их будут просчитывать отдельными проектами, исходя из транспортных потоков. Но даже с минимальным числом полос эти мосты должны существенно изменить транспортную картину города. У автомобилистов появятся такие варианты пути, о которых сегодня, стоя в пробках, можно только мечтать.
Конечно, новые мосты не появятся в одночасье. А некоторые из них, может, и вовсе останутся только на бумаге. К сожалению, не все задумки удается реализовать. Например, ленинградские архитекторы при создании старого генплана Усть-Каменогорска прекрасно понимали, что в районе Дворца спорта будут возникать автомобильные пробки. И, чтобы избежать этого, предложили возле ЦУМа запустить проспект Победы... под воду. Он должен был нырять в тоннель и выходить на поверхность за Дворцом спорта в районе нынешней улицы Абая. Это было запланировано в 1971 году. Достроили мы проспект Победы лишь пару лет назад, а на тоннель под рекой средств так и не нашлось. Как, впрочем, и на запланированное ленинградцами экологическое переселение жителей в район КШТ.