Генплан Усть-Каменогорска: как изменится областной центр в ближайшем будущем
Все люди мечтают о грядущем благосостоянии и счастье. Но для тех, кому вверено управление таким сложным организмом, каким является город, мечты реализуются строго по плану. Новая редакция Генплана Усть-Каменогорска недавно была размещена на портале "Открытые НПА". В данный момент проект с дополнениями и изменениями ждет своего утверждения правительством страны.
Генеральный план Усть-Каменогорска, как и любого другого населенного пункта, является основным градостроительным документом.
— Он определяет направления перспективного комплексного развития, планировочной организации территории, системы социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры города, — пояснил руководитель отдела земельных отношений, архитектуры и градостроительства Усть-Каменогорска Муратхан Сагатов. — Актуальная редакция Генплана — это стратегия развития города до 2035 года. Уточняются и конкретизируются решения Генерального плана на последующих стадиях проектирования.
Таким образом, согласно новой редакции документа, до 2035 года областному центру предстоит разительно измениться.
С ветерком
— Планом намечается реконструкция многих существующих улиц, а также создание дополнительных полос движения на проспектах Н. Назарбаева, Сатпаева, улице Казахстан, — рассказывает Муратхан Ашимович. — Эти проспекты трактуются в перспективе как общегородские магистрали непрерывного движения. Дополнительные полосы нужны для увеличения пропускной способности улиц, так как в будущем поток транспорта будет расти.
Кроме того, документом предусматривается пуск по этим полосам скоростных автобусов BRT к 2035 году.
BRT (от английского "Bus rapid transit"), или метробусы - это способ организации автобусного сообщения, отличающийся более высокими характеристиками по сравнению с обычными автобусными маршрутами. К примеру, у всех BRT трассы проходят по специально выделенным полосам, что позволяет увеличить скорость движения. На перекрестках метробусы имеют преимущества. В мире на таких маршрутах часто используются нестандартные машины, например сочленённые или многосекционные. Остановки скоростной линии напоминают станции рельсового транспорта: они закрыты со всех сторон, имеют билетные и справочные кассы, оборудованы турникетами (что способствует более быстрому движению пассажиров, поскольку проверка и покупка билетов осуществляются до посадки). Возможно, в обозримом будущем такой вид транспорта появится и на улицах Усть-Каменогорска.
Тепла и света хватит всем
— Новая промзона появится в районе поселка Касым Кайсенов, — сообщил Муратхан Сагатов. — Там будет построена ТЭЦ-2, так как перспективное развитие города предусматривается на левом берегу Иртыша.
Будущую теплоэнергоцентраль оснастят современным высокотехнологичным оборудованием, что позволит ликвидировать дефицит тепловой мощности, обеспечит надежное теплоснабжение потребителей и дополнительную выработку электричества. За счет работы новой ТЭЦ будут обеспечиваться не только новостройки областного центра, но и пригородные районы.
В гранитных берегах
Берегоукрепление — важная часть безопасности населенных пунктов, расположенных у водоемов. Иртыш издавна славится суровым нравом: его неспешные волны, как зубы, вгрызаются в берега, подмывая не только пойменную часть суши, но и приусадебные участки и даже места, по которым проходят линии электропередачи или дороги. Берегоукрепительные работы, согласно Генплану, будут проходить в основном на двух участках городских рек: на левом берегу Иртыша и вдоль Ульбы в восточном направлении от Дворца спорта до проспекта Шакарима.
— Работы на Иртыше обусловлены перспективным развитием левобережной части города, — подчеркивает Муратхан Сагатов. — На первом этапе была выполнена реконструкция 1566 метров набережной имени Е. П. Славского — от проспекта Ауэзова до мемориала Славы.
К слову, Генплан рекомендует левобережье Иртыша еще и облицевать. Предполагается, что до 2035 года в бетон оденутся более 4,5 километра берега.
Кроме того, для защиты города от возможного затопления в районе ГЭС предполагается строительство дублирующей плотины с контролируемым сбросом вод реки Аблакетки. Гидротехнический объект пока в дальней перспективе. Для того чтобы определить место и сроки его возведения, требуется разработка проекта с нуля.
Больная тема
Как не раз писал YK-news.kz, городской полигон Усть-Каменогорска для захоронения ТБО, расположенный в районе Шмелева лога, эксплуатируется с 1957 года и давно выработал все свои ресурсы. Общая площадь свалки — 22,5 гектара. Кроме того, построенный в прошлом веке полигон не отвечает никаким современным требованиям: на нем не предусмотрена изоляция, нет шахт для отвода свалочных газов, что приводит к регулярным пожарам, от которых задыхаются город и окрестности.
Генплан предполагает закрытие существующей свалки и ее постепенную рекультивацию. Строительство нового полигона и мусороперерабатывающего завода при нем запланировано на ближайшие годы. Объект предлагается разместить в районе юго-западнее поселка Касым Кайсенов и северо-восточнее села Алмасай. Площадь новой свалки составит 30 гектаров.
— Проект нового полигона ТБО разрабатывается с учетом розы ветров, развития жилой застройки, нормативной удаленности от аэропорта, водоохранных зон и полос, — прокомментировал Муратхан Сагатов. — В настоящее время строительство мусороперерабатывающего завода рассматривается в рамках совместных проектов с Европейским банком реконструкции и развития.
Пожарная безопасность
Как показывает практика, пожары остаются самыми распространенными стихийными бедствиями как в окрестностях, так и в центре города. Несмотря на активную просветительскую работу УЧС и предупреждения пожарных, в день иногда случается до трех возгораний, вызванных беспечностью людей и несоблюдением техники безопасности. С учетом активной застройки новых районов десять существующих в Усть-Каменогорске пожарных депо не смогут обеспечить должного уровня безопасности.
— Генеральным планом к концу расчетного срока (2035 году — прим. автора) предусматривается увеличение числа пожарных депо до 17 единиц, — поделился господин Сагатов. — С учетом многоэтажного жилищного строительства на левом берегу для возведения одного из них оформлен земельный участок в 19 микрорайоне на пересечении проспектов Есенберлина и аль-Фараби.
Вообще, на перспективу запланировано возведение новых депо в разных районах города: у ТРЦ "Метро" на КШТ, близ аэропорта, на улице Авроры (недалеко от рекультивированного золоотвала), между поселками Согрой и Радужным, около поворота на Арматурный завод, в районе Аблакетки, в 16-м жилом районе на улице Дружбы народов, а также в Ахмирово и Новоявленке.
Часть нововведений мы увидим в ближайшее время, часть появится через десятилетия. Сроки строительства объектов, их облик и стоимость будут окончательно определены на стадии разработки и утверждения проектно-сметной документации.
Мира Круль