День в истории: 30 сентября 1947 года правительство СССР подписало постановление о создании УМЗ.
Разумеется, тогда и речи не было о том, чтобы назвать новое производство «Ульбинский металлургический завод». Предприятие должно было работать в обстановке полной и строжайшей секретности и называлось завод «2А». Новому промышленному комплексу предстояло стать одним из ключевых звеньев в цепи изобретения ядерного оружия. С помощью такого сверхмощного оружия Советский Союз собирался остудить пыл США, которые активно разрабатывали атомную бомбу. Начиналась холодная война, а вместе с ней и гонка вооружений.
Строили завод «2А» военнопленные японцы, к лету 1949 году работы были завершены. В первую очередь на новом предприятии открыли ториевое производство, потому что ученые СССР считали, что именно этот металл станет зарядом для бомбы. Спустя два года торий «вышел из доверия» и ставку сделали на уран. На заводе открыли танталовое, урановое и бериллиевое производства. На переработку поступали урановая руда и бериллиевый концентрат. На заводе руду превращали в ярко-зеленый порошок, который затем отправляли для дальнейшего использования в Новосибирск.
В 1950-е годы по неизвестным причинам завод решили переименовать в «Почтовый ящик № 10». Через некоторое время завод стали называть «Почтовый ящик В-8857». Специалисты, работающие на заводе, называли себя «почтовиками».
Успехи УМЗ превзошли все ожидания: появилась не только атомная бомба, но и атомная подлодка, которая поступила на вооружение Военно-морского флота державы. Топливо для подлодки готовили скромные усть-каменогорские «почтовики». Преуспели заводчане и на мирном поприще: из металла УМЗ делали детали луноходов и космических кораблей. В восьмидесятые годы завод стал крупнейшим производителем таблеток для АЭС.
Елена Балова