День в истории: 6 ноября 1959 года в Усть-Каменогорске появились первые трамваи
К 1959 году ярмарочную площадь в центре города преобразовали в площадь Ленина, установили там памятник вождю, а скромный переулок Сенный превратился в улицу имени известного коммуниста Серго Орджоникидзе. Тогда-то и появилась идея организовать движение рельсового транспорта.
Утром 6 ноября 1959 года жители города впервые в жизни смогли прокатиться на трамвае по маршруту № 1. Новенький состав курсировал от У-Ка вокзала до свинцово-цинкового комбината, проезжая по улице Ушанова (теперь Казахстан), Орджоникидзе и Новошкольной (ныне проспект Абая). От одной конечной до другой трамвай следовал с 14 остановками. Протяженность путей составляла 15 километров. По свидетельствам старожилов, первое время после запуска трамваев стоимость проезда в них зависела от того, сколько остановок проезжал человек. Каким образом выясняли, что пассажир проехал ровно столько, сколько оплатил, осталось загадкой.
Зато точно известно, что в 1960 году появился маршрут № 2, который довозил трудящихся до Машзавода. Затем с разницей в два года запустили еще два маршрута: № 3 и № 4. Один из них шел до Защиты, другой — до остановки «Переезд».
В мае 1970 года в трамваях организовали дополнительный сервис — для просвещения граждан в составах установили радио. Решили и более приземленную проблему: в очень холодном в морозное время рельсовом транспорте появилось отопление. В тот период были открыты и новые маршруты, большинство из которых прекратили действовать в 1990-е годы.
Елена Балова