Дорогие сосульки

25 марта 2012, 5:53
Сейчас читают:
Ответчиками в суде стали дети-сироты

В тот день из-за морозов все школьники не учились. А вот явку для них на заседание суда никто не отменял. Cудья спросил у вдовы: "А где остальные ответчики?" Остальные – это студент колледжа и третьеклассник. Старший из них, Евгений Зернов, заканчивал школу, когда умер их отец. Через день после похорон были выпускные экзамены. Парню говорили: "Держись, теперь ты в семье за отца". Как в воду глядели. Только вот никому и в голову не могло прийти, что за отца будет отвечать в суде не только он, но и младший брат. Причем за то, что их отец, по сути, спасал наши жизни.

Между Сциллой гражданского и Харибдой уголовного

Если опасность неизбежна, то лучше всего ЧС организовать самим, под контролем, а не ждать беду. Так спускают взрывами лавины, так чистят скалы от камней над ГЭС или железной дорогой. Так сбивают и сосульки со зданий.

Выбор у председателей КСК небогатый. Не уберешь сосульки – не дай бог, упадут на чью-то голову, и тогда наступит ответственность уголовная. Уберешь и заденешь вывески, не защищенные козырьками, - ответственность гражданская по возмещению ущерба.

Тогда, снежной зимой 2009-2010 года, ледяные наросты на проспекте Независимости были просто гигантскими, по полтонны каждый. Упади такая махина – беды не миновать. Накануне новогодних праздников заместитель акима области Серик Таукебаев разослал телефонограммы руководителям всех предприятий и организаций города - срочно очистить от снега и льда крыши жилых домов "с целью сохранить жизни и здоровье людей, а также кровли зданий от обрушения".

6 января председатель КСК "Металлург-5" Нина Белькова разнесла уведомления всем владельцам магазинов, находящихся на первых этажах, о том, что необходимо очистить крышу дома над собственной входной группой. В ответ – тишина.

Тогда Нина Яковлевна пригласила бригаду альпинистов-высотников. 12 января они убрали ледяные глыбы с дома 36 по проспекту Независимости. Одна из них при этом повредила неоновую вывеску магазина автозапчастей "AUTO-SITY". Его хозяйка – Наталья Ведерникова – подала иск в суд, требуя возместить причиненный ей ущерб.

Разбирательства суда сразу пошли вокруг обоснования размера ущерба, а не сути ситуации. Ведь по правилам благоустройства города Усть-Каменогорска, принятым еще в 2004 году, владельцы помещений обязаны систематически проводить очистку крыш от снега и удаление наростов льда на карнизах, крышах и водосточных трубах.

- Изначально в наших домах не было входных групп, и мы в то время очень даже замечательно сбивали сосульки, проблем не было. Когда началось строительство входных групп, их владельцы должны были предусмотреть защиту над ними. Но никто об этом не подумал, - считает Нина Яковлевна.

Хождение по мукам

Первый суд принял решение возместить всю требуемую сумму. Ее размер был основан на единственном документе – акте оценки. Оценщица, которая его составляла, пояснила суду, что размер ущерба определила, исходя из ценового предложения по восстановлению вывески, которое ей предоставила Наталья Ведерникова. Причину по­вреждения она не исследовала, самой вывески не видела. Сама истица признала, что фактическая стоимость работ была ниже заявленной.

Второй суд решение первого отменил. Но лишь потому, что юрист КСК убедил судей - деньги требуют не с того ответчика. Ведь работу-то выполнял подрядчик. По договору он был обязан "обеспечить охрану труда и соблюдение техники безопасности". То есть то, что никто из прохожих и занимающихся очисткой кровли не пострадает. Иск был подан теперь уже к исполнителю работ – Леониду Зернову. Следующий суд в его удовлетворении тоже отказал - счел, что сумма ущерба "неразумна и несправедлива". К слову, один из последующих судов пытался провести судебную товароведческую экспертизу, чтобы достоверно установить причину повреждения и размер ущерба, но это оказалось невозможным. Пострадавшая вывеска бесследно исчезла. Мы не будем утомлять читателя деталями судебного дела. Важно другое.

Противоправное спасение жизней?

Из постановления в постановление кочевали слова "неправомерные действия" КСК, а потом – Леонида Зернова. На наш взгляд, так мог бы выглядеть иск тонувшего человека, которого вытащили из воды и повредили при этом верхнюю одежду, по возмещению стоимости его любимой куртки.

Кассационная судебная коллегия подошла к делу несколько иначе. В постановлении указано, что пострадавшая владелица магазина сама допустила грубую неосторожность: "ИП Ведерникова своевременно не очистила крышу от сосулек, а также не приняла мер по предотвращению вреда при очистке крыши дома от снега ИП Зерновым". Но на этом основании суд лишь уменьшил размер ущерба. То, что сосульки сбрасывали не из хулиганских побуждений и, возможно, предотвратили гибель людей, осталось за кадром.

Мы сгущаем краски, преувеличивая опасность? Увы, нет. Той же снежной зимой 2010 года на проспекте Независимости в Риддере, где дома такой же постройки, как и у нас на одноименной центральной улице, от падения сосулек погибли два человека, а две женщины серьезно пострадали от осколков разбившегося льда.

Сбивать или не сбивать?

В смете расходов КСК очистка крыш от снега и льда, как правило, не заложена. Вот и выкручиваются кто как может. Вызывать специальную технику с "вышкой" или альпинистов – недёшево. Очистка своими силами тоже может обойтись слишком дорого. Ведь работа на высоте требует особых знаний и навыков.

- Если сосулька угрожает жизни людей, хочешь не хочешь, есть деньги или нет денег, ее надо убрать. Потом не скажешь: средства не были заложены, - говорит Гульнара Абишева, председатель КСК "Айжан" и городской ассоциации КСК. - Вот Леонид Зернов был очень хорошим мастером своего дела, и бригада у него была хорошая. Но даже при том, что они специалисты, гарантированно избежать повреждений не могли. Мы пишем предупреждения собственникам нежилых помещений: или вы сбиваете сосульку сами, или расписывайтесь в том, что претензий иметь не будете, потому что нереально сбить наледь без повреждения входной группы. Но чаще всего так не получается. Нередко в помещении находится только продавец или арендатор, который подписи не ставит. А найти владельца не так-то просто.

В этом году снега было мало, крыши опасности практически не представляли. Но год на год не приходится. И чем больше таких проигранных дел, тем меньше у председателей КСК желания убирать сосульки. И тем опаснее будет нам ходить по тротуарам.

Несколько недель назад Нина Белькова вновь разнесла бизнесменам, разместившимся на первых этажах жилых домов, уведомления о необходимости очистить крышу над их магазинами-аптеками-парикмахерскими. В "AUTO-SITY", по ее словам, брать предупреждение отказались.

- Как теперь будем сбивать сосульки? Я просто перегорожу проходы на тротуары, пусть люди идут через двор. Там безопасно. Еще один иск нам не нужен. К ним же покупатели попасть не смогут, может, хоть это повлияет, - делится наболевшим Нина Яковлевна.

Возможно, исправить ситуацию смогут депутаты городского маслихата. Например, внесут изменения в Правила благоустройства: напрямую обяжут владельцев предприятий на первых этажах жилых зданий очищать свою часть крыши и предусмотреть защиту своих входных групп.

В нашей истории ситуация доведена до абсурда – в ответе за безопасную крышу оказался даже не исполнитель работ, а его дети. Хотя и в областной прокуратуре, и в юридической компании "Parasat Business Consulting" подтвердили, что в данном аспекте все законно. Девятилетний мальчик попал в ответчики правильно.

Обычно все же подобные иски подают к КСК. Таких судебных дел в Усть-Каменогорске рассмотрено не одно и не два. И во всех случаях КСК возмещал вред пострадавшим. Максимальная известная нам сумма ущерба – 400 тысяч тенге. Ее выплатил КСК "Луч-5" за то, что упавшая с крыши сосулька по­вредила проезжавшую под аркой машину.

Вместо послесловия

Для тех, кто его знал, Леонид Зернов останется в памяти уважительно и по-родному Максимычем. Снежный барс, покоривший все семитысячники бывшего Союза, воспитавший сотни мальчишек и девчонок в клубе альпинистов и скалолазов "Ирбис", к сожалению, слишком близко к сердцу принял судебные тяжбы, которые длились полтора года. На пятый суд он уже не пришел.

Спортсмена, оптимиста без вредных привычек, бегающего зимой на лыжах, летом – трусцой по набережной, болезнь унесла за считанные месяцы. Опухоль. Он не сдавался. Делал зарядку, даже лежа в реанимации. После операции лечащий врач спрашивал: "А ты кто? К тебе все идут и идут посетители. Каждый день, один за другим". Уже догадываясь, что умирает, он писал между строк на страницах принесенной ему в больницу книги о... бабочках и голубом небе. О том, как прекрасна жизнь.

...Девятилетний Миша Зернов учит таблицу умножения, играет в войнушку автоматом, который подарил ему Дед Мороз, и даже не знает о том, что он, третьеклассник, уже проиграл суд и должен денег какой-то тётеньке.

Также читайте