Если в доме тиран

16 января 2012, 3:12
Сейчас читают:
Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации
- Баба, забери меня! - умоляюще просит семилетний Артемка (здесь и далее имена изменены) глядя на Антонину Петровну глазами, полными слез. Каждая встреча бабушки с внуком заканчивается одинаково: малыш плачет. Он боится возвращаться к родной матери. Женщина после второго брака резко изменила отношение к ребенку от первого мужа. Собственные внутренние комплексы и обиды она почему-то стала вымещать на сынишке, периодически поколачивая его и лишая нормального питания.

Бабушка пыталась отвоевать внука через суд, но органы опеки приняли сторону матери. Отношения с бывшей снохой после этого сошли на нет, она отлучила экс-свекровь от ребенка. Чтобы хоть иногда видеться с ребенком, бабушка вынуждена мириться с любыми условиями, которые ставит мать. Даже платит деньги за встречи.

О происходящем в этой на вид благополучной семье знают и в школе, где учится мальчик. Только Антонина Петровна не находит себе места. Переживая за здоровье и психику внука, она старается найти хоть какой-то вариант помощи маленькому ребенку. Мы попытались разобраться, что делать в подобных ситуациях, когда насилие в семье проявляют родители.

Звоните в полицию

Насилие в семье может иметь множество форм, как скрытых, так и явных, отмечают психологи. К сожалению, материальное благополучие не всегда является фактором такого же благоприятного климата внутри семьи. С этим мнением согласны и в управлении внутренних дел города. Заместителю начальника отдела общественной безопасности Мейрамгуль Ким не раз приходилось сталкиваться с родителями, которые имели почти безупречную репутацию. А дома жестоко тиранили своих наследников. Госпожа Ким уверена: вмешиваться в такие ситуации не только можно, но и нужно. И в первую очередь это готовы сделать полицейские. Надо только к ним обратиться.

- Нужно кому-то позвонить и сообщить, что в семье имеет место насилие, физическое или психологическое, - говорит Мейрамгуль Жаксылыковна. - Мы сразу направим дежурного инспектора по делам несовершеннолетних, он соберет материал, характеризующий эту семью, если нужно, направит ребенка на судмедэкспертизу. Далее семья ставится на учет в органах внутренних дел.

- А как часто специалисты отдела по делам несовершеннолетних будут навещать эту семью?

- Зависит от ситуации. Могут и каждый день заходить, - поясняет Мейрамгуль Ким. - Если в дальнейшем факты насилия подтверждаются, все материалы направляются на рассмотрение комиссии по защите прав несовершеннолетних, которая работает при акиме города. Данная комиссия принимает решение о передаче дела в административный суд. Уже там горе-родителей могут как минимум оштрафовать на крупную сумму, как максимум - лишить родительских прав.

- Полицейские принимают обращения как от родственников, так и от других заинтересованных лиц? Например, учителей, соседей?

- Конечно. Чем раньше нам поступит тревожный звонок, тем быстрее мы сможем отреагировать. Бывает, что люди сначала звонят в департамент по защите прав детей, а уже оттуда сообщают нам. Гораздо проще позвонить в полицию самим.

НПО в помощь

Ответственность за ребенка, подвергающегося насилию в семье, оказывается, в определенной мере несут и школьные педагоги. Как пояснили в отделе образования, работники школ просто обязаны сообщать о фактах жестокого обращения в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также полицейским. Тем более, что в каждой школе сейчас есть штатный участковый и психолог. Но, к сожалению, приходится признать, что далеко не все учителя готовы вмешиваться в семейные конфликты их подопечных. Чего не скажешь об НПО. В городе есть несколько общественных организаций, специалисты которых могут оказать, прежде всего, психологическую помощь любому обратившемуся ребенку или родителю на безвозмездной основе.

Недавно общественное объединение "Психологический центр "Gestalt" презентовал грантовый проект республиканского фонда "Бота" - "Психологическая коррекция травмы насилия и жестокого обращения у подростков и молодежи из малообеспеченных семей". Суть проекта заключается в разработке сразу нескольких направлений практической психологической помощи подросткам. Ведущие тренингов обещают интересную, а главное, эффективную программу занятий в тематических секциях. Это и арт-студия, и психологический театр, кружок туризма и спорта, видеоклуб и многое другое.

- Десятимесячная программа рассчитана как на молодежь от двенадцати до двадцати четырех лет, так и на родителей, опекунов подростков, - поясняет директор проекта Анжелика Мерсиянова.

Весь комплекс мероприятий проекта абсолютно бесплатный для его участников.

Записаться на участие в проекте можно уже сейчас по телефону 40-04-36 или по адресу центра: улица Серикбаева, 1, офисы 305 и 307.

Лучше плохой мир

Психолог отделения социально-психологической помощи по разрешению кризисных ситуаций ГУ "Ульба" Елена Малахова считает, что отлучение ребенка от семьи и лишение родителей их прав должно быть крайней мерой, к которой стоит прибегнуть только в случае реальной угрозы жизни.

- Какой бы плохой ни была мать, ребенок в случае чего первый побежит ее спасать, - говорит Елена. - Опыт показывает, что лишение родительских прав значительно усугубляет психологические травмы, потому что это клеймит ребенка и еще раз утверждает в нем личностную несостоятельность, комплекс ненужности в этом мире.

Психолог уверена, что при непрерывной и индивидуальной работе с такими семьями результат не заставит себя ждать. Было бы только желание. Безусловно, налаживать мосты со склонными к насилию родителями должны общественные и государственные организации города, считает Елена Вячеславовна. Поскольку в нашей стране до сих пор не считается нормальным обращение людей к врачевателям душ. Что уж говорить о неблагополучных и конфликтных семьях.

Также читайте