Женщине, убившей сожителя, благодаря общественному заступничеству назначили наказание ниже минимальной планки

10 февраля 2018, 11:41
Сейчас читают:

В декабре 2016 года Прапорщиково всколыхнуло страшное известие: любимица села, которую пожилые люди звали не иначе как "наша Анюта", совершила преступление. Мать троих детей 34-летняя Анна Жукова зарезала гражданского супруга. Её арестовали и отдали под суд. Ближайшие пять лет молодая женщина проведет в колонии. Младшие ребятишки в силу своего возраста до сих пор не могут понять, где мама и почему их к ней не пускают.

Трагедию этой семьи жители села восприняли как личную. Сельчане все как один уверяли: Анна совершила убийство в состоянии крайнего отчаяния, поэтому заслуживает снисхождения. И жителям Прапорщиково удалось убедить в этом суд.

Ввиду исключительных обстоятельств женщине назначили наказание ниже низшего предела. Корреспондент YK-news.kz побывал в Прапорщико и убедился: сельчане истово верят, что даже этого их Аня не заслуживает, а вся ее вина — в том, что слишком долго терпела.

Декабрьский кошмар

Анна Жукова

Анна Жукова жила с Виталием Трубачевым с 2013 года. В семье было трое детей, самому младшему — полтора года.

17 декабря 2016 года жизнь молодой женщины распалась на до и после.

В обед в гости к Анне и Виталию пришла его сестра Валентина Плотникова. Вместе они выпили. Потом съездили к родителям Виталия в Уварово — увезли уголь и продукты, которые приобрела Анна. Когда вернулись, женщина стала готовить еду, золовка со старшими детьми отправилась на улицу, малыш уснул.

Виталий растянулся на кровати в кухне и стал требовать у жены очередную порцию горячительного. Анна отказала: завтра муж наконец-то собирался идти устраиваться на работу.

Тогда, как следует из судебных документов, Виталий осыпал супругу нецензурной бранью. Анна просила его прекратить, но пьяного вдрызг мужчину было не остановить. Анна схватилась за нож.

Золовка, которая с детьми Анны была во дворе, услышала душераздирающий вопль:

Я его убила... Я не хотела...

Сестра Виталия забежала в дом. Её брат, как следует из показаний Валентины Плотниковой в суде, лежал на полу с открытыми глазами. Валентина пощупала: пульса не было.

Золовка Анны вызвала полицию и скорую помощь и увела детей.

Медики констатировали смерть Виталия Трубачева. Анну заключили под стражу.

7 марта 2017 года состоялся суд.

"Суд не усматривает в действиях Жуковой А. В. физиологического аффекта, поскольку подсудимая в момент совершения преступления находилась в состоянии алкогольного опьянения, что и спровоцировало всплеск агрессивной реакции в отношении потерпевшего Трубачева В. А.", — говорится в судебном документе.

За убийство Анне Жуковой грозил срок от восьми до пятнадцати лет лишения свободы. Такое преступление не предусматривает альтернативного наказания по закону. Специализированный межрайонный уголовный суд (СМУС) по ВКО приговорил подсудимую к пяти годам лишения свободы. Ее направили в колонию общего режима.

Все — за одного

По словам судьи СМУС Людмилы Побияха, суд ввиду исключительных обстоятельств счёл возможным назначить наказание Анне Жуковой ниже низшего предела. Не последнюю роль здесь сыграло то, что односельчане в буквальном смысле стеной встали на защиту Анны.

Когда расследование уголовного дела близилось к концу, в Прапорщиково был организован сбор подписей в поддержку Жуковой. Петицию, а точнее общественное ходатайство в суд помог оформить адвокат Толеген Матенев. Десятки людей просили не лишать Анну свободы, объясняя, что она не тот человек, которого следует держать за решеткой. А случившееся с ней — результат долголетнего домашнего насилия.

Опытная судья Людмила Побияха призналась, что в ее судебной практике подобное происходит впервые.

Не остались в стороне даже мать и родная сестра погибшего.

Брата уже не вернуть. Я знаю, каким он был человеком, и не осуждаю Аню. Даже когда она была беременной, Виталий поднимал на неё руку, — поделилась с нашим корреспондентом Валентина Плотникова. — Мы с матерью простили её. Она всегда была мне как сестра, и ничего не изменилось. Буду ждать её и приму как родную.

"Наша Анюта"

Свидетели рассказывали одно и то же: никто в селе не помнит, работал ли Трубачёв когда-нибудь по-настоящему, но вот пил он регулярно. И во хмелю бывал буен. Не раз Анна, прихватив ребятишек, пряталась от муженька по соседям. А зимой нередко уезжала к родственникам из-за того, что в доме были перебиты стекла.

Удивительно, но женщина, которая в одиночку тянула лямку и годами сносила побои и оскорбления, ни на что не жаловалась. Лишь сильнее старалась — ей было важно обихаживать домашних и зарабатывать, чтобы дети ни в чем не нуждались.

Днем Анна работала поваром, а вечерами за небольшую плату ухаживала за пожилыми людьми. Говорят, ей удавалось поставить на ноги, казалось бы, безнадежных стариков. "Наша Анюта" — так называют сиделку ее подопечные.

Немощные люди, которых она мыла и кормила с ложки, под ее присмотром начинали ходить! — рассказала жительница Прапорщиково Таисия Апаринова. — Недвижимая бабушка из хосписа, за которой Анютка ухаживала, благодаря ей встала на ноги. После несчастья с Аней она заново слегла и вскоре умерла.

Удивительный случай с пациенткой хосписа — это правда, — подтверждает заведующая местной СВА Елена Мусина. — Как это можно объяснить? Чем? Наверное, эффектом огромного милосердия. Анна не только заботливая мать, но и по-настоящему хороший человек.

— Аню я хорошо знаю, она шесть лет проработала у нас поваром, — поделилась руководитель крестьянского хозяйства Анна Будрина. — Судьба у Анечки нелегкая, кого другого бы враз сломала. В пятнадцать лет она потеряла родителей. Два раза была замужем — и похоронила обоих мужей. От предыдущих браков остались дети. Всю жизнь Аня работала как ломовая лошадь. Она заботливая мать и искренне мечтала о хорошей семье. Сошлась с этим Виталием. У них родился сын. Виталий никогда не работал, шабашил изредка только на водку. Напьётся — колотит Анюту, оскорбляет её. Сколько она вынесла, надеясь на то, что муж наконец-то образумится, — трудно себе представить. Он просто довёл её до ручки.

Предел терпения

Наша справка
Женщины, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут обращаться за помощью в Городской территориальный центр социального обслуживания населения "Ульба".   
— Наш центр открыт 24 часа в сутки без выходных. Мы принимаем людей, столкнувшихся с любым видом насилия: бытовым, социальным и экономическим. При центре действует отделение социально-психологической помощи. Женщины, пострадавшие от домашней тирании, могут получить здесь временный приют, только если факт насилия зафиксирован в правоохранительных органах. Но и в случае психологического притеснения — это могут быть обыкновенные оскорбления мы оказываем помощь, — сообщила психолог центра Александра Романовская. — Все услуги бесплатные.
Телефон центра 77-19-22. Он работает круглосуточно. 

В оценке ситуации сельчане на редкость единодушны: трудолюбивая и глубоко порядочная женщина, в одиночку растившая троих детей и тянувшая хозяйство, стала жертвой обстоятельств. В трагедии винили не её, а погибшего. Пожалуй, несколько иную точку зрения имеет местный участковый, который не понаслышке знает о бытовых конфликтах этой семьи.

С сожителем Анны мы не раз проводили профилактические беседы, — говорит участковый инспектор полиции Руслан Оразаметов. — К сожалению, без письменного заявления женщины я не имел права дать делу ход. Поэтому всё заканчивалось устными внушениями и предупреждениями. Возможно, трагедии удалось бы избежать, если бы не долготерпение Анны.

Солидарны со стражем порядка и психологи.

Историй домашнего насилия очень много. И все они разные. Какой-то универсальный совет дать сложно. Единственное, что верно во всех случаях — не терпеть! — говорит психолог Анжелика Мерсиянова. — Нужно обращаться за помощью, не доводить до беды. Есть кризисные центры, форумы в интернете, общественные объединения — там обязательно помогут. Из любой ситуации есть выход.

Шанс для четверых

Троих ребятишек Анны забрал к себе её старший брат. Он оформил над ними опеку. Теперь в его семье девять детей.

В последний раз ребята видели маму незадолго до оглашения приговора.

Родственникам Анны лишь изредка удается выкроить из семейного бюджета деньги на посылку. Чаще балует передачами свою бывшую работницу Анна Будрина. Глава крестьянского хозяйства переписывается с Аней, навещает ее детей и обещает непременно взять тезку на работу, когда та выйдет на свободу.

При благоприятном стечении обстоятельств женщина сможет освободиться условно-досрочно. И такой шанс у Анны Жуковой действительно есть.

Администрация колонии, где отбывает наказание Анна, дала ей прекрасную характеристику. В ответе на запрос редакции в учреждении сообщили, что женщина работает поваром, ей предоставлены облегчённые условия содержания. Главным препятствием для её условно-досрочного освобождения названы процессуальные издержки. Речь идёт о сумме немногим более 190 000 тенге.

Дмитрий Григорьев, Лика Субботина

Также читайте