Жители Усть-Каменогорска выступают против строительства многоэтажки

20 февраля 2021, 11:25
Сейчас читают:

Противостояние жильцов набережной имени Е. П. Славского и застройщика длится более полугода. Прошлым летом на месте сквера на улице Лихарева не­ожиданно началась подготовка к стройке высотного дома. Люди считают, что проект возведения здания составлен со множеством нарушений. Но официальные структуры в один голос уверяют, что строительство организовано на законных основаниях. Что стало причиной возмущения горожан и почему специалиста госэкспертизы привлекли к ответственности, разбирался корреспондент YK-news.kz.

В августе прошлого года небольшая аллея между жилыми домами на набережной имени Е. П. Славского и школой № 30 стала предметом горячих споров. Именно тогда на участке так называемого сквера на Лихарева началась вырубка деревьев, которую объяснили предстоящей стройкой многоэтажки. Как оказалось, территория сквера находится в частном владении и собственник участка решил построить на ней девятиэтажный жилой дом. При этом часть площадей здания предполагается занять торговыми залами и офисами. 

— Участок, который годами считался бесхозным, вдруг оказался чьей-то собственностью, — удивляются жильцы близлежащих домов. — И никто ведь не знал об этом. Жители сами ухаживали за аллеей, школа № 30 постоянно выходила сюда на субботник. Мы своими силами поддерживали порядок на территории, которая принадлежит частному лицу? А теперь этот кто-то заявил свои права на сквер, да еще собирается возвести высотный дом, который здесь как бельмо на глазу будет.

И так сойдёт

Возмущенные жильцы решили выяснить, кто и зачем организовал стройку.

По информации городского отдела земельных отношений, с 2005 по 2006 год постановлением акимата два земельных участка на улице Лихарева, 3/1, объединили в один, под единый кадастровый номер. Затем участки предоставили для проектирования, строительства и размещения многоэтажного жилого дома. В управлении государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) уточнили, что последним собственником участка в цепочке сменяющих с того времени друг друга владельцев стала гражданка Меруерт Токтарова. А в марте прошлого года женщина передала участок ТОО "КазТалСтройРемонт" по договору дарения. Целевое назначение территории при этом не менялось.

— Проект постройки удалось найти на сайте городского акимата, — рассказывает Валентин, житель дома № 28а на набережной имени Е. П. Славского. — В проекте помимо жилого дома предусмотрены парковки, детские площадки, озеленение и прочее.

Однако когда мужчина углубился в чтение документации, у него возникло много вопросов.

— Соблюсти законы и требования строительных норм для девятиэтажки на этом участке невозможно в принципе, — считает Валентин. — Может быть, поэтому в проекте допущены ошибки. Например, расстояние от предполагаемой парковки до школы: заявлено 9,09 метра, а по Своду правил РК должно быть 15 метров; от парковки до детских площадок заявлен один метр, а должно быть 15 метров и так далее. И таких странных осечек в проекте масса.

Также, по мнению горожанина, в проекте неверно рассчитано количество парковочных мест (48 вместо 94). В документе "Оценка воздействия на окружающую среду" обозначено к вырубке 14 деревьев и 20 кустарников. А в плане демонтажа вынужденной выбраковке подлежат более 50 деревьев. Не выдержаны и расстояния от полосы компенсационной высадки до здания школы.

— Схема проезда тоже очень странно организована, — пожимает плечами соседка Валентина Виктория. — То есть предполагается подъезжать к этой девятиэтажке через двор. Наши еще советские дворы не рассчитаны на большой поток машин. Там едва разъезжаются сами жители. А если в новом доме расположат торговые площади, это, видимо, подразумевает движение грузового транспорта, который будет привозить товары. И вот у нас посреди двора в жилой зоне станут курсировать крупногабаритные машины? А как же безопасность жителей? Во дворе дети гуляют. К тому же перегрузка внутридворовых дорог может стать препятствием для движения транспорта спецслужб — пожарных машин, скорой помощи, мусоровоза, такси.

Заволновались и в администрации школы № 30.

— Согласия как смежник я не давала и никаких бумаг не подписывала, — негодует директор школы Алмагуль Акказина. — В проекте заказчик даже не указал, что рядом находится школа. Близость стройки может представлять потенциальную опасность для школьников (из любопытства дети могут приходить на территорию стройки). А по завершении строительства у нас под окнами будет парковка. Невозможно будет классы проветрить, а в школе дети учатся в три смены.

Но главное, людей обеспокоило, что строительство может негативно сказаться на жизнеобеспечении их домов. В частности, горожане задались вопросом: выдержат ли дополнительную нагрузку в виде новой высотки коммуникации водопровода?

— У нас и сейчас на верхних этажах давление холодной воды так себе, — отмечает Валентин. — Возможно, это соответствует норме. Но когда они поставят свою девятиэтажку (а там подкачивающий насос на водопроводе по проекту), то наши дома могут испытывать неудобства.

Не меньше опасений вызвала и возможная перегрузка электросетей.

— У нас дома раньше были газифицированы, сейчас все перешли на электроплиты, — объясняет Виктория. — Да и количество электроприборов в квартирах со временем увеличилось. Старые сети и без этого не рассчитаны на такую нагрузку. А тут еще один дом собираются подключать.

Специалисты коммунальных служб, в свою очередь, поспешили успокоить жителей:

— Подключение новой высотки к водопроводу, системам отопления и электроснабжения возможно, только если заказчик проекта надлежащим образом исполнит выданные ему техусловия по оснащению коммуникаций. При этом должны учитываться дополнительные нагрузки, которые может давать построенное здание.

В то же время коммунальщики отметили, что ранее жалоб от жителей домов на набережной имени Е. П. Славского не поступало.

Работа над ошибками

Когда 19 августа жители организовали встречу с главным архитектором города Муратханом Сагатовым, тот заявил, что к проектной документации вопросов нет. Однако застройщик обязан был провести общественные слушания, прежде чем приступать к работе.

— Объявления о слушаниях были в апреле, — озвучивает свою версию событий Валентин. — По квартирам кто-то ходил с опросом. Но по закону формат слушаний предполагает открытое собрание. Этого сделано не было. А потом и вовсе выяснилось, что слушания проводились в марте, еще до объявления. На всех уровнях бардак. Но при этом к проекту выдали положительное заключение госэкспертизы. Спрашивается, каким образом?

Тогда людям пообещали, что вскоре общественные слушания проведут по всем правилам.

— Общественные слушания состоялись 28 октября 2020 года в онлайн-формате в Zoom, — продолжает рассказ Валентин. — Причем на этом заседании не было представителей местных исполнительных органов, как того требует закон. Регистрацию присутствующих жителей не проводили, протокол слушаний для подписи не предоставили. Потом просто потрясли листами с какими-то списками, рассмотреть что-то было, конечно, невозможно. Пятого ноября 2020 года на сайте городского акимата выложили протокол, но там отсутствовало приложение № 1, в котором как раз должен быть список участников слушаний и их голоса "за" или "против".

Позже, 16 ноября на сайте акимата Усть-Каменогорска по­явилась новая версия протокола слушаний. На этот раз — уже со списком участников и результатами голосования: "ЗА" единогласно. Вот только в списке значились всего семь человек, среди которых заказчик проекта, трое представителей фирмы-застройщика ТОО "КазТалСтройРемонт", секретарь слушаний и еще двое граждан, которых жителям не представили. Также глава протокола "Основные выводы по итогам обсуждения" содержала единственное предложение: "По результатам проведенных общественных слушаний часть участников проголосовала "ЗА" — 18 участников, а часть "ПРОТИВ" — 15 участников". Правда, кто и на каком основании сделал такие "выводы" осталось неясным.

Стоит отметить, подписи против строительства многоэтажки жители домов на набережной имени Е. П. Славского собрали еще летом. Количество несогласных со стройкой перевалило за 500 человек.

— Они никому не нужны, — разводит руками Виктория. — Несколько раз эти подписи прикладывали к всевозможным обращениям и к депутатам, и в акимат, и в даже в "Nur Otan". Когда говорим, что у нас опросные листы есть, все отмахиваются.

Семь бед — один ответ

Вызвавшее сомнения заключение госэкспертизы было решено оспорить в ГАСК. В ведомстве подтвердили, что выдачу госэкспертизы провели с нарушениями. Но выявленные ГАСК недостатки вызвали недоумение у жителей. Так, специалисты госконтроля почему-то в первую очередь обратили внимание на отсутствие в проектной документации дверных и оконных проемов монолитных стен.

— Там указаны несоответствия, которые можно исправить, а затем снова пройти экспертизу, — считает Виктория. — А реальные очевидные нарушения, которые исправить невозможно, остались без внимания. В ГАСК сказали, что некоторые вопросы не в их компетенции. Это неправда. Несоблюдение расстояний от парковок до школы, между парковками и детскими площадками — это их компетенция. Но у них еще и мораторий на проверки.

— Необходимо провести внеплановую проверку с полным изучением документации, — комментируют в управлении строительного контроля. — Но поскольку заказчик объекта ТОО "КазТалСтройРемонт" является субъектом малого предпринимательства, то он подпадает под мораторий на проведение контроля, установленный Президентом РК в декабре 2019 года.

Тем не менее по результатам проверки за выдачу положительного заключения на проект, который противоречит закону, к административной ответственности привлекли руководителя экспертной группы.

В городском акимате настаивают, что проектная документация прошла экспертизу по всем правилам. И согласно заключению РГП "Госэкспертиза", проект соответствует нормативным требованиям (санитарной, экологической, противопожарной безопасности и т. д.). А несогласным с таким заключением гражданам позволительно обратиться в суд.

"Приняв во внимание мнения жителей с собственником земельного участка по улице Лихарева, 3/1 — ТОО "КазТалСтройРемонт" — проведены переговоры. Владельцу предложили перенести площадку строительства на другой равнозначный участок. Но собственник не согласился с переносом. Отменить право собственности на участок и запретить строительство возможно только по решению суда", — уточнили в ответе на запрос редакции в городском акимате.

— В позапрошлом году президент анонсировал "слышащее государство". У нас, видимо, слабослышащая область какая-то получилась. Куда бы мы ни обратились, нам говорят одно: документы по проекту все в порядке. Если хотите, подавайте в суд, — резюмирует Валентин.

И жители захотели. И собирают деньги на судебное разбирательство.

— Нам объяснили, что если мы проиграем тяжбу, нам выставят счет по судебным издержкам, — говорит Виктория. — То есть на крайний случай нужно еще в запасе иметь какую-то сумму. Все эти инстанции уверены, что мы деньги не соберем. Но люди сдают потихоньку, кто сколько сможет, не знаю, что из этого выйдет. Опять же времени осталось совсем мало. Можем даже и не успеть с этим судом.

К слову, запланированный срок окончания работ по строительству жилого дома на улице Лихарева — 18 июля текущего года.

Лилия Дроздова

Также читайте