Жительница Шемонаихи пыталась упрятать приемного сына в клинику для душевнобольных

15 июля 2012, 3:33
Сейчас читают:

Десятилетний Роман Полунин (по этическим причинам имена изменены) дважды потерял маму. Первый раз - вскоре после своего рождения, второй - по решению суда. Органы опеки подали в суд на приемных родителей мальчика, посчитав, что те запустили ребенка, не занимались его воспитанием, а главное - постоянно унижали и наказывали его. Шемонаихинский районный суд удовлетворил иск районного отдела образования.

Шанс на счастье

Роман, как и сотни детдомовских ребятишек, остался без семьи еще в младенчестве. Но в 2006 году, когда Роману исполнилось три года, судьба улыбнулась ему: мальчика усыновили. В новой семье было хорошо: большой дом, много игрушек, вкусная еда и самое главное – мамины тепло и забота. Рома был несказанно счастлив.

Вскоре у приемной мамы появились еще дети. Начались новые заботы и хлопоты. Подрос и Роман. Но что-то разладилось в его отношениях с родителями.

Жить дома Роману становилось все труднее. Как следует из судебного решения, родители за различные провинности лишали сына еды, держали под домашним арестом. Приемная мама, подозревая, что у Романа есть психологические отклонения, пыталась упрятать его в психоневрологический диспансер. Все это серьезно пошатнуло психическое и физическое здоровье ребенка. Мальчик замкнулся, стал агрессивным. У десятилетнего Романа появились суицидальные мысли.

Забили тревогу

Как рассказали нам в суде, первыми изменения в поведении ребенка заметили учителя школы, в которой обучался Рома. После беседы с мальчиком они сообщили о его домашних проблемах в районный отдел образования. Представители опеки отреагировали быстро. Почти в тот же день забрали мальчика, а на приемных родителей подали в суд.

В ходе судебного заседания мать Романа рассказала, что проблемы с сыном начались после рождения в семье пятого ребенка и одновременно с поступлением Романа в школу.

- Его поведение изменилось. Он не реагировал на замечания дома, а также на замечания учителей, являлся зачинщиком драк, - пояснила она судье.

Женщина также добавила, что профилактические беседы с сыном результата не дали. Ее педагогические навыки исчерпаны, и теперь она не желает заниматься воспитанием Романа.

Аналогичное мнение выразил и приемный отец мальчика.

Выслушав доводы всех сторон, судья вынес решение - отменить усыновление Романа Полунина и обязать бывших приемных родителей выплачивать мальчику алименты до его совершеннолетия.

Романа определили под опеку районного отдела образования. О решении суда он узнал уже в приюте.

Как котенка

Поступок Полуниных вызвал в обществе широкий резонанс. Люди негодовали: как опека раньше не выявила поступки приемных родителей? Где был школьный инспектор? Почему в суде не потребовали от родителей возмещения морального вреда?

В областном управлении образования попросили "не делать из мухи слона". Мол, такое в усыновлении случается крайне редко. История Ромы - скорее исключение из правил, чем закономерность.

Но при этом чиновники согласились: доля вины представителей опеки в данном случае есть.

- Опека - это сложная работа, и не каждый с ней справляется, - говорит методист управления Таисия Коростелева. - Нужно много энергии, нужно большое сердце. А сейчас к нам приходят молодые люди, которые к этому не готовы.

Родителей Романа трудно оправдать, считают в управлении, но, с другой стороны, в определенной степени надо понять и их.

- Дети, которые попадают в детские дома, генетически предрасположены к девиантному поведению, - поясняет Таисия Васильевна. - Особенно, если биологическая мать вела разгульный образ жизни, пила или употребляла наркотики. Поэтому приемным родителям зачастую приходится бороться с проявлением тех или иных отклонений в детской психике, поведении. Видимо, у Полуниных не получилось, - заключила педагог.

Чтобы неповадно было

Несколько другого мнения придерживаются представители органов внутренних дел. В отделе по делам несовершеннолетних УВД Усть-Каменогорска считают, что приемные родители мальчика слишком легко отделались.

- В исковые требования мог быть включен и пункт о возмещении морального вреда, - говорит заместитель начальника отдела общественной безопасности УВД Мейрамгуль Ким. - Ведь ребенок на протяжении нескольких лет подвергался моральному насилию.

- Можно ли нерадивых усыновителей привлечь к уголовной ответственности?

- В моей практике был такой случай. Тогда маму девочки осудили за нанесение ребенку побоев. Ее приговорили к ограничению свободы сроком на несколько лет и к тому же обязали заплатить крупный штраф.

Но добиться такого результата, по словам Мейрамгуль Ким, удается нечасто, поскольку полицейским необходимо собрать обширную доказательную базу, провести несколько судебно-медицинских экспертиз. Словом, доказать судье, что физическое или моральное насилие в семье действительно имело место.

Послесловие

Пару лет назад в области произошел аналогичный случай. Бездетная семейная пара взяла из детского дома девочку. Первое время все было хорошо, но потом отношения с ребенком разладились, и родители привели девочку обратно в органы опеки, попросив отменить решение об усыновлении. Оказалось, что ребенок имеет некоторые отклонения в психическом развитии. Девочку забрали из семьи и поместили в специализированный интернат для детей с задержкой психического развития. Однако, по словам представителя опеки, родители, у которых, кстати сказать, после этого родился свой ребенок, периодически навещают девочку в интернате.

Как заверяют в управлении образования, сейчас Роман Полунин чувствует себя лучше. Мальчику подыскивают новую семью.

Также читайте