Жительнице Усть-Каменогорска пришлось доказывать, что её муж, погибший при попытке спасти тонущего коллегу, действовал в интересах работодателя

27 марта 2016, 4:18
Сейчас читают:
Жительнице Усть-Каменогорска пришлось доказывать, что её муж, погибший при попытке спасти тонущего коллегу, действовал в интересах работодателя Жительнице Усть-Каменогорска пришлось доказывать, что её муж, погибший при попытке спасти тонущего коллегу, действовал в интересах работодателя
Жительнице Усть-Каменогорска пришлось доказывать, что её муж, погибший при попытке спасти тонущего коллегу, действовал в интересах работодателя
Теплоход "Байтерек"

В декабре 2014 года в Усть-Каменогорске в результате несчастного случая погибли два сотрудника ТОО "Машзавод". Мужчина, выполнявший ремонтные работы на палубе корабля "Байтерек", упал в Иртыш. Пытаясь помочь, в воду бросился его 49-летний коллега. Оба работника утонули. Специальная комиссия пришла к выводу, что случаи никак не связаны с производственной деятельностью, а сотрудник организации не должен был прыгать за утопающим! Более того, представители Машзавода уже в суде указывали, что оба сотрудники были... пьяны! Оставив за скобками, как работяг вообще в таком случае пустили на объект. Родные одного из погибших не согласились с позицией предприятия и опротестовали выводы комиссии в суде, сообщает корреспондент YK-news.kz.

Напомним, ранее мы уже писали о трагическом случае, произошедшем 15 декабря 2014 года на теплоходе "Байтерек", пришвартованном неподалеку от городской ГЭС. По итогам расследования, в роковой день бригада ТОО "Машзавод" проводила ремонтные работы на корабле. Около часа дня 53-летний Николай Баржов решил сойти с теплохода в ангар по понтону. Именно в этот момент мужчина по неизвестным до сих пор причинам упал в воду. Рабочие услышали громкий всплеск, а затем кто-то заметил в Иртыше Баржова, которого уносило течение. Коллеги схватили спасательные круги и побежали вдоль реки, пытаясь разглядеть в ледяной воде тонущего. Среди ринувшихся на помощь был 49-летний Александр Абакумов. Он одним из первых добежал до баржи, стоявшей ниже по течению. Оттуда мужчина и прыгнул в воду. Абакумов доплыл до Баржова, обхватил его и попытался добраться до берега. Но несколько минут в ледяной воде обессилили мужчину — и, издав крик, он скрылся под водой...

Тела утонувших удалось отыскать с разницей в два месяца.

Следственный эксперимент

Николай Баржов

Для расследования несчастного случая, в результате которого погибли сразу два человека, на Машзаводе была создана специальная комиссия. Рабочую группу возглавил главный госинспектор труда по ВКО Бакытбек Кизатов. Подводя итоги расследования, специалисты выпустили соответствующий акт: документ указывал на то, что мужчины погибли по своей вине, а работодатель не должен нести ответственности за произошедшее. Главный аргумент в пользу такого заключения — после падения Баржов не звал на помощь и не подавал признаков жизни, а Абакумов действовал "вне функциональных обязанностей", прыгая в Иртыш на помощь тонущему.

Выводы специалистов повергли родственников погибших в шок! Примечательно, что с мнением коллег по комиссии не согласился ее председатель.

— Пострадавшие получили травмы в течение рабочего времени, находясь на рабочем месте, выполняя трудовые обязанности, а также иные действия по собственной инициативе и в интересах работодателя, — изложил свое мнение главный государственный инспектор труда по ВКО Бакытбек Кизатов.

Госслужащий тогда же пояснил, что, несмотря на его мнение, итоги расследования строятся на выводах основного состава рабочей группы. Соответственно, обжаловать их решение возможно только в суде. Спустя ровно год после трагедии вдова Александра Абакумова — Ольга — обратилась с исковым заявлением в суд.

Опьяняющая версия

Усть-Каменогорский городской суд женщина просила лишь об одном — отменить решение спецкомиссии и признать несчастный случай, в результате которого погиб Александр Абакумов, связанным с производством. По мнению юристов вдовы Максима Кубракова и Владислава Терновенко, предприятие нарушило множество правил при организации работ.

Александр Абакумов

— Работодатель перевел Александра Абакумова с Машзавода на служебно-разъездной теплоход "Байтерек" без оформления соответствующего приказа, — высказывает точку зрения Максим Кубраков, представлявший в суде интересы вдовы Александра Абакумова. — На новом рабочем месте с мужчиной никто не провел инструктаж по технике безопасности и не сообщил о наличии опасного производственного фактора "холодная вода", что также является грубым нарушением. Поэтому сотрудник мог попросту не знать, что делать в ситуации, когда его коллега оказался за бортом корабля. Разумеется, Александр по собственной инициативе предпринял попытку спасти человека и действовал при этом в интересах работодателя и из элементарного желания сохранить жизнь товарища.

Представители ТОО "Машзавод" в процессе разбирательств парировали: теплоход — специфический объект, который не является ни зданием, ни сооружением, а значит, и многие требования законодательства на него не распространяются.

"В связи с тем, что работы, проводимые на СРТ "Байтерек", не относятся к работам, проводимым над водой, не было необходимости принимать дополнительные инструкции по проведению работ в плавучем укрытии и на теплоходе", — приведены доводы представителей ТОО "Машзавод" в судебном документе.

Более того, юристы предприятия посчитали, что после падения в воду Баржову уже вряд ли можно было чем-то помочь. В ходе судебных заседаний представители компании рассказали, что погибшие в момент трагедии были... пьяны!

"Со слов очевидцев несчастного случая, все видели, как Баржов плыл без движения вверх спиной, что уже указывало на то, что он мертв. Кроме этого, в крови трупа Абакумова обнаружен этиловый спирт в концентрации 0,37 промилле, что у живых лиц соответствует незначительному влиянию алкоголя", — пояснили на суде представители ТОО "Машзавод".

Примечательно, что в крови Николая Баржова судмедэкспертиза выявила значительную дозу алкоголя.

"При химико-токсикологическом исследовании трупа обнаружен этиловый спирт в концентрации 3,05 промилле, что у живых лиц соответствует тяжелому опьянению этиловым алкоголем", — говорится в судебном документе.

Представители Машзавода оставили без ответа главный вопрос: каким же образом сотрудники оказались на палубе в нетрезвом состоянии?

— Несмотря на то, что представители ТОО "Машзавод" опираются на заключение судмедэкспертизы, сообщая, что якобы у Николая в крови был обнаружен спирт, опрос свидетелей показал, что мужчина пришел на работу трезвым, — поделился мнением Максим Кубраков. — А если сотрудник употребил спиртные напитки на рабочем месте, то понести ответственность за это должен работодатель. Отсутствует причинно-следственная связь между падением Баржова в воду и его возможным опьянением, ведь никто из сотрудников не видел самого падения. Поэтому никто не может утверждать, что он упал в воду из-за опьянения.

Несмотря на сомнения юристов, родственники Николая Баржова сообщили корреспонденту YK-news.kz, что пока не намерены обжаловать акт спецрасследования.

Проверка боем

Заслушав мнения сторон и изучив материалы дела, суд вынес решение. Служителям Фемиды доводы о наличии спирта в крови Александра Абакумова показались несостоятельными, а возможное серьезное опьянение Баржова, напротив, указывало на халатность сотрудников Машзавода.

В тему
В прошлом году Александра Абакумова, трагически погибшего при попытке спасти тонущего коллегу, посмертно представили к государственной награде. По приказу министра внутренних дел РК ему присвоили нагрудный знак «Төтенше жағдайдағы ерлігі үшін» ("За проявленное мужество в чрезвычайной ситуации"). Сотрудники ДЧС ВКО вручили награду супруге и дочери погибшего.

"С работниками на СРТ "Байтерек" не проводился инструктаж по безопасности и охране труда. Тяжелое опьянение Баржова лишний раз подтверждает, что работодатель допустил нахождение сотрудника в таком состоянии на рабочем месте, что противоречит трудовому законодательству (...) Суд считает, что Александр Абакумов прыгнул в воду для спасения своего коллеги по собственной инициативе в интересах работодателя. Несчастный случай со смертельным исходом следует признать связанным с производством", — заключил судья Усть-Каменогорского городского суда Рашат Шериязданов.

Юристы ТОО "Машзавод" обратились с апелляционной жалобой в областной суд. Однако, рассмотрев дело повторно, коллегия оставила решение суда первой инстанции без изменений.

Впрочем, защитники Ольги Абакумовой не торопятся праздновать победу. Юристы опасаются, что руководство предприятия может весьма своеобразно исполнить решение суда.

— Решение суда состоялось, и каждая из сторон должна исполнять его добровольно, — объясняет юрист Максим Кубраков. — Несчастный случай признали связанным с производством. Соответственно, должен быть выпущен новый акт комиссионного расследования, в котором будет изменено первоначальное решение комиссии, а гибель человека увязана с производственной деятельностью. По закону, этот документ предприятие обязано предоставить потерпевшей стороне в течение трех дней. С момента вынесения постановления апелляционной инстанцией прошел уже месяц. То есть по факту они не исполняют решение. Вероятнее всего, придется добиваться выдачи акта через суд.

В ТОО "Машзавод" от комментариев отказались.

Изменение итогов расследования не в пользу предприятия может грозить ТОО "Машзавод" регулярными проверками на производстве. В государственной инспекции труда полностью поддержали выводы служителей Фемиды.

— Суд посчитал мое особое мнение, выраженное в акте специального расследования, правильным, и случай признали связанным с производством, — прокомментировал главный госинспектор труда по ВКО Бакытбек Кизатов. — Что касается предприятия, то теперь полученные материалы мы направим в органы внутренних дел — чтобы те определили, есть ли в произошедшем повод для возбуждения уголовного дела в отношении представителей Машзавода. На основании этого грубого нарушения организация будет внесена в план выборочных проверок, в том числе по охране труда.

Вдова Александра Абакумова рассказала, что судиться с ТОО "Машзавод" она долго не решалась.

— После проведения расследования администрация завода пригласила меня на встречу, где пообещала оказывать поддержку при возникновении трудностей, — рассказывает свою версию событий Ольга Абакумова. — Но за год так никто не позвонил и не поинтересовался, в чем мы нуждаемся. Разумеется, мне как матери двоих детей очень сложно. Вся работа по хозяйству теперь лежит только на мне. Непростая ситуация сложилась и в материальном плане — с работы меня сократили, а найти новую сейчас трудно.

— Каковы будут ваши дальнейшие действия? На какую помощь вы сможете рассчитывать после того, как случай признали связанным с производством?

— Пока это касается только страховых выплат, которые положены детям на время их обучения, — ответила Ольга. — По поводу прочих льгот сейчас разбираются адвокаты. Главным для меня было восстановить доброе имя мужа — он был героем, а все доводы предприятия — несостоятельные оправдания.

Артур Власов
фото предоставлены родственниками погибших

Также читайте