Закон – что дышло
Ольга Суховерхова пыталась доказать, что ее престарелого брата ГЦВП незаконно лишил единственного источника дохода - пенсии. Год судебных мытарств ни к чему не привел. Пока она не написала письмо в Совет ООН по правам человека в Женеве.
О том, как начались злоключения Ольги Суховерховой, мы писали в конце 2011 года.
Её брат Владимир Писикин 1936 года рождения в 2004 году уехал из Усть-Каменогорска в США – там живут его дети. Поездка была вынужденной – пенсионеру понадобилась операция на сердце. Грех было не воспользоваться возможностью сделать ее за рубежом.
Операция прошла удачно, но после выписки из госпиталя Владимир Ефимович от расстройства чуть было снова не попал на больничную кровать.
Он полагал, что все время его отсутствия пенсионные выплаты благополучно копились на его счете на родине. Владимиру Писикину понадобились деньги на реабилитацию.
Получить накопленную пенсию он поручил сестре – Ольге Суховерховой. В банке выяснилось, что деньги на счет поступали только с сентября 2004 по апрель 2006 года. А с последней даты пенсия и вовсе не начислялась. В Восточно-Казахстанском областном филиале ГЦВП Ольге Васильевне объяснили: Владимир Писикин выехал на ПМЖ в США, снят с регистрации в Усть-Каменогорске. Поэтому права получать пенсию в Казахстане, согласно законодательству, он… не имеет!
Чтобы вернуть эти деньги и восстановить выплату пенсии брату, в 2011 году Ольга Суховерхова подала заявление в суд. В иске она указала, что Владимир Писикин действительно выехал в США на постоянное место жительства. Но остается гражданином Казахстана. Следовательно, является получателем пенсии в РК.
- Конституция дает нам право свободного передвижения, выбора места жительства, - говорит Ольга Васильевна. - И гарантирует гражданам РК минимальный размер пенсий.
Однако усть-каменогорский городской суд вынес решение не в ее пользу. Суд, в отличие от истицы, руководствовался не Основным законом, а Инструкцией о порядке организации назначения и выплаты пенсий и других выплат от 2001 года. Согласно этому документу, пенсии и пособии людям, выезжающим на ПМЖ за пределы РК, выплачиваются по месяц снятия с регистрации в Казахстане. Также суд основывался на другом нормативно-правовом акте – Правилах назначения и осуществления выплаты государственных базовых социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, пенсионных выплат из ГЦВП и т. д.
Апелляционная коллегия ВК областного суда решение суда первой инстанции оставила без изменения. Кассационная коллегия – тоже.
Ольга Суховерхова, изучив законодательство вдоль и поперек, была уверена в своей правоте. Письменное обращение она отправила в Совет ООН по правам человека в Женеве.
- Там мне ответили, что права моего брата нарушены и посоветовали написать заявление в Верховный суд Казахстана, что я и сделала, - рассказала Ольга Васильевна.
Надзорная судебная коллегия Верховного суда вынесла вердикт - отменить решение Усть-Каменогорского городского суда и постановления апелляционной и кассационной судебных коллегий.
Из постановления Верховного суда следует, что "судами нижестоящих инстанций решения вынесены при отсутствии данных, которые могли служить веским основанием для прекращения пенсионных выплат Писикину". В деле отсутствуют данные об утрате Владимиром Ефимовичем гражданства Казахстана.
Далее из постановления: "согласно Конституции, гражданин РК ни при каких условиях не может быть лишен гражданства. Никто не может подвергаться дискриминации по любым обстоятельствам, в том числе по мотивам смены места жительства. Конституцией гарантировано право выезда за пределы страны и право беспрепятственного возвращения в Казахстан. Гражданину РК гарантируется минимальный размер пенсии". В то же время Законом "О пенсионном обеспечении в РК" предусмотрено, что пенсионные выплаты назначаются пожизненно и осуществляются по месяц смерти включительно.
Надзорная судебная коллегия постановила, что выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций противоречат положениям Основного закона РК, то есть Конституции. Конституционные права, свободы, гарантии, включая пенсионные, распространяются на граждан республики вне зависимости от места их проживания.
А ссылку местных судов на инструкцию и правила в Верховном суде и вовсе сочли несостоятельной. Потому что в этом случае нарушен канон об иерархии нормативно-правовых актов - Конституция имеет высшую юридическую силу.
Теперь ГЦВП обязан осуществить выплату пенсии Владимиру Писикину с 2004 года.
- Володя, когда узнал об этом, чуть не умер от счастья. Ведь он живет в Америке на иждивении у дочери, - теперь уже с улыбкой говорит Ольга Суховерхова. - Трудно пришлось. Но я добилась справедливости. Морально и материально меня поддерживала адвокат Людмила Митина – огромное ей спасибо. Я хочу, чтобы старики, оказавшиеся в той же ситуации, что и мой брат, не опускали руки. В Верховном суде меня спрашивали, не юрист ли я по образованию. Я ответила, что нет. Просто основы Конституции знаю со школьной скамьи. Свои права надо знать и при необходимости отстаивать!
Елена Супрунова