Испытание очередью
Изматывающее ожидание в больничных коридорах большинства поликлиник и СВА города по силам не каждому. Не хватает терпения и нервов. Почему так происходит, мы попытались разобраться на примере детской поликлиники № 2 (ул. Потанина, 8).
Не потому, что на неё жалуются чаще других. Звонят нам читатели по этому поводу регулярно и называют самые различные больницы. Просто жалоба молодой мамы, которая лечит ребенка в этой поликлинике, отличалась от остальных затяжным характером проблемы: «Уже месяц не могу попасть к своему участковому педиатру, ее все время заменяют, постоянно ведется прием двух участков одновременно. Очереди многочасовые. Слышала, что наш педиатр на «скорой» подрабатывает».
За себя и за того парня
Чтобы разобраться в ситуации, мы обратились к главному врачу этой детской больницы Надежде Соколовой.
- Да, действительно бывает, что врачи замещают друг друга. Но это производственная необходимость. Люди бывают на больничном, на учебе. Замещают их такие же квалифицированные врачи.
Сдвоенные приемы и, как следствие, огромные очереди, по мнению, Надежды Михайловны, - суровая необходимость. Считайте сами. В этой больнице нехватка педиатров достигла 25 процентов. За последние 20 лет в штат приняты только два молодых врача. В тот день, когда мы побывали в больнице, из 12 педиатров двое уехали на встречу с акимом, двое - на обязательную учебу в Центр матери и ребенка. Кто-то был в отпуске.
- 52 дня отпуска - это очень много, настоящая головная боль, - рассказывает главный врач, - Мы без конца его делим, никто полностью не берет, потому что невозможно так долго замещать отсутствующего.
На оставшихся врачей уже приходится двойная нагрузка. Но это расчет по нормативам, а значит, весьма далекий от жизни. За прием положено принимать всего 15 пациентов, а приходят в два-три раза больше.
- Если бы врач, как по нормативу, принимала 15 человек, мы бы сделали талонную систему, и все было бы тихо и спокойно, - уверена Надежда Михайловна.
В педиатры кто б пошел?
С каждым годом больных становится все больше, чего, увы не скажешь о врачах. Работают сверх норматива они не только на приеме, но и на вызовах. По словам Надежды Соколовой, вместо положенных восьми пациентов врач нередко посещает на дому 40-50 детей. Это физически очень трудно. При всех доплатах молодые люди не рвутся работать врачами. Тем более детскими.
- Совсем недавно у нас не хватало половины педиатров. И тогда каждый врач, низкий им поклон, принимал больных с двух участков, - говорит Надежда Михайловна. - Это очень сложная работа. Напряженная. Работаешь с ребенком и еще с матерью. Спасибо нам никто не говорит, вот вам жалуются. Неужели еще здесь нас можно как-то упрекнуть?
Подработать - не подработать...
О том, работают ли ее педиатры дополнительно в платных клиниках или на «скорой помощи», главврач не знает.
- Моя задача, чтобы человек отработал положенное, - говорит Надежда Михайловна. - А дальше, если у него еще есть физические силы, может, и подрабатывает кто-то.
Заместитель главного врача станции скорой помощи Кибатулла Кентпаев подтвердил, что педиатр, о котором шла речь в жалобе читательницы, у них не дежурит. Иногда врачи выходят на подработку в субботу-воскресенье.
- Я сочувствую, действительно сочувствую маме, которая отсидела в очереди с маленьким ребенком несколько часов, - говорит Надежда Соколова. - Но ведь врач не ногти себе красила, она таких же детей принимала. Очередь напрягает только мать. А ребенок представления не имеет, что тут делается. Но мать может потерпеть. Нужно потерпеть. И не воспринимать это как ущемление личности. Поверьте, проблем у нас больше, чем у мамы, которая посидела с ребенком в очереди.
Взгляд из коридора
А вот мамы и папы, посещавшие с ребенком врача, знают - очереди для малыша не пустяк, о котором он представления не имеет. Возможно, маленький человечек еще не знает такого слова. Но находиться в больничной очереди несколько часов ребенку очень тяжело.
Если малыш уже выздоравливает и чувствует себя неплохо, ему трудно переносить ограничения - не шуми, не бегай, не прыгай... Ему нечем занять себя. Мама виновата? Проверено на себе: брали в больницу игрушки, книжки, играли в слова и загадки, тихонько пели песенки, играли с соседями по очереди в спокойные игры, смотрели фото на сотке, снова играли в пальчиковые игры... На втором часу ожидания не помогает уже ничто.
Еще хуже, когда малышу действительно плохо. Ему хочется прилечь, попить, он капризничает и плачет, всем недоволен... Дома и стены лечат, чего не скажешь о больничных коридорах. И приходится всем слушать надрывный плач или изматывающее хныканье больного ребенка, не понимающего, почему им с мамой нельзя идти домой. Могут ли здесь что-то исправить врачи? Думаем, да. Например, в ситуациях, о которых поведали наши читатели.
Пример 1
«В поликлинику на Потанина я пришёл занять очередь за час до приема, - рассказывает папа четырёхлетнего малыша. - Так делают многие, чтобы ребенок находился в больнице как можно меньше. Когда перед самым началом приема подошла жена с ребенком, медсестра неожиданно сообщила, что педиатра не будет, и нужно идти в другой кабинет. Вся очередь ринулась туда. Родители с другого участка, естественно, не согласились принять во внимание нашу очередь, и на предложение идти через одного ответили на повышенных тонах. Неразберихи и конфликтов легко можно было избежать, просто заранее повесив объявление, что прием состоится в другом кабинете. В ответ на возмущения людей листок повесили, но… на том кабинете, в который перенесли прием, и где люди видеть его не могли».
Пример 2
«В нашей больнице по месту жительства детский врач систематически начинает прием значительно позже времени, установленного расписанием, - возмущается другая читательница. - На вопрос «почему?», его медсестра поясняет - он же заведующий, значит, есть дела».
Пример 3
«В Защитинской железнодорожной больнице каждый вторник прием по расписанию начинается с 8-00. Но все врачи приступают к обязанностям в среднем через час. Потому что у них в это же время идет планерка, - отмечают жители микрорайона Защита. - Иногда к планерке добавляются выступления представителей фармацевтических компаний, рассказывающих о новых суперпрепаратах».
Пример 4
А вот наблюдение из ряда вон: «Однажды наш педиатр начала прием на 15 минут позже, потому что… гладила медицинский халат и брюки. Двери санитарной комнаты иногда открывались, и очередь могла наблюдать за этим интереснейшим процессом».
Пример 5
Еще один случай, который вывел из себя родителей: «В середине вечернего приема врач молча вышла из кабинета и ушла. Через несколько минут самые нетерпеливые мамы поинтересовались у медсестры, когда вернется педиатр. Оказалось, всех врачей обязали присутствовать на конференции, проходившей в соседнем здании. Педиатра, ведущего прием, не освободили от участия, и она вернулась к томящимся в очереди детям почти через полтора часа».
Пример 6
По Правилам начисления больничного, врач имеет право приглашать на прием дважды в неделю. Тем не менее редко кто из докторов пользуется этим правом - обычно посещения назначаются через день. Только за счет соблюдения установленных правилами сроков можно сократить количество посещений (и значит, очереди!) почти на треть.
С тем, что медицина переживает кадровый кризис, спорить не приходится. Проблем у врачей много. Но если думать об интересах пациентов, особенно маленьких, то можно так организовать работу, чтобы больному ребенку не приходилось часами ожидать осмотра врача. А конференции, акимы и планерки могут подождать до окончания приема...