Казахстанцы недовольны качеством оказания медуслуг — эксперт

2 августа 2017, 8:00
Сейчас читают:
Казахстанцы недовольны качеством оказания медуслуг — эксперт Казахстанцы недовольны качеством оказания медуслуг — эксперт
Казахстанцы недовольны качеством оказания медуслуг — эксперт

Система здравоохранения Казахстана проигрывает на глобальном рынке медицинских услуг. Всего два процента от ВВП в РК выделяется на систему здравоохранения, что негативно сказываются на качестве оказания медпомощи. Об этом в ходе круглого стола по вопросам обязательного медицинского страхования, проведенного в палате предпринимателей Алматы, сообщила гендиректор РГП на ПХВ "Республиканский центр развития здравоохранения" Айнур Айыпханова, передает корреспондент Today.kz.

Она пояснила, что во всем мире уровень здравоохранения определяется по трем категориям: затраты, качество и доступ.

"Невозможно одновременно иметь низкие затраты на систему здравоохранения, и при этом высокое качество и широкий доступ к медицине. Самые высокие расходы на медицину из госбюджета в США — там 17 процентов ВВП страны выделяют на здравоохранение. Поэтому у них хорошее качество оказания услуг. Но минус в том, что низкий уровень доступа к медицине. Например, миллионы людей имеют страховки, но могут воспользоваться ими только при экстренных случаях", — уточнила Айыпханова.

По словам эксперта, в странах постсоветского пространства затраты на здравоохранение всегда были минимальными. Казахстан лидирует по объему финансирования системы здравоохранения среди стран СНГ, затрачивая на медицину лишь два процента от ВВП.

"Высокие расходы не являются для нас проблемой. Однако медицина оставляет желать лучшего. Ежегодно растут жалобы от населения на качество оказания услуг. В прошлом году по сравнению с 2015-м количество жалоб казахстанцев выросло на 25 процентов. В день в Министерство здравоохранения поступает около 80 обращений из всех регионов. Это подтверждает, что врачи работаю на низком уровне", — отметила гендиректор "РЦРЗ".

Для казахстанцев, по данным Айыпхановой, остается проблемой и вопрос доступа в медицинские учреждения. 

"Обязательно медработник получает звонок от знакомых, которые интересуются — как попасть в определенную больницу. Как будто это секретная информация. Значит, есть проблемы с доступом. Платными услугами может воспользоваться не каждый гражданин. На глобальном рынке медуслуг система здравоохранения Казахстана проигрывает, потому что затраты на здравоохранение низкие, что однозначно сказывается на качестве оказания медпомощи и открытого доступа к медицине", — пояснила эксперт.

Айыпханова добавила, что не все казахстанцы переходят на новую модель страхования. 

Из 17 миллионов граждан 10,5 миллиона обслуживаются за счет государства, эти цифры, сообщила эксперт, не изменятся. Лишь менее семи миллионов человек, то есть работающие и активные граждане, будут участниками новой модели страхования.

"Даже та часть людей, которая пользуется услугами за счет бюджета, по сути, они застрахованы, потому что любая страна обеспечивает социальную защиту. В Казахстане 35 процентов расходов на здравоохранения несут жители, тогда как в развитых странах расходы граждан на здравоохранение — не более 20 процентов . Чем лучше развита система здравоохранение, тем меньше граждане вынуждены платить за нее из своих карманов", — резюмировала спикер.

Напомним, 1 августа председатель правления НАО "Фонд социального медицинского страхования" Елена Бахмутова сообщила, что в июле в фонд ОСМС, по оперативным данным, поступило около 800 миллионов тенге.

Также читайте