Каковы правила экстренной госпитализации пациентов

13 августа 2017, 12:16
Сейчас читают:
Каковы правила экстренной госпитализации пациентов Каковы правила экстренной госпитализации пациентов
Каковы правила экстренной госпитализации пациентов

"Упал, очнулся — гипс" — в такой ситуации можно оказаться в любой момент. На что имеет право пациент, которого привезли в больницу на "скорой"? YK-news.kz продолжает рассказ о правилах госпитализации в Казахстане, утвержденных приказом министра здравоохранения и социального развития РК № 761 от 29.09.2015.

Как делят пациентов

Неважно, как внеплановый пациент попал в приемный покой — сам ли добрел, держась за сердце, или его привезли в карете с мигалкой. Когда человеку требуется неотложная помощь, говорят об экстренной госпитализации (в отличие от обычной плановой).

Вы удивитесь, но даже срочность бывает разной. Медики различают три вида пациентов неотложки. И ответственный (дежурный) врач приемного покоя наделен правом определять, к какой категории срочности относится вновь прибывший.

Первый поток — пациенты высшей степени приоритетности. Это больные в критическом состоянии, требующие срочной реанимации в палате интенсивной терапии или в операционной. Они могут находиться в состоянии шока или коме, у них наблюдаются явления сердечно-сосудистой, легочной, печеночной, почечной недостаточности.

Второй поток — пациенты первой степени приоритетности. Так называют больных с острыми хирургическими, урологическими, травматологическими, гинекологическими, неврологическими и терапевтическими заболеваниями, нуждающихся в стационарном лечении. Но в отличие от первого потока эти больные находятся в более или менее стабильном состоянии, которое позволяет уточнять и дифференцировать диагноз в приемном отделении. То есть их не везут сразу в оперблок, а записывают и осматривают сначала в приемном покое, а потом в отделении диагностики. Впоследствии на основе этого осмотра определяется дальнейшая тактика лечения в стационаре.

Третий поток — пациенты со второй степенью приоритетности. Тут еще проще: их осматривают, проводят необходимую диагностику, ставят диагноз, оказывают необходимую помощь и либо отправляют домой на амбулаторное лечение, либо оставляют в стационаре.

По дороге в больницу

Видели, как в американских фильмах навстречу карете скорой помощи из дверей больницы выезжает каталка и на ней больного в тяжелом состоянии срочно везут в операционную? В Правилах госпитализации прописано, как эта работа должна быть налажена в наших условиях.

Представим, что "скорая" с мигалкой мчит в стационар пациента из первого потока — того, которого относят к высокой степени приоритетности. Тут каждая минута на счету. Поэтому диспетчер станции скорой помощи предупреждает стационар о "новеньком" за 10 минут до расчетного времени прибытия машины. По рации или телефону диспетчер указывает обстоятельства травмы или заболевания, данные о давлении и пульсе, показатели дыхания, данные электрокардиограммы, сообщает, есть ли кровотечения и открытые раны, находится ли пациент в алкогольном или наркотическом опьянении и другие важные сведения о состоянии болящего.

Медсестра приемного отделения тщательно фиксирует полученную информацию и передает ее дальше. Во-первых, незамедлительно сообщает о прибывающем ответственному (дежурному) врачу приемного отделения, реаниматологу палаты интенсивной терапии, хирургу, травматологу.

Список дальнейших получателей информации о поступающем больном зависит от конкретной ситуации. Если диспетчер сказал, что у пациента кардиогенный шок или легочно-сердечная недостаточность, медсестра вызывает кардиолога. Если пациент без сознания или имеет нестабильный неврологический статус (как, например, при подозрении на инсульт) — сообщают невропатологу. Нет в штате больницы невропатолога или кардиолога — их заменит терапевт. Зафиксировано алкогольное или наркотическое опьянение — наготове должен быть токсиколог или нарколог. Везут пациента с ожогом — вызывают комбустиолога или на крайний случай травматолога, хирурга или терапевта. Разумеется, все обозначенные специалисты должны срочно явиться в приемный покой. Если необходимые специалисты не дежурят на месте, а являются ургентными (то есть готовыми к вызову в любой момент из дома), то они обязаны явиться в стационар в течение 30 минут.

Кроме того, в первые же пять минут после получения сведений об экстренном пациенте медсестра приемного отделения сообщает о нем в лабораторную службу, в отделение лучевой диагностики, а также в отделение эндоскопических и функциональных исследований. Специалисты из этих подразделений являются в приемный покой в течение пяти минут с момента получения звонка.

Таким образом, уже через десять минут после звонка диспетчера в приемном покое отделения скорой помощи больного встречает укомплектованная бригада врачей и специалистов. При этом ответственным за своевременное формирование этой бригады правила называют дежурного врача. Он же в ответе и за организацию приема пациента.

В стационаре

Дальнейший процесс похож на тот, что показывают в фильмах. Каталка с больным напрямую несется в операционный блок, минуя процесс регистрации и осмотра в приемном отделении. Ее сопровождают ответственный (дежурный) врач, реаниматолог, профильные специалисты. После того как больного прооперировали и его состояние стабилизировалось, пациента в сопровождении дежурного врача или медсестры переводят в соответствующее отделение.

По итогу приема каждый специалист, который осмотрел беднягу — даже если у пациента ничего не нашлось по его профилю, — делает запись в медицинской карте больного с указанием времени обследования.

В отделении больной в тяжелом состоянии должен находиться под постоянным присмотром. Динамика изменения его состояния отражается в медицинской карте. Как часто вносят такие записи, зависит от конкретной ситуации. Но правила требуют, чтобы записи производились не реже чем через каждые три часа. А когда речь идет об оказании неотложной помощи, то записи делают на каждом этапе с указанием времени по часам и минутам. Кроме этого, тяжелых больных должен ежедневно осматривать заведующий отделением с внесением соответствующих записей в карту.

Пациенты в состоянии обострения

По поводу приема пациентов из второго потока (то есть такие, которые поступают в приемный покой в остром, но не в критическом состоянии) тоже существует своя процедура.

В течение 10 — 15 минут после прибытия их должен осмотреть ответственный (дежурный) врач приемного отделения и профильные специалисты (хирург, травматолог, уролог и прочие — по показаниям). В специальном направительном листе каждый специалист записывает перечень и последовательность предписанных им лечебно-диагностических мероприятий. А пациент тем временем переводится в диагностическую палату приемного отделения в сопровождении медицинской сестры.

В первые же полчаса — час после поступления пациента в приемное отделение у больного берут анализы и делают прочие исследования. На основании полученных результатов потом решат, как лечить больного. Бывает, что для постановки диагноза требуется динамическое наблюдение. Тогда прибывший может находиться в диагностической палате в пределах суток.

Пациенты на своих ногах

Пациенты из третьего потока — в наиболее легком состоянии — могут рассчитывать на осмотр в ближайшие 5 — 10 минут после поступления в приемное отделение. Их осматривает все тот же дежурный врач. При необходимости к нему вызывают профильных специалистов.

Специалисты после осмотра записывают в направительном листе перечень и последовательность экстренных лечебно-диагностических мероприятий. Потом пациента в сопровождении медицинской сестры отправляют на диагностику. С этого момента и в течение 30 — 60 минут его должны обследовать. По результатам этих обследований принимается решение о госпитализации пациента или лечении на дому. В любом случае медсестра направляет сведения об обратившемся пациенте в семейную врачебную амбулаторию или поликлинику, к которой прикреплен больной.

Как долго ждать "скорую"?

В "Правилах оказания скорой медицинской помощи и предоставления медицинской помощи в форме санитарной авиации" (приказ министра здравоохранения и социального развития РК № 269 от 27.04.2015) можно найти время, за которое машина скорой помощи должна прибыть по вызову к больному.

Всех пациентов разделяют на шесть категорий сложности, от самых неотложных (ранение головы, груди, люди на улице без сознания, ДТП и прочие) до не слишком срочных (головная боль, температура без осложнений и тому подобное). В правилах указаны конкретные признаки по каждой категории.

При этом к неотложным пациентам (первой — третьей категорий срочности) бригада скорой помощи по правилам должна прибыть в течение 15 минут (плюс пять минут на обработку вызова в диспетчерской). Если диспетчер отнес вызов к шестой категории, то машину можно прождать и около часа (30 минут на то, чтобы доехать до пациента, плюс 30 минут — на обработку вызова).

Если бригада на месте предложит пациенту проехать в стационар для более полной диагностики или оказания дополнительной помощи, то он может взять с собой одного человека в качестве сопровождающего.

Редакция YK-news.kz от души желает, чтобы знание этих правил никогда вам не пригодилось. Будьте здоровы!

Ольга Пинэко-Скворцова

Также читайте